Автомобиль-локомотив Mercedes-Benz Unimog U400 Zagro
Мы все привыкли к тому, что современные автомобили могут передвигаться не только по дорогам общего пользования, но и вне их, некоторые экземпляры даже без особого ущерба комфорту и скорости. Бывают амфибийные автомобили, которым доступна и водная гладь. А недавно Mercedes-Benz продемонстрировал автомобиль, который способен работать и на железной дороге. Да, именно работать, а не просто перемещаться по железнодорожным путям. Знакомство с такой необычной машиной состоялось в окрестностях Питера – в логистическом парке Янино.
Демонстрационный тест
Пока автомобиль-локомотив скромно отстаивался на парковке, я сумел рассмотреть, что в целом это обычный Unimog U400, только из спецоборудования спереди и сзади установлены железнодорожные колёсные пары, поднимаемые гидравликой; вместо грузовой платформы смонтирован мощный воздушный поршневой компрессорный агрегат; здесь же находится противовес, а по торцам на толстенных стальных щитах установлены сцепные устройства железнодорожного типа. Как выяснилось позднее, я был прав и не прав. Мощный компрессор вместо грузовой платформы, как я угадал, нужен для питания пневмосистемы железнодорожного состава, но трансмиссия локомобиля существенно отличается от серийного Unimog. Вместо традиционного сцепления, которое в данном случае не выдержит таких нагрузок, в трансмиссии применён гидротрансформатор, который и обеспечивает плавный разгон и оптимальное преобразование мощности двигателя в высокую силу тяги. Для его охлаждения предусмотрен гигантский мощный вентилятор, расположенный сразу за кабиной.
Параметр сравнения | Unimog U400 Zagro | Ж-д локомотив |
---|---|---|
Гарантийные обязательства | 1 год, 2 года на двигатель, коробку передач, мосты | 1 год |
Расходы на техническое обслуживание и ремонт, евро в год | 3000–5000 | 15 000 |
Средний расход дизельного топлива, на час маневровых работ, л |
5–6 |
30–35 |
Расход масла, л | 16 | 60–120 |
Ежедневная подготовка к эксплуатации, мин | 10–20 | 60 |
Универсальность применения | Передвижение по рельсам и по дороге, заезд и съезд с рельсов | Передвижение только по рельсам |
Подать и зацепить
Самое, пожалуй, интересное, наблюдать за подготовкой локомобиля к работе. Изначально у нас есть три совершенно не зависимых объекта. Это локомобиль, железнодорожный состав и оборудованный переезд через железнодорожные пути. Вот, стартовав, оранжевый грузовичок выезжает на переезд, будто собирается его неспешно пересечь и отправиться дальше по своим делам. Но он не торопится покидать специальный настил, а, развернувшись на 90°, выворачивает прямо «в лоб» стоящему неподалёку составу из товарных вагонов, слегка задержавшись, чтобы опустить на рельсы свои железные колёса и включить уже чисто железнодорожные сигнальные огни. Неспешно подкатив к вагонам на дистанции около метра, локомобиль останавливается, чтобы соединить воздушные магистрали: свою и поезда. Начинается подача сжатого воздуха в тормозную систему прицепного состава. Визгливо прикрикнув своим тепловозным свистком-гудком, Unimog уверенно врезается сцепным механизмом в головной вагон. Дело сделано! Затем становится слышно, как дизельный двигатель наращивает свои обороты, и состав плавно начинает движение. Вот, собственно, и всё, если не считать автомобиля, тянущего поезд, созерцание которого настолько непривычно, что заставляет несколько усомниться в реальности происходящего. Потом были эксперименты типа «тяни-толкай», связанные с реверсированием направления движения и подачей локомобиля для перемещения вагонов способом заталкивания или буксировки.
Полная масса локомобиля, кг | не более 12 000 | |
Ширина колеи, мм | 1520 | |
Минимальный радиус проходимой кривой на рельсовом пути, м | 35 | |
Максимальная скорость движения по автомобильной дороге, км/ч | 90 | |
Максимальная скорость движения по рельсовому пути без прицепного веса, км/ч | 50 | |
Двигатель | Mercedes-Benz OM 906LA, турбодизель, I-6, с электронным регулированием впрыска топлива, турбонагнетателем с интеркулером (Euro 5) | |
Мощность | 175 кВт (238 л.с.) при 2200 мин-1 | |
Тормозная система | Дисковые тормозные механизмы на всех колёсах, двухконтурная система высокого давления (18 бар), с автоматическим регулятором тормозных сил | |
Коробка передач:
|
Полностью синхронизированная реверсивная 8/ 6 |
|
Привод | Полный, с блокировкой межосевого и межколесного дифференциалов |