Самосвалы БЦМ-124 и БЦМ-126 на шасси IVECO Trakker 380 (6х4) и MB Actros 4141 (8х4)
Производитель: | ЗАО «Бецема» (г. Красногорск) |
---|---|
Модели кузовов: | БЦМ-124Н БЦМ-126.1 |
Начало продаж в России: | 2008 г. |
Цены:
|
18 000 евро 24 000 евро |
Знакомство с автомобилями началось несколько неожиданно. Представители компании извинились, что двигатели интересующих нас машин, возможно, не запустятся, так как простояли на площадке уже с месяц, на улице сейчас под –10 °C, а было еще ниже. Опасения оказались напрасными: завелись двигатели с полоборота. Быстренько накачав воздух в систему, самосвалы поехали на съемку. Как и положено настоящим работягам, они невзирая на морозы исправно поднимали и опускали кузова, а замки задних бортов четко выполняли свои функции. Приятное впечатление не развеялось до конца теста.
Двое из ларца
Первое, что бросается в глаза на территории «Бецемы», – обилие самосвалов различных марок. И каждой из них соответствует свой кузов. Естественно, при том спросе, который предшествовал кризису, такое положение вещей никак не могло устраивать руководство компании. Тогда и возникла идея создать универсальный кузов, который можно было бы ставить на любое шасси, не снижая при этом функциональных возможностей конечного продукта.
Для этих целей стенки кузова изготовляются из высокопрочной стали марки Domex 790, а днище из Hardox 400. Использование специальных профилей австрийской компании Woest Alpina позволило уменьшить количество сварных швов и увеличить прочность кузова при снижении общей массы. Кроме общей констатации факта, что все сделано добротно, хочется отметить некоторые конструкционные решения.
Для того чтобы кузов «не промахивался» при опускании мимо рамы, на ней установлены широкие резиновые подушки, выполняющие одновременно роль прокладок, а на самой платформе в местах соприкосновения с ними наварены дополнительные пластины. В результате не нужны направляющие штифты. Лоток для работы с асфальтоукладчиком сделан съемным, ведь не так часто выполняются подобные работы, а возить с собой балласт ни к чему.
Чтобы содержимое кузова не попадало на стекла машин, следующих сзади, в базовую комплектацию входит тент. Зачехлить кузов можно довольно легко благодаря направляющим тросикам с возможностью регулировки их натяжения.
Запасное колесо, как и у большинства самосвалов, крепится на кузове. Чтобы обезопасить водителя при работе с ним, специально выбрали лебедку ALCO kober, оснащенную грузоподъемным тормозом.
Универсальность кузова достигается тем, что площадки крепления сделаны с запасом по длине, и платформу при необходимости можно сдвинуть вперед либо назад, в зависимости от шасси. Прослеживается унификация и в конструкции 18 и 20-кубовых кузовов. Внешне они различаются тем, что верхний брус последнего шире.
Об обогреве кузова можно было бы и не упоминать, к тому же он подводится к середине передней части днища. Во-первых, это позволяет равномерно обогревать как левую, так и правую сторону кузова, а во-вторых, не зависеть от места расположения выхлопной трубы базового шасси. Но именно здесь был обнаружен один из двух недостатков в конструкции. Если у IVECO глушитель расположен справа и при выводе вверх никому не мешает, то на Actros выхлопная слева и направлена прямо на кузовную лестницу. Своеобразную рекламу Euro 4, размещенную буквально под носом, водитель, конечно, не оценит, но, по словам заводчан, это просто недоразумение: верхнюю насадку можно развернуть в любую сторону, надо лишь ослабить хомут. Надеемся, что так оно и есть, иначе и тент постоянно будет в копоти, и натягивать его никто не полезет.
Второй недостаток посерьезнее. Козырек кузова слишком короткий, и при низкой квалификации машиниста экскаватора часть грунта вполне может проверить на прочность масляный бак или пластик воздухозаборника. Стоило бы сделать его побольше. А верны впечатления о конструкции или нет, покажет только повседневная эксплуатация.
Управлять самосвалами в этот раз задача не стояла, потому шасси упомяну вскользь. IVECO Trakker 380 (6х4) и MB Actros 4141 (8х4) вряд ли нуждаются в подробном рассказе об их возможностях. Свесы короткие, клиренс высокий и под днищем никаких поводов для «зацепок» с грунтом не обнаружено. В общем, обе машины созданы для водителя, и этим все сказано. Разве что комплектация MB показалась немного богаче, что, думаю, в конечном счете пропорционально увеличит его цену.
Модель | Бецема-6539508 (БЦМ-124Н) | Бецема-6539329 (БЦМ-126.1) | Бецема-6539328 (БЦМ-126Н) |
---|---|---|---|
Колесная формула | 6х4 | 8х4 | 8х4 |
Полная масса, кг | 38 500 | 48 000 | 40 000 |
Снаряженная масса, кг | 14 500 | 18 000 | 17 000 |
Грузоподъемность, кг | 24 000 | 30 000 | 23 000 |
Распределение полной массы по осям, т | 8,5/ 15/15 | 9/ 9/ 16/ 16 | 8/ 8/ 13/ 13 |
Размеры, кузова, мм | 4888х2310х1430 | 5558х2310х1570 | 5558х2310х1430 |
Вместимость кузова, м3 | 16 | 20 | 18 |
А есть ли будущее?..
Нераспроданная продукция действительно наводит на подобные мысли. Вот только неправильные они. Да, сегодня многие стройки замерли, и спрос на самосвалы сильно упал. Но ведь невозможно просто взять и забросить начатое строительство на годы – возобновить работу дороже выйдет, чем достроить сейчас. Не прекратится и ремонт старых дорог – разбиваться они станут пуще прежнего, ведь теперь «особо одаренные» будут стараться за рейс перевезти то, что раньше везли за два. Да и прокладку новых трасс вряд ли свернут в одночасье – по крайней мере, об отмене Олимпиады в Сочи пока никто не заикался. По-прежнему будут востребованы самосвалы у нефтяников и газовиков на Севере.
Да, таможенные пошлины преградили дорогу импортным шасси, но на китайские самосвалы они тоже распространяются. Но в том-то и прелесть универсальных кузовов, что их с таким же успехом можно устанавливать на КамАЗ с МАЗом или на Yarovit с МЗКТ. Все зависит от предпочтений заказчика.
Что касается самих кузовов, то они более чем жизнеспособны. Некоторые конструкционные решения не встретишь не только у отечественных, но и у зарубежных конкурентов. Да и качеству изготовления можно позавидовать. Упоминавшиеся ранее самосвалы с надстройками старого образца – остатки былой роскоши. Как только будет израсходован задел материалов для их изготовления, они станут историей. И пусть пока 16-кубовый кузов установлен только на шасси IVECO Trakker, а 18- и 20-кубовые – на Mercedes-Benz Actros, думаю, мы еще увидим автомобили и других именитых брендов с этими надстройками.