Оперативно-служебные автомобили кинологической службы разработки НИИСТ МВД СССР
Служебные собаки играют важную роль при выполнении оперативно-служебных и боевых задач различными силовыми структурами. Среди большой номенклатуры оперативно-служебных машин МВД России (для выезда на место происшествия, для перевозки задержанных, передвижные криминалистические лаборатории и др.) существует узкая группа автомобилей для кинологической службы.
В Советском Союзе разработками спецтранспорта для милиции, в том числе для перевозки служебных собак ведало Специальное конструкторское бюро оперативно-криминалистической техники (СКБ ОКТ) при Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем безопасности дорожного движения МВД СССР.
В 1983 году на базе его и ещё двух специальных КБ МВД СССР был образован Научно-исследовательский институт специальной техники (НИИСТ) МВД СССР, в его составе – отдел спецтранспорта. Через пять лет, в 1988 г., НИИСТ МВД СССР разработал оперативно-служебные автомобили для несения патрульной службы сотрудниками милиции с собаками на базе семейства «Жигулей» моделей ВАЗ-2101, -2103, -2106, -2105 и -2107, а также «Москвич-412ИЭ» и «Москвич-2140».
Два легковых автомобиля из вневедомственной охраны, ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-412ИЭ», стали первым опытом по переоборудованию серийных машин для перевозки служебных собак. К моменту переоборудования они уже имели пробег и даже были помяты в эксплуатации.
Если быть точным, были разработаны комплекты легкосъёмных специальных сетчатых или плексигласовых перегородок и оборудование заднего сиденья. Перегородку устанавливали между передними и задними сиденьями салона, поэтому не было доступа собаки с заднего сиденья к сотрудникам милиции на передних сиденьях. Оборудование заднего сиденья позволяло поместить кинолога с собакой или одну собаку. Штатная подушка заднего сиденья заменялась полужёстким сиденьем с откидной крышкой или дополнялась двумя поролоновыми валиками и чехлом.
До этого для перевозки специалистов-кинологов со служебными собаками использовались обычные автобусы и легковые автомобили в базовом исполнении. В них отсутствовали места для раздельного размещения собак, специального оборудования и другие предметы и условия, необходимые для эффективного несения службы. Это негативно влияло на работоспособность и собак, и кинологов, так как собаки не были изолированы друг от друга и между ними возникали конфликтные ситуации. Например, к началу 1980-х в оперативной работе на одном выезде с овчарками использовались несовместимые породы: таксы, спаниели, сеттеры, «афганы», колли и др. При этом собаки в одном экипаже имели различный пол и специфику для доставления (поиск, обнаружение, задержание, охранение). Собак после поездки нужно распределить в незнакомой местности и среде: поиск вещдока, пуск по следу, погоня и захват по следу. А находясь в салоне автомобиля среди большого количества незнакомых людей и запахов, животные испытывали стресс. Это резко сокращало их служебное использование с 3–4 до 1 часа. Мода 1990-х на бойцовых собак обострила проблему разграничения и сокращения контактов между разными породами во время перевозки.
В 1998 году на базе НИИСТ было образовано ГУ НПО «Специальная техника и связь» (ГУ НПО «СТиС») МВД России. Создание современных специальных автомобилей для кинологической службы МВД России началось в середине 2000-х годов. После переименования в 2011 году управление получило новое название ФКУ НПО «СТиС» МВД России. В его составе был учреждён центр специальных транспортных средств (ЦСТС), целью которого является адаптация машин для перевозки служебных собак разных пород и назначения. Но это уже другая тема, заслуживающая отдельного рассказа.