8-я Международная выставка вооружения и военной техники в Минске
С 20 по 22 мая в Минске прошла 8-я Международная выставка вооружения и военной техники «MILEX-2017». Это ежегодное событие постепенно обретает популярность не только у военных ведомств, но и у силовых структур с пожими задачами, благодаря чему сугубо армейская экспозиция постепенно разбавляется техникой двойного назначения. Интерес к мероприятию косвенно подчёркивает тот факт, что в этом году 20 мая, по сути, оказался закрытым днём для праздной публики, так как экспозицию весь день осматривали делегации из высокопоставленных чиновников различных стран. Белоруссия – центр милитаризма?!
На самом деле конечно же нет. Два последующих дня «MILEX» совершенно не соответствовала своему названию и напоминала всё, что угодно, только не выставку военной техники. Всё время грозные боевые машины были облеплены детворой и взрослыми, желающими запечатлеть себя для истории, стоя на грозной пусковой установке или сидящими верхом на ракете. Может, так и должно быть?..
«Легковушки»
Сразу оговоримся, обилие различных «начинок», представленных на выставке было таково, что если описывать каждую из них, то весь журнал придётся посвятить только этой теме. Поэтому сделаем акцент не на самих установках, а на их носителях, тем более, что сфера их потенциального применения куда ближе к тематике нашего журнала, чем ТХ комплекса радиолокационной защиты.
Начнём, пожалуй, с реинкарнации славной техники БРДМ. «140-й ремонтный завод» представил на выставке целый выводок 6-местных БТС «Кайман» в различном исполнении. Только при беглом осмотре машины смогли перекрыть сферу связи, сопровождения колонны с использованием гранатомёта АГС-17 «Пламя» или боевого модуля «Адунок» с крупноколиберным пулеметом НСВТ «Утёс», а также разведывательных функций с тем же «Адунком», либо классическим ПКМБ. Подвеска торсионная, двигатель на машине стоит Д-245.30Е2, а для передвижения по воде используются водомётный движитель. Полная масса – 7000 кг.
«Минский завод колёсных тягачей» впервые показал свой вариант легкобронированного автомобиля. МЗКТ-490100, фигурирующий и под названием МЗКТ V1, тоже экспонировался не в «голом» виде, а с начинкой со станцией радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С», противотанкового ракетного комплекса «Шершень», и в виде разведывательно-дозорной машины с системой запуска БПЛА «Беркут», мачтовой антенны радиосвязи и вооружением в виде уже упоминавшегося боевого модуля «Адунок». Особенностью машины является применение пружинной подвески, аналогичной семейству грузовиков VOLAT. Под капотом расположился 215-сильный ЯМЗ-534.52, сагрегатированный с АКП производства МЗКТ. Полная масса – 11 000 кг.
Третьей броне-премьерой стал многоцелевой плавающий бронированный автомобиль, созданный компанией «Минотор-Сервис». Машина, по сути, является аналогом «Каймана», но построена по классической схеме с передним расположением двигателя. В отличие от коллег по цеху конструкторы не гнались за красотой внешнего вида, оставив кузову нарочиторубленые формы. Зато по начинке она не уступает своим собратьям, имея в арсенале как полный комплект блокировок дифференциалов, так и возможность перемещения по воде. Полная масса – 7000 кг.
А в завершение темы два детища НПООО «ОКБ ТСП»: снегоболотоход «Литвина 3903» и катер на воздушной подушке «Ямал-730». Первый создан в содружестве с компанией «Литвина-Сервис», второй – с ЦКБ «Нептун». Оба транспортных средства, внешне сугубо гражданские и своими яркими красками здорово ломали окружающую брутальность. В то же время на выставке они были не чужаками, обе машины, благодаря своей проходимости, вполне могут составить конкуренцию бессмертным «козликам» и «буханкам» в борьбе за благосклонность погранслужбы. Лёгкие, рассчитанные на перевозку 10 человек и имеющие возможность передвигаться по воде, они практически идеальны для работы в условиях заболоченной местности.
«Тяжеловесы»
Несмотря на то что основное внимание посетителей было направлено на компактные броневички, полноценные грузовики тоже смогли привлечь к себе публику.
На самом деле это было не так уж и сложно, ибо довольно трудно не заметить среди всех оттенков зелёного ярко-синего монстра. Именно так выглядела машина быстрого реагирования «Шторм» на вездеходном шасси МАЗ-6317X9, представленная компанией «Пожснаб». Созданная на базе стандартной пожарной цистерны, она имеет характерные отличия в виде решёток на стёклах, прикрытых щитами колёс и передней маски, выполненной из несгораемого материала.
«Шторм» предназначен для непосредственного сопровождения боевого расчёта при подавлении уличных беспорядков, для чего в его арсенале предусмотрены два лафетных ствола с дистанционным управлением (один в переднем отвале, один на телескопической мачте), 9000 л воды, 200 л слезоточивого газа и 30 л красителя. Пока это всего лишь опытный образец, но по словам представителей компании, «Шторм» создан под конкретного заказчика. Интересный момент: никто из посетителей не проявил негатива к «антидемократизатору» – наоборот, каждый норовил сфотографироваться на фоне агрессивной маски.
Другой интересной техникой на выставке стало семейство высокоунифицированных шасси МЗКТ-6001. Машины не являются 100%-ной новинкой, и на выставках фигурируют достаточно редко, а так как в рамках MILEX-2017 четырёхосная модификация МЗКТ-6002 ещё и выступала в показательных заездах, интерес к машинам был стабильный.
Хотелось бы отметить ещё одну модель, в которой главную роль играет не шасси, а надстройка – речь идёт о мобильном штабе МШМ-2 от НПООО «ОКБ ТСП». Благодаря раздвижным модулям, стандартный в транспортном положении кузов на стоянке превращается в полноценный рабочий кабинет, комнату отдыха, кухню и туалет с душевой кабинкой! Всё это хозяйство базируется на дорожной версии полноприводного МАЗ-6317, что позволяет спокойно совершать перегоны по дорогам общего пользования. Странно, что на эту машину ещё не обратили внимания нефтяники и газовики.
«Все, все, все»
Не был бы MILEX армейской выставкой, если бы не нашлось в ней места гусеничной технике. Лидеров в данной номинации оказалось двое. Во-первых, «140-й ремонтный завод» завод представил пожарный ТАНК! Вернее, гусеничную пожарную машину ГПМ-72, созданную на базе танка Т-72. Предназначена она для тушения пожаров на складах боеприпасов и взрывчатых веществ, в связи с чем корпус машины полностью сохранил все штатное бронирование. Кроме того, для большей безопасности ГПМ-72 комплектуется мачтой с лафетным стволом с дистанционным управлением, позволяющим подавать гасящее вещество на расстояние до 70 м.
А во-вторых, компания «Минотор-Сервис» показала сразу два универсальных плавающих гусеничных шасси: 15-тонный «Бриз» и 12,4-тонный «Москит». Несмотря на общую схожесть контуров, «Бриз» на 600 мм длиннее собрата и имеет шасси на семь катков вместо шести. Кстати, несмотря на несерьёзные названия, оба вездехода имеют противопульное бронирование.
А ещё нынешнее лето с его ветрами-ураганами привлекло внимание к двум неприметным с виду прицепам с аббревиатурами ПЭС МБ и ПРУ-2 МБ. Созданные НПООО «ОКБ ТСП», они являются передвижными электрическими комплексами в составе электростанции и распределительного устройства, предназначенными для снабжения потребителей током 3 фазы 400 В 50 Гц или 230 В 50 Гц, а также его распределения и преобразования. Чем не временная замена оборванным проводам?
А ещё на выставке присутствовала экспозиция пожарной техники, линейка танков времен Второй мировой войны и даже парочка вертолётов для особо любознательных. Интересный формат, может, приживется?..