Обзор выставки «СТТ-2017»
Выставка «СТТ» – традиционное место встречи всех, кто хоть как-то связан со строительной сферой. В былые годы на то, чтобы просто отснять все новинки, представленные в экспозиции, уходила пара дней, и ещё столько же, чтобы пообщаться с представителями компаний. «СТТ-2017» оказалась совсем не такой, один полноценный рабочий день – и материал по новым моделям собран! Неужели, кризис отрасли стал настолько глубоким, что выставка потеряла свою актуальность?!
На самом деле всё с точностью до наоборот. В конце прошлого года транспортный рынок начал выходить из затяжного пике, а первая половина года нынешнего прошла под знаком набора высоты, то бишь – роста продаж. Собственно, это и стало причиной «сжатия» экспозиции – компании все силы бросили на развитие производства и лишних финансов на недешёвое участие в «СТТ» у большинства просто не оказалось. Да и те, кто всё же принял участие в мероприятии, сетовали, что многие интересные новинки, актуальные для текущего рынка, до Москвы просто не доехали – заказчики забирают их чуть ли не с конвейера, а клиент, как водится, у нас всегда прав…
Полезные стрелы
Согласитесь, главной приметой выставки «СТТ» всегда был лес стрел, взмывших в небо перед «Крокус Сити». Так было и в этом году, так что начнём наш обзор именно с кранов, КМУ и подъёмников.
Главная новость – создание в Белоруссии СП «ZOOMLION-МАЗ». После годовой раскачки, сотрудничество между китайцами и белорусами перешло в активную фазу и отношения были заверены документально. Теперь МАЗу принадлежит 30% акций СП и он является активным партнёром известного китайского бренда. В Москве был презентован первый автокран, собранный на новом предприятии. 25-тонный ZMC-25 на шасси МАЗ-6312B3 попал в актуальную в данный момент весовую категорию, что может помочь СП «ZOOMLION-МАЗ» в продвижении на российском рынке.
Немного озадачило главное действующее лицо российского мира автокранов. Традиционно экспозиция «Кудесника» практически в равной степени состояла из моделей «Галичанин» и «Клинцы». В этом же году на «Клинцы» пришлось лишь три новинки, причём одна из них – КМУ. Новая тенденция или просто так совпало?
А самой интересной моделью «Кудесника» я бы признал 25-тонный гусеничный кран КС-59713-14Т «Галичанин». Базируясь на шасси лесохозяйственного трактора ТЛ-5АЛМ, кран рассчитан на работу в условиях полного бездорожья. Важный момент – конструкция новинки продумана таким образом, чтобы позволить транспортировать её тралом без дополнительных спецразрешений, что заметно облегчает процесс передислокации с объекта на объект.
Из представленных на выставке автомобилей с КМУ хотелось бы выделить «Астейс-653427», смонтированный на шасси КАМАЗ-65207. Мощнейшая установка HYVA HBR450 развивает грузовой момент в 45,5 тм, позволяя раз на минимальном вылете (4,45 м) поднимать 10 300 кг, а на максимальном (11,5 м) – до 3550 кг. Бортовая платформа, рассчитанная на размещение 20-футового контейнера, и грузоподъёмность 21 100 кг делает автомобиль самодостаточной подвижной единицей.
Среди автовышек понравилось решение машиностроительной компании «Витебские подъёмники» по установке 12-метрового коленчатого подъёмника на длиннобазную «ГАЗель NEXT». Сместив назад грузовую платформу и установив в пространство между ней и кабиной колонну подъёмника, белорусам удалось в ВИПО-12-01-A21R23 совместить функционал сразу двух автомобилей.
Ну и ещё один отмеченный нюанс – из трёх автомобилей Isuzu Elf, представленных на выставке в качестве носителей надстроек, все три оказались полноприводными! Совпадение или компании ИСУЗУ РУС удалось попасть в золотую жилу?
В общем ключе
Какая же стройка без бетона?! Однако тема бетононасосов и миксеров, всегда радовавшая своим изобилием моделей, в этом году заметно сжалась. Полноценными новинками стоит признать лишь бетононасос Koluman 503401 с надстройкой JUNJIN JXZ38 4.16 HP на шасси Mercedes-Benz Actros 3336 и миксер Koluman 503401 с надстройкой KCM-10 на шасси Mercedes-Benz Actros 4141. Обе машины появились совсем недавно, дав тем самым старт российской сборке – до этого они приходили в готовом виде из-за рубежа.
Ярким украшением павильона стал цементировочный агрегат KERUI KTGJ70-33 на четырёхосном шасси «Урал-9593». Внушительность конструкции, встречавшей посетителей прямо у входа в зал, даже затмевала тот факт, что кабина на модели – всё тот же старый добрый IVECO, и замена ей, похоже, не планируется.
А вот тема самосвалов была представлена на выставке весьма активно. Наиболее ярким экспонатом стоит признать китайский карьерник MT76A от компании LGMG. Самосвал выделялся такими самобытными вещами, как смещённая влево двухместная кабина с дверью, открываемой против хода движения и колёсной формулой 6х4. По желанию, машину можно комплектовать кузовами вместимостью от 31 до 46 м3 и перевозить до 55 000 кг породы. Как и положено правильному карьерному самосвалу, на MT76A установлена АКП.
Вторым интересным самосвалом стал 18-кубовый карьерный «Автомастер-650902». Его особенность в том, что в качестве носителя используется шасси TATRA PHOENIX T158 с колёсной формулой 8х8! Это первый опыт такого сотрудничества и тот факт, что чехов устроило качество надстройки AMKAR, говорит о том, что челнинцы смогли выйти на новый, более высокий уровень.
«Бецема» отпраздновала свое 85-летие установкой самосвальных кузовов на линейку новых шасси КАМАЗ. Тема «камаксоров» набирает обороты и, судя по всему, очень скоро выйдет на новый уровень. В такой ситуации иметь готовое решение – самый верный шаг.
МАЗ привёз на «СТТ-2017» две новые модели: трёхосный МАЗ-6501E9 и четырёхосный МАЗ-6516C9. Обе машины соответствуют экологическим нормам Euro 5, однако если первая оснащена тандемом АКП Allisson 4500 и 320-сильным двигателем OM 501LA.V, то на втором установлен 310-сильный ЯМЗ-653.10, о чём и говорит литера «C» в названии модели.
Интересную модель показал на своем стенде «Урал». Самосвал «Урал-63701» оснащается 420-сильным двигателем Yuchai YC6K1342N-50, работающим на метане. Благодаря длинной раме в сочетании с 16-кубовым кузовом, на борту удалось разместить баллоны, позволяющие заправить 224 м3 сжатого природного газа.
Пожалуй, только новый зерновоз Astais-653445 выбивался из общей линейки грузовиков строительной направленности. Впрочем, на чём у нас только не возят стройматериалы, а кубатура зерновозов всегда внушительна.
С миру по нитке
Практически на каждой тематической выставке можно найти непрофильные экспонаты, и «СТТ-2017» не стала исключением. Так «Группа ГАЗ» продолжает активно продвигать свои цельнометаллические фургоны «ГАЗель NEXT» и модификации на их базе. И если мастерская в кузове грузопассажирского ГАЗ A32R22 смотрелась вполне органично, то микроавтобус ГАЗ A65R35 в окружении стрел КМУ выглядел немного чужеродно. Впрочем, секрет его появления открывался, едва вы заглядывали в ТХ – машина была укомплектована перспективным 105-сильным 2,7-литровым битопливным двигателем Evotech A2755, позволяющим суммарно на бензине и газе проехать более 1000 км без дозаправки. Весьма актуальная тема, ибо такой мотор можно при желании поставить на любую «ГАЗель NEXT».
Тему седельных тягачей закрывали на выставке МАЗ и «Урал». Оба показали представителей своих перспективных полноприводных семейств – МАЗ-6432H9 и «Урал-4320-5911-74». Впрочем, если МАЗ рассчитан на работу в составе 65-тонного автопоезда, то «Урал» пока может похвастаться только полной массой в 32 800 кг.
Интересным показался гусеничный вездеход ТГС. Машину представляла компания «Техинком», которая возлагает на неё большие надежды. Оснащённая 310-сильной «восьмеркой» ЯМЗ-238, машина является родоначальником семейства плавающих вездеходов, ориентированных на проведение строительных работ в труднодоступных местах.
А наиболее оригинальными экспонатами для строительной выставки стоит признать аварийно-спасательный автомобиль АПС-6.0-40 / 4 (4320) с двухрядной кабиной «Тайга» на шасси «Урал NEXT» от компании «Чайка-Сервис» и подметально-уборочную машину ПУМ-15 на шасси «ГАЗон NEXT» производства НПО «Плавский». Впрочем, мне, как журналисту, познакомиться с ними было очень приятно…
Выставка «СТТ-2017» состоялась на фоне постепенно стабилизирующейся экономической ситуации и плавно растущего спроса на российском рынке строительной техники. Более 20 000 посетителей и 557 участников, 55% из которых составили иностранные компании из 30 стран мира, приехали на «СТТ» для установления деловых контактов, проведения переговоров и презентации техники. Всё это не только голая статистика, но и положительные признаки выздоровления экономики России.