Все даты до 1918 г. даны по старому стилю, транскрипция иностранных названий приведена согласно принятому во время описанных событий написанию.
Фёдор Иванович Танский родился в семье зажиточных купцов – дворян Келецкой губернии польского происхождения. Родительские средства позволили ему получить хорошее коммерческое образование и практику в Петербурге и за границей. С ранней молодости он увлёкся велосипедным туризмом и мечтал развить это дело в России. Танский объездил всю Европу, а затем посетил Североамериканские Соединённые Штаты. Он свободно изъяснялся на восьми языках. Размах зарождающейся американской промышленности конца XIX века, несомненно, поразил бы любого энергичного предпринимателя. Внимание Танского привлекло массовое производство велосипедов и спрос населения на них. Возник чисто деловой интерес. В 1892 году ему удалось недорого купить большую партию американских велосипедов «Дайтон» и доставить их в Петербург. Там он снял в аренду помещение по адресу Малая Морская, 12 (на углу Гороховой) и начал собственное дело с торговли велосипедами, зубоврачебными принадлежностями и швейными машинками. Успех пришёл быстро, доход принесли именно «самокаты» – так в то время называли в России велосипеды, а сами велосипедисты именовали себя с гордостью «циклистами».
В 1893 году Ф. И. Танский открыл торговый дом с гордым названием «Победа», всё внимание он уделял стремительно вошедшему в России в моду «циклизму», благо, спрос на велосипеды в России непрерывно рос. Предприниматель принял решение наладить их сборку в Петербурге, для чего арендовал слесарно-механическую мастерскую. Постепенно мастерская переходит от простой отвёрточной сборки к практически полноценному производству велосипедов. Отечественная марка «Победа» становится популярной, русские велосипеды ни в чём не уступают заграничным и в среднем дешевле последних. Первый девиз торгового дома: «Все наилучшее за наименьшую цену»!
В это же время в столице Российской империи дебютирует автомобиль. Первые немецкие машины «Бенц» появились в Петербурге именно в 1895 году, а на следующий год Техническая контора «Карл Шпан» начала продажу этих машин и первых серийных мотоциклов в мире, немецких «Гильдебранд и Вольфмюллер». Мало того, тогда же был построен в Петербурге первый отечественный автомобиль «Яковлев и Фрезе». Вслед за ними на российский рынок приходят французы – в моду в столице входят «моторы». Именно так чаще всего называли в России тогда мотоциклы и трициклы, позднее, когда бум на трициклы закончился, термин распространился и на автомобили, а «моторы» о двух колёсах стали называть «мотоциклетками».
К концу XIX века рынок «моторов» в России захватывают французы, в начале 1898 года в Петербурге открывается и успешно начинает торговлю магазин «Клеман-Гладиатор-Гумбер» (позднее переименован в «Клеман-Гладиатор-Фебус»), взявший на себя представительство не только этих фирм, но и некоторых других. Французы начали дело с размахом не только в новой столице, но и в старой. Директором петербургского магазина на Михайловской улице стал незаурядный «моторист» Луи Мази, а московский филиал на Петровке, в котором предлагали и английские машины, возглавил уполномоченный распорядитель, француз Ф. Дельфи.
Продолжая заложенные спортивные традиции русскими «циклистами» Луи Мази активно вмешивается в спорт и первые «моторы», доминирующие на российских гонках были куплены в его заведении. 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом состоялась первая в России «гонка моторов», в которой участвовали шесть лёгких французских трициклов «Клеман» и один автомобиль «Бенц», выступавший вне конкурса. Победу одержал Павел Николаевич Беляев на трицикле «Клеман» с двигателем «Де Дион-Бутон». Единственный, кто тогда был в силах составить конкуренцию французам в новом деле – Ф. И. Танский, что он и сделал. Дебют нового конкурента на публике состоялся 15 августа 1899 года в стовёрстной гонке на приз журнала «Самокат». Известный российский гонщик Вадим Александрович Михайлов позднее писал: «Состязание это, кроме того, было интересно тем, что тут впервые встретились конкурирующие фирмы, а именно с фирмой «Клеман-Гладиатор» явился поспорить торговый дом «Победа», выписавший для первого опыта несколько трёхколёсных моторов […] Интерес к состязаниям всё увеличивался и, главным образом, потому, что в них принимали участие фирмы – «конюшни», как говорили спортсмены». Известный гонщик Самуэль Сурмец и сам Танский, а позднее его приятель Бруно Фарих стали выступать в различных гонках за «Победу» и вскоре добились первых побед.
Спустя несколько лет удачный каламбур стал новым девизом торгового дома. В 1909 году, после успешного выступления Сурмеца на автомобиле «Опель», принадлежавшем Танскому, в пробеге Петербург – Рига – Петербург рекламы заведения гласили: «Где «Опель», там победа, где «Победа» – там и «Опель»!
Вскоре Фёдор Иванович становится самым крупным торговцем велосипедов и «моторов» в Петербурге и всей России. В мастерских фирмы ведётся не только производство велосипедов, но и сборка мотоциклов из частей бельгийской фирмы ФН, они продаются под маркой «Победа». Французские производители поняли, что им выгоднее продавать свою продукцию оптом, решили заключить контракты с российскими агентурами. С 1901 года Торговый дом «Победа» Ф. И. Танский и К° приступает к продаже, ремонту и обслуживанию автомобилей. За всё время своего существования до 1918 года фирма продавала продукцию многих американских и европейских марок, большинство из которых стоит перечислить.
Велосипеды: «Победа» (Россия), «Дайтон», «Империал», «Сампсон», «Деннис» (САСШ), БСА (Англия), «Виклундс» (Швеция).
Мотоциклы, трициклы и квадрициклы: ФН (Бельгия), «Клеман» (Франция), «Неккарсульм» (Германия), «Ковентри Ройаль» (Англия), «Индиан» (САСШ).
Моторные лодки и двигатели: «Победа» (Россия), «Астер» (Франция), «Томас», «Трескотт», «Кушман», (САСШ), «Мотогодиль» (Франция).
Легковые и грузовые автомобили: «Де Космо», ФН (Бельгия), «Жорж Ришар», «Ришар-Бразье», «Бразье», «Прюнель», «Перфекта», «Даррак», «Гладиатор», «Клеман-Байар», «Ариес», «Делоне-Бельвиль», «Лоррен-Дитрих», «Панар и Левассор», (Франция), «Олдсмобиль», «Нортерн» (САСШ), «Лаурин и Клемент» (Австро-Венгрия), «Стевер», «Опель», «Бенц» (Германия), «Гумбер», «Аргайль» (Англия), «Бианки», «Аквила», СКАТ (Италия).
С 1906 года после привлечения новых акционеров и реорганизации дело Танского разрастается. «Победа» теперь не только выпускает велосипеды, она осваивает производство автомобильных кузовов по специальным заказам, на любой вкус. Заведующим технической частью служил мастер Ободович, по его эскизам изготавливались изящные автомобильные «кароссери» и моторные лодки. На Ново-Исакиевской, 14 открывается «специальный автогараж», служивший не только для стоянки автомобилей, но и для производственных помещений и большого склада различной продукции, включая материал и автомобильные принадлежности. Принимая участие во многих отечественных и заграничных выставках, «Победа» постоянно удостаивалась высоких наград. Одни из первых поощрений – две большие золотые и две серебряные медали, а также почётный диплом фирме вручили на Всероссийской выставке предметов спорта 1902 года. На I Международной автомобильной выставке, проведённой в Санкт-Петербурге в 1907 году, Торговый дом «Победа» получил пять золотых медалей и одну бронзовую. А в 1910 году на III Международной автомобильной выставке заведение Танского премировали золотой медалью «за автомобильные корпуса собственного производства».
В скромном магазине на углу Гороховой и Малой Морской места уже не хватало, в 1902 году «Победа» переехала в «грандиозное помещение» на углу набережной Мойки и Кирпичного переулка. Торговые залы расположились на Мойке 61, а главная контора – в Кирпичном переулке, 7. Дело пошло в гору. «Снисходя к полезной деятельности, особым трудам и заслугам Фёдора Ивановича Танского, Государь Император в 1904 году всемилостивейше соизволил пожаловать Торговый дом в лице его владельца Высоким званием Поставщика Двора Его Императорского Величества».
Торговый дом «Победа» «удостоили своими заказами следующие члены Императорской фамилии:
Его Императорское Величество Государь Император;
Их Императорские Высочества Великие Князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Георгий Михайлович, Александр Михайлович, Сергей Михайлович, Кирилл Владимирович, Борис Владимирович, Андрей Владимирович;
Их Высочества Принцы Александр Петрович и Пётр Александрович Ольденбургские».
Однако во время кризиса, вызванного Русско-японской войной и Первой революцией, промышленность и торговля России пришла в упадок. Затем наступил подъём. В 1909 году, продав три принадлежавших ему дома в Коломенской части столицы, Ф. И. Танский купил участок земли на Петербургской стороне и построил там новые мастерские, завод и склад, рядом с домом, в котором проживал сам – по адресу Большая Дворянская, 26. Фирма продавала не только новые машины, но и занималась комиссионной торговлей подержанных автомобилей с обязательным устранением в своих мастерских всех возможных неисправностей, а в случае необходимости проводила и капитальный ремонт с гарантией от шести месяцев до двух лет. Торговля у Танского велась по каталогам, которые печатались каждый год и рассылались всем заинтересованным лицам. Велосипеды, мотоциклы и автомобили можно было купить как за наличные, так и в рассрочку. Именно «Победа» стала первой крупной российской фирмой, которая применила систему кредитования в торговле велосипедами, мотоциклами и автомобилями, что обеспечило ей успех на рынке. Клиентам предлагались готовые автомобили или только шасси на выбор. Покупая шасси, клиент мог заказать кузов автомобиля по своему вкусу, срок исполнения не превышал трёх-четырёх месяцев.
Начиная с 1910 года и вплоть до конца Первой мировой войны «Победа» регулярно поставляла велосипеды, мотоциклы и автомобили в Русскую армию, тесно сотрудничая с Отделом военных сообщений и Учебной автомобильной ротой (Военной автошколой). Другие казённые ведомства также охотно пользовались её услугами.
Фёдор Иванович Танский скоропостижно скончался 18 декабря 1911 года. Его похоронили на Выборгском римско-католическом кладбище. Руководство всеми структурами перешло к вдове Адели Ивановне Танской и его сподвижнику Н. В. Соколову. С 1912 года введено соответственно новое название – Торговый дом «Победа» Н. В. Соколов и К°. После Октябрьской революции мастерские на Петроградской стороне, в которых было занято около сотни рабочих, были национализированы и получили название «Автопобеда». В октябре 1918 года Большую Дворянскую улицу переименовали в пику предыдущему названию. Она стала 1-й улицей Деревенской Бедноты. Некоторое время в бывших мастерских Соколова вёлся ремонт автомобилей, после чего предприятие сменило профиль и получило в 1925 году название «Завод «Новый строитель». В 1941 году завод прекратил своё существование.