Опубликовано: ГП 10-2012
Локомог

Автомобиль-локомотив Mercedes-Benz Unimog U400 Zagro

Даниил Минаев, фото автора

Мы все привыкли к тому, что современные автомобили могут передвигаться не только по дорогам общего пользования, но и вне их, некоторые экземпляры даже без особого ущерба комфорту и скорости. Бывают амфибийные автомобили, которым доступна и водная гладь. А недавно Mercedes-Benz продемонстрировал автомобиль, который способен работать и на железной дороге. Да, именно работать, а не просто перемещаться по железнодорожным путям. Знакомство с такой необычной машиной состоялось в окрестностях Питера – в логистическом парке Янино.

Демонстрационный тест

Пока автомобиль-локомотив скромно отстаивался на парковке, я сумел рассмотреть, что в целом это обычный Unimog U400, только из спецоборудования спереди и сзади установлены железнодорожные колёсные пары, поднимаемые гидравликой; вместо грузовой платформы смонтирован мощный воздушный поршневой компрессорный агрегат; здесь же находится противовес, а по торцам на толстенных стальных щитах установлены сцепные устройства железнодорожного типа. Как выяснилось позднее, я был прав и не прав. Мощный компрессор вместо грузовой платформы, как я угадал, нужен для питания пневмосистемы железнодорожного состава, но трансмиссия локомобиля существенно отличается от серийного Unimog. Вместо традиционного сцепления, которое в данном случае не выдержит таких нагрузок, в трансмиссии применён гидротрансформатор, который и обеспечивает плавный разгон и оптимальное преобразование мощности двигателя в высокую силу тяги. Для его охлаждения предусмотрен гигантский мощный вентилятор, расположенный сразу за кабиной.

Издали – почти обычный «Унимог»
В работе: предстоит подать под загрузку этот состав
Cравнительные данные по эксплуатации автомобиля-локомотива и маневрового локомотива
Параметр сравнения Unimog U400 Zagro Ж-д локомотив
Гарантийные обязательства 1 год, 2 года на двигатель, коробку передач, мосты 1 год
Расходы на техническое обслуживание и ремонт, евро в год 3000–5000 15 000
Средний расход дизельного топлива, на час маневровых работ, л 5–6
 
30–35
Расход масла, л 16 60–120
Ежедневная подготовка к эксплуатации, мин 10–20 60
Универсальность применения Передвижение по рельсам и по дороге, заезд и съезд с рельсов Передвижение только по рельсам
По данным Daimler AG.
Подача воздуха и сцепка
Процесс постановки на рельсы
Процесс постановки на рельсы

Подать и зацепить

Самое, пожалуй, интересное, наблюдать за подготовкой локомобиля к работе. Изначально у нас есть три совершенно не зависимых объекта. Это локомобиль, железнодорожный состав и оборудованный переезд через железнодорожные пути. Вот, стартовав, оранжевый грузовичок выезжает на переезд, будто собирается его неспешно пересечь и отправиться дальше по своим делам. Но он не торопится покидать специальный настил, а, развернувшись на 90°, выворачивает прямо «в лоб» стоящему неподалёку составу из товарных вагонов, слегка задержавшись, чтобы опустить на рельсы свои железные колёса и включить уже чисто железнодорожные сигнальные огни. Неспешно подкатив к вагонам на дистанции около метра, локомобиль останавливается, чтобы соединить воздушные магистрали: свою и поезда. Начинается подача сжатого воздуха в тормозную систему прицепного состава. Визг­ливо прикрикнув своим тепловозным свистком-гудком, Unimog уверенно врезается сцепным механизмом в головной вагон. Дело сделано! Затем становится слышно, как дизельный двигатель наращивает свои обороты, и состав плавно начинает движение. Вот, собственно, и всё, если не считать автомобиля, тянущего поезд, созерцание которого настолько непривычно, что заставляет несколько усомниться в реальности происходящего. Потом были эксперименты типа «тяни-толкай», связанные с реверсированием направления движения и подачей локомобиля для перемещения вагонов способом заталкивания или буксировки.

Органы управления – автомобильные и локомотивные
Техничаеская характеристика маневрового автомобиля-локомотива Mercedes-Benz Unimog U400 Zagro
Полная масса локомобиля, кг не более 12 000
Ширина колеи, мм 1520
Минимальный радиус проходимой кривой на рельсовом пути, м 35
Максимальная скорость движения по автомобильной дороге, км/ч 90
Максимальная скорость движения по рельсовому пути без прицепного веса, км/ч 50
Двигатель Mercedes-Benz OM 906LA, турбодизель, I-6, с электронным регулированием впрыска топлива, турбонагнетателем с интеркулером (Euro 5)
Мощность 175 кВт (238 л.с.) при 2200 мин-1
Тормозная система Дисковые тормозные механизмы на всех колёсах, двухконтурная система высокого давления (18 бар), с автоматическим регулятором тормозных сил
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
Полностью синхронизированная реверсивная
8/ 6
Привод Полный, с блокировкой межосевого и межколесного дифференциалов
Выдержат ли такие ужасные стыки на этом переезде резиновые колёса Унимога?
Гидроприводы железнодорожной колёсной пары
Компрессорный агрегат
Локомобиль способен выполнять не только маневровые работы. В полуприцепе этого автопоезда – насадки для иных задач
Комментировать ... >>