День первый и второй. Предстартовая суета…
Если вы думаете, что ралли «Шелковый путь» начинается сразу с гонки, вы глубоко заблуждаетесьь. Прежде чем схлестнуться на трассе, командам предстоит проделать рутинную работу по приведению боевых машин в соответствие регламенту, а самим пройти административные проверки на подтверждение, что вы – это вы, и получить последнее напутствие перед двухнедельным марафоном.
Скажу сразу – занятие это нудное и больше времени занимает не столько процесс проверок, сколько его ожидание. Впрочем, для меня это было дополнительное время, чтобы влиться в коллектив команды. Ну, или хотя бы втереться в доверие. Журналисты редко бывают желанными гостями на длительный срок, ибо тогда они живут одной жизнью с командой и видят обе стороны медали, а это дополнительная ответственность…
5 июля
Начинается день с оклейки машин: стартовые номера, состав экипажа, реклама организаторов, наклейки принадлежности к каравану «Шелковый путь» - вся эта «лабуда» наносится на автомобили не по принципу «чтоб красиво было», а в строгом соответствии с цветографической схемой, единой для всех участников.
Затем начинается укомплектование всех автомобилей: боевых, техпомощей, пресс-каров, комплектами безопасности – пустыня все таки впереди… Если стандартный набор: аптечка, огнетушитель -удивления не вызывают, то запас воды, яркая жилетка и плед, внимание, на КАЖДОГО члена экипажа – это уже узкопрофильный нюанс. Скажу честно, т.к. в момент регистрации каждый участник подписывает бумажку, что если какая неприятность, то «сам дурак», никакой серьезной проверки вышеперечисленных предметов, равно как и остального «необходимого» перечня не происходит. Есть в наличии комплект на одну машину, и ладно. Дальше он просто переходит по цепочке параллельно передвижению проверяющих. Скажете безалаберность? Не совсем – здесь едет тот, кто прекрасно осознает, на что подписывается и все действительно необходимое давно в машинах имеется в гораздо больших количествах, чем указано у организаторов. Просто это другие предметы первой необходимости – у каждого они имеют свои нюансы.
После проверок техники сопровождения наступает момент контроля боевых машин. В отличие от техничек, которые в этом году исследовали прямо на месте стоянки, болиды едут на единый пункт проверки у административного корпуса. Хотя, за дополнительную плату, к вам могут приехать прямо на бивак, но… лишних денег обычно не у кого не бывает.
В реальности, это место, где, пусть и бегло, можно оценить техническую начинку техники соперников. Не буду говорить за остальных, но конструкторы МАЗ-СПОРТавто этой возможностью активно пользуются – почему бы не поучиться, если есть возможность?
Проверка одного автомобиля занимает у технических комиссаров 20-25 минут. Добавьте время на подъезд/съезд к месту проверки, и вот вам гарантированные полчаса на одну машину. Разумеется, пропустить весь поток за один день у организаторов нет возможности, даже, несмотря на то, что легковушки и грузовики идут по двум параллельным «веткам». Так что в этом году проверки длились два дня. А так как сам процесс довольно однообразен, я даже успел устать от одинаковых ракурсов и для разнообразия посещал техпарк, где любовался разномастными техничками…
Отмечу, что расстояние между техпарком и администрацией было значительное и занимало не менее 7 минут быстрого шага – за день можно так набегаться, что о-го-го! Но организаторы предусмотрели шатлы, постоянно курсирующие между этими точками вне зависимости от наличия пассажиров. Очень удобно, когда ты один, а ждать попутчиков не надо – уйма времени сэкономилась.
А из того, что совершенно не понравилось – псевдобезопасность мероприятия. Вдумайтесь сами, на входе в административное здание стоит «рамка» и двое в форме с ходу рассказывают мне, что без бейджа входа нет, а их выдают не на главном входе, а на служебном. Вроде логично. Уверенно обхожу здание сбоку, вхожу внутрь и… никого - ни охраны, ни рамки, ни людей в принципе. Побродив по коридору, среди кабинетов с различными надписями, зашел наугад, спросил, где аккредитация прессы и получил примерное направление движения. Несколько поворотов и где я оказываюсь? Правильно – за спиной у бдительной парочки с центрального входа. Для чего огород городить?
Все последующие посещения у меня методично проверяли сумку на наличие чего-то неведомого, ибо до дна никто не докапывался, ограничившись тем, что лежит сверху – проверка ради проверки?
Но если данные манипуляции хоть как-то можно объяснить, то тотальную проверку сумок на входе в техпарк я в принципе понять не могу. У меня есть именной бейдж с фотографией и браслет участника – что именно вы ищете в рюкзаке с фирменной символикой?!! Вы только что запустили на территорию ФУРГОН не проверяя его вообще! Безопасность для галочки – худшее, что может быть в принципе и никакого, даже малейшего понимания такая работа не вызывает. Зато раздражения хоть отбавляй!
6 июля
Второй день ралли «Шелковый путь». Для меня он проходит в прежнем ритме: в челночных рейсах между техпарком и техпроверками. Рутинная работа, разбавляемая общением с коллегами и знакомыми экипажами. На гонках я не частый гость, но с некоторыми спортсменами все же успел познакомиться лично.
Техпарк сегодня интересен – разнообразные технички в лучшем своем свете, без пыли и грязи. Правда для съемок общих видов они не очень пригодны, зато можно изучить их внутренний мир и оригинальность подхода к тем или иным решениям.
У остальной команды, я ведь тоже на две недели сотрудник МАЗ-СПОРТавто, все разнообразнее – сегодня у них «выходной». Техпроверки пройдены, боевые машины поставлены в закрытый парк, поэтому каждый занимается, чем хочет: прогулки по Москве, походы в ближайшие магазины. Ну, и сон, конечно же - в следующий раз им удастся выспаться не скоро. А вообще этот день команда не очень жалует – вроде и делать нечего, но не расслабишься, ведь впереди гонка.
Исключение – первый заместитель руководителя команды, Григорий Пацкевич. Сегодня второй день проверки на техническое соответствие регламенту, и он изучает, чего интересного придумали коллеги-конкуренты. Отмечу, что в этот раз особых восторгов от креатива соперников я не услышал. Скорее, наоборот – некоторые решения, примененные на МАЗах, были признаны более удачными.
Не до прогулок и Сергею Вязовичу – сегодня он, как руководитель команды, присутствует на пресс-конференции открытия ралли «Шелковый путь». Данный ежегодный брифинг неизменно насыщен бравурными тирадами и малоинформативен. Даже на интересные вопросы вы вряд ли получите адекватный ответ – никто не спешит давать грозные обещания или раскрывать тактические и технические секреты. Все в рамках этикета, а потому немного скучно.
В этом плане интереснее оказался брифинг для прессы по предстоящей работе на гонке: на трех китайских СУ будет запрещен выезд техники за пределы бивака, интернет в Китае в лучшем случае будет посредственным и с ограничением трафика для одного человека в 230 мГб на все время гонки, за превышение скорости на перегонах будут нещадно штрафовать и много чего еще полезного.
Как оригинальная точка двум дням технических проверок – дежурная пожарная автоцистерна на базе уникального ЗИЛ «Кентавр». Я думал, все эти машины уже отправлены под нож из-за своей опытно-штучной сборки, а поди ж ты!