Седельный тягач DAF XF 450 FT Low Deck (4х2) Euro 6 цвета небесной лазури
Производитель: | DAF TRUCKS N. V. |
---|---|
Модель: | DAF XF 450 FT Low Deck (4х2) Euro 6 |
Осенью 2012 года состоялась премьера нового поколения DAF XF. 19 июля 2017 г. официально стартует серийное производство следующей генерации DAF XF и CF. Этот тест-драйв предсерийных машин цвета небесной лазури проходил в мае 2017 г. на территории Голландии.
После тест-драйва, когда позади меня приятным щелчком захлопнулась дверца кабины, и позднее, складывая камеру после съёмки, и ещё позже, наблюдая за снующими вокруг автомобилей нового поколения DAF XF и CF журналистами, я думал только об одном: действительно ли это новое поколение или просто эволюционный этап? И в чём отличие одно от другого. А потому решил излагать только факты и ничего кроме фактов. А вы уж решайте сами.
Всегда немного другой
При ближайшем рассмотрении кабины нынешнего DAF XF (в его обозначении давно уже отсутствуют цифровые индексы, как было ранее, например, 85, 105 и т. д.), очевидно, что в основе по-прежнему силовая схема «бестселлера DAF» – одной из лучших европейских кабин, но уже в солидном возрасте. И что любопытно, конструкторам удалось решить проблему компоновки сильно выросшей в размерах системы охлаждения современных двигателей, отвечающих нормам выбросов Euro 6, а ведь многим другим производителям из-за этого пришлось здорово перекроить каркас, а то и вовсе спроектировать кабину заново.
Теперь пытаясь сравнить кабину нынешнюю и пятилетней давности, ищу буквально 10 отличий, как в детской игре. Ну, новый презентационный лазурный цвет не в счёт, а вот камеры активного круиз-контроля, притаившиеся внизу бампера, запишу в актив. Ещё несколько иная форма обтекателей, чуть другие фары, шрифт букв DAF. Смотрю ещё внимательнее. Обнаруживаю немного иной узор «ноздрей» декоративной решётки радиатора, новый противосолнечный козырёк, шумоизоляционные вставки в колёсные арки. Набралось 7 отличий. Кто больше? Теперь залезаю внутрь. Может быть, это нюансы комплектации, но головное устройство медиасистемы теперь не в однодиновом гнезде, а интегрировано в панель, как у всех, на пороге кабины хромированный логотип DAF – знай наших, а «крутилка» управления трансмиссией переехала на переднюю панель. На «спальнике» новый ночник другой формы, хотя и старый был отнюдь не плох. Мне на тест достался автопоезд с магистральным тягачом DAF XF 450 FT Low Deck (4х2), двигателем мощностью 450 л.с. и автоматизированной КП. Полная масса с учётом балласта в полуприцепе – 36 т. Поехали!
Климат с интеллектом
Новые DAF CF и XF оснащены совершенно новой и простой в использовании автоматической системой управления климатом (HVAC). Эта система обеспечивает наиболее эффективный расход топлива, поскольку интеллектуальная система кондиционирования воздуха потребляет меньше энергии, охлаждая воздух строго до необходимой температуры, а не смешивая максимально холодный и горячий воздух. Интеллектуальное управление испарителем позволяет избежать излишнего охлаждения воздуха. Для обогрева кабины во время остановок и ночью новая полностью автоматическая система HVAC использует остаточное тепло от двигателя, что положительно сказывается на эффективности расхода топлива. Для гарантии высочайшего уровня комфорта для водителя работу новой системы управления климатом можно регулировать с помощью новой панели на задней стенке с новым температурным дисплеем.
Драйв без философии
DAF XF 450 FT Low Deck – это не просто тягач, как сейчас утверждают, а комплексное транспортное решение. Основная задача, которую решали, конфигурируя данный автопоезд, – максимальная экономия топлива при стандартных магистральных перевозках, преимущественно в равнинной местности, полная масса автопоезда при этом далеко не всегда может составлять допустимые 40 т.
Как уже ясно из названия Low Deck, для снижения лобового сопротивления, минимизировали высоту шасси. Этого достигли применением пневмоподвесок на всех осях, шинами уменьшенного статического диаметра (спереди 375 / 45 R22,5; сзади 315 / 45 R22,5 марки Good Year K-Max), и, естественно, монтажными размерами рамы. Ещё для борьбы с лишними граммами солярки предусмотрели направляющие воздухопритока радиатора и установили обтекатели на стыке кабины и бампера.
С не самым большим 10,8-литровым двигателем МХ-11 агрегатируется 12-ступенчатая автоматизированная КП торгового наименования TraXon, под хищной личиной капитализма которой скрывается агрегат фирмы ZF модели 12ТХ2210 16.69-1.00, что в этом индексе по порядку обозначает число ступеней, расчётный номинальный крутящий момент и диапазон передаточных отношений. Передаточное отношение главной пары – 2,05.
Согласно задумке создателей этой машины, столь высокое передаточное отношение компенсируется возможностью двигателя обеспечивать достаточный крутящий момент в зоне низких оборотов при движении на высшей передаче (смотрите иллюстрацию с внешней скоростной характеристикой двигателя МХ-11). А сам двигатель теперь обслуживает себя с меньшими внутренними потерями, но об этом чуть дальше.
Я совсем не случайно устроил краткий экскурс в спецификацию DAF XF 450 FT Low Deck. Когда были преодолены препятствия из узких улочек, миниатюрных перекрёстков с круговым движением и петляющих сельских дорожек старушки-Европы, и мы с нашим автопоездом наконец-то выкатились на автобан, всплыло вот что. Слишком мягкая настройка ходовой части и, вероятно, особенности резины, требуют постоянного контроля. Автомобиль идёт по прямой, только когда руки твёрдо держат рулевое колесо. С обратной стороны медали – идеальная плавность хода: стыки и мелкие дефекты покрытия вообще незаметны.
Умная электроника постоянно экзаменует водителя, приветствуя использование ретардера вместо рабочих тормозов, предлагая максимально использовать умный круиз-контроль, и в кондуите дисплея ставит галочки и начисляет проценты за эффективное вождение. Местный ландшафт и низкая интенсивность движения позволяли практически не использовать рабочую тормозную систему. Разогнавшись с горки, я чуть осаживал автопоезд ретардером, чтобы потом интенсивно разогнаться на подъём.
Дисплей похвалил меня пятибалльной оценкой за то, что я преодолел связку уклонов, так и не задействовав педаль тормоза. Вообще, все эти оценки приоритетны по отношению к экономии топлива, поэтому не стоит так уж сильно им доверять: бывают ситуации сложнее и многограннее, особенно там, где нет европейской дорожной дисциплины. Но в итоге система оценивала моё вождение от 79 до 84%, полагаю, это неплохо с учётом привыкания к новому автомобилю и очень уж тесной дорожной инфраструктуре вне автобана, в принципе не позволяющей обходиться без разгонов и торможений.
Однако на подъёмах 36-тонный автопоезд скисал, и в финале цифры среднего расхода топлива получились довольно банальные, около 33 л на сотню километров. Я допускаю, что этот показатель, натасканный электронными помощниками водитель, сможет опустить ещё на пару-тройку литров, увеличив долю автомагистрали на маршруте. Также не забываем, что это экостандарт Euro 6, для которого характерны проблемы с эластичностью характеристик двигателя в угоду экологии и у других коллег по цеху.
Вывод очевиден. Это чисто равнинный автопоезд для не очень тяжёлых грузов, которые надо перемещать внутри спокойной дисциплинированной Европы. Если скорректировать версию DAF XF 450 FT Low Deck для российских просторов, то я бы предложил более тяговитый ведущий мост, понизил экологический класс до пятого, и ещё немного бы поколдовал с шасси, увеличив дорожный просвет.
Да, для нас, пожалуй, стоит и скорректировать степень назойливости бортового компьютера с его непрерывной оценкой эффективности вождения, иначе на наших колдобинах среди «чайников» и чудил можно заиграться, и вовремя не заметить опасную дорожную ситуацию. Но тогда это уже будет не совсем DAF XF 450 FT Low Deck… Посему, чтобы не уходить в дебри философии, предлагаю детальнее взглянуть на конструкцию обновлённого мотора МХ-11, установленного именно на предмете нашего теста.
Сердечная самодостаточность
Всем известно, что для запуска любого автомобильного двигателя, необходимо его (движок) провернуть. Далее, начиная с первых тактов, мотор обеспечивает себя самостоятельно маслом, электроэнергией, циркуляцией охлаждающей жидкости и подачей топлива. И по традиции десятилетиями конструкторы закладывали многократные запасы производительности топливных, масляных и циркуляционных насосов системы охлаждения, оставляя излишки редукционным и байпасным клапанам, не всегда беспокоясь о механическом КПД агрегата.
В современных реалиях это непозволительная роскошь, крадущая драгоценное топливо и повышающая граммы вредных выбросов в атмосферу. Именно поэтому водяная помпа мотора МХ-11 2017 года выпуска соединена с ремнём привода вспомогательных агрегатов через вискомуфту, масляный насос эксцентрикового типа не нагнетает без устали избыточное давление в системе смазки, генератор в отдельных случаях также получил обгонную муфту, а насос ГУР теперь трудится с переменным успехом, создавая давление и увеличивая производительность по мере необходимости.
Здорово скинул в весе и габаритах «локальный химзаводик» – сажевый фильтр. В остальном здесь я увидел ставшие уже привычными технические решения, однако не перестающие переживать непрерывный процесс эволюции. Головка и блок цилиндров изготовляются из высокопрочного чугуна. Для снижения веса и уровня шума масляный поддон изготовлен из пластика. Выпускной коллектор изолирован для увеличения эффективности турбонаддува, мотор получил новые поршни, поршневые кольца и топливные форсунки.
Двигатель оснащён топливной системой с общей рампой (технология Common Rail, давление впрыска до 2500 бар), два насосных агрегата, которые создают давление в топливной рампе, интегрированы в блок и приводятся во вращение от распределительного вала.
Как обычно, применена рециркуляция отработавших газов, технология SCR и сажевый фильтр для максимального увеличения пассивной регенерации. Система EGR расположена максимально высоко, что позволило разместить турбокомпрессор ближе к блоку цилиндров и тем самым дополнительно уменьшить общие размеры двигателя.
Снижаем потери в трансмиссии
Дифференциалы заднего моста нового поколения отличаются совершенно новой конструкцией ведущей и ведомой шестерён, что повышает долговечность и механический КПД и обеспечивает низкий уровень шума. Немалую роль в достижении этих показателей играет новый способ производства с передовой технологией, обеспечивающей высокий класс чистоты обработки поверхностей. Использование масла низкой вязкости и снижение объёма масла в картерах ведущих мостов позволяет повысить эффективность использования топлива, как и применение подшипников ступиц с пониженным трением.
Турбокомпрессор двигателя МХ-11 с изменяемой геометрией. По мнению голландцев, кстати, идущим вразрез со специалистами (конкурентами) немецких концернов, преимущество использования турбокомпрессора с изменяемой геометрией (VTG) заключается в том, что двигатель постоянно использует оптимальные настройки турбины во всех скоростных диапазонах. Турбокомпрессор с изменяемой геометрией был необходим для оптимизации рециркуляции отработавших газов, особенно на низких оборотах. Эта технология позволяет очень точно устанавливать количество отработавших газов, которые будут возвращены в двигатель, что скажется и на расходе топлива. Использование такого турбокомпрессора положительно влияет на работу MX Engine Brake, который позволяет использовать более 75% полной мощности 360 кВт на низких оборотах для максимально эффективного торможения.
Верность традициям и инновациям
Многие эксплуатанты магистральных автопоездов, особенно частники, хранят верность марке и имеют свои дальнобойные предпочтения. Немало среди них и почитателей DAF. Очередная моя встреча с грузовиками этой марки показала, что любить голландские автомобили есть за что. За мягкий спокойный характер, когда, покупая автомобиль новой модели, видишь в нём всё то же, что и было раньше, только теперь стало лучше и современнее. А значит, привыкать не придётся, как и отвыкать от хорошего.
Параметр | Значение |
---|---|
Колёсная формула | 4х2 |
Полная масса, кг | 19 500 |
Полная масса автопоезда, кг (технически допустимая) | 50 000 |
Двигатель:
|
PACCAR MX-11 Euro 6, дизельный, I-6 10 837 449 при 1600 мин-1 2200 при 900–1400 мин-1 |
Коробка передач
|
TraXon 12ТХ2210 Автоматизированная 12/1 |
Передаточное число моста | 2,05 |
Подвеска | Пневматическая на всех осях, со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади |
Тормозная система | Пневматическая |
Шины | Спереди 375/45 R22,5; сзади 315/45 R22,5 |
Вместимость топливных баков, л | 690+400 |