Опубликовано: ГП 07-2017
На проводе Эзерсито

Музей истории военной автотехники в Италии
(Museo Storico della Motorizzazione Militare)

Денис Орлов
Фото Дениса Орлова, Flickr.com

Музей огромен: 300 автомобилей, 80 единиц бронетехники. А ещё пушки, самолёты, вертолёты, мотоциклы, кареты, оружие... Но есть и недостаток: двери для публики открыты всего один день в неделю (в субботу), и только с 9:00 до 12:00. И чтобы уточнить подробности, туристу необходимо владеть итальянским, поскольку для связи существует один-единственный номер телефона, и это номер КПП военной базы L’Esercito Italiano – вооружённых сил Итальянской республики. Солдатик, дежурящий на КПП, слыша в трубке пусть и совершенный, но всё же непонятный ему язык, просто вешает трубку.

Museo Storico della Motorizzazione Militare (Музей истории военной автотехники) создан ещё в 1955 году чуть ли не по указу президента Республики. А в 1991-м музею выделили просторные ангары площадью 50 тыс. м2 на военной базе Чеччиньола, что на южной окраине Рима.

Столько грузовозов времён Первой мировой в одном месте, наверное, больше нигде не встретишь. В немецких музеях в основном выставлены прилизанные новоделы. Во Франции с Великобританией сохранились крохи. А в Чеччиньоле начинаешь загибать пальцы, и пальцев не хватает! С грустью думаешь о том, как в нашей стране выполняли план по сбору металлолома за счёт уникальных коллекций автомобилей, артиллерии, самолётов, танков...

Государственный подход к сбережению технического наследия возымел действие – в Италии сложилось несколько уникальных собраний. Только в Риме и окрестностях – музеи полицейских машин, пожарной техники, военной аэронавтики. Их роднит чрезвычайная насыщенность экспонатами, равно как и почти полное отсутствие рекламы и затруднённость общения.

Итальянцы по праву гордятся своей технической историей. Леонардо Да Винчи, Джероламо Кардано, Алессандро Вольта, Гульельмо Маркони, Джованни Баттиста Пирелли, Маттео Чейрано, Эдоардо Вебер, Баттиста «Пинин» Фарина – на эти имена равняются современные «инжениери».

Пароль? На горшке сидел король!

Один из наиболее ценных экспонатов – штабной фаэтон Fiat 30-45 cv Tipo 4 короля Италии Виктора Эммануила Третьего. «...если один из офицеров был очень мал ростом и сидел сзади между двумя генералами, и оттого, что он был так мал, лицо его не было видно, а только верх кепи и узкая спина, и если машина шла особенно быстро, – это, вероятно, был король», – писал Эрнест Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!».

«Тип 4», запущенный в серию в 1910 году, опередил время. Его двигатель (5,7 л, 4 цил., 45 л.с. при 1600 об/мин) имел моноблочную конструкцию – в те годы цилиндры обычно отливали поодиночке или попарно. Привод на задние колёса осуществлялся валом, а не цепью. С 1915 года «Тип 4» уже оснащался 12-вольтовым электрооборудованием. Хемингуэй точен: действительно, король ездил быстро. Автомобиль позволял – его максимальная скорость 95 км/ч. Хотя это не самая мощная модель Fiat тех лет. Были ещё и 50-сильные «Тип 5» и «Тип 6». Почему король довольствовался «Типом 4», неизвестно. Модель выпускали по 1918 год, сделали 684 штуки. Любопытно, что до реставрации в 2012 году у автомобиля были другие номера.

Незаурядность мышления итальянских конструкторов наиболее ярко проявилась в артиллерийских тягачах периода 1920–1940-х. Их галерея открывается сочленёнными колёсными тракторами инженера Уго Павези. Его идеи на новом уровне воплотились в современных – теперь уже гусеничных – двухзвенниках: шведском Bandvagn 206 и российском «Витязе». Две степени свободы звеньев позволяли вездеходу Уго Павези подстраиваться под особенности рельефа, не теряя при этом контакта с опорной поверхностью. Поворачивал тягач за счёт изменения угла между звеньями. К слову, шведов идеи Павези привлекли ещё тогда, в начале 1930-х, и одна из моделей чудо-вездехода поступила на снабжение королевских вооружённых сил. Возможности тягача заинтересовали также военных Болгарии, Венгрии и Греции.

Итальянские же эзерсито затребовали машину попроще. И инженер Эмилио Мариньотти из компании Società Piemontese Automobili (SPA) предложил: все четыре колеса ведущие и управляемые, у всех – независимая подвеска на поперечных А-образных рычагах, бортовая трансмиссия с единственным центральным дифференциалом, лебёдка и вал отбора мощности. Целое семейство таких тягачей: leggiero, medio и pesante, т.е. лёгкие, средние и тяжёлые. По традиции, начатой Павези, в основном они тоже получили колёса увеличенного размера (например, со статическим диаметром 1098 мм). Колёса могли быть обуты в «полупневматические» резиновые бандажи, в обычные шины с развитыми грунтозацепами или же в пневматики низкого давления, предназначенные для езды по песку. Эти вездеходы не отличались скоростью, их козырем было тяговое усилие. Медленно, но верно они волокли неповоротливые орудия по каменистым дорогам Абиссинии, по ливийской пустыне, по ковыльным степям в излучине Дона. Техника выдающегося вида – ею любуешься, как полотнами Ботичелли в галерее Уффици. Настоятельно рекомендую заглянуть на сайт: www.italie1935-45.com/regio-esercito/materiels/. Странно, что создали его какие-то французы, а не L’Esercito Italiano.

Увы, итальянскую инженерную мысль преследовал злой рок – изящные, остроумные решения оказывались несостоятельными в реалиях времени. Каково силами одного водителя сменить повреждённое большое колесо, да ещё в зимнюю вьюгу под Сталинградом!

Музей я покидал, обременённый загадкой, которую всё ещё силюсь разгадать: в чём разница между trattore и trattrice? И тем и другим словом в равной мере обозначают военные тягачи и сельскохозяйственные трактора как большие, так и маленькие. Вопрос поставил в тупик знакомых итальянских историков. Некоторые вообще не предполагали, что в итальянском есть такое слово – trattrice. Да и не все знали о существовании в Риме такого музея!

Санитарный фургон [b]Fiat Tipo 2F[/b] впервые применялся в Ливийской кампании 1912 года. Отличался моноблочным 4-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,6 л (20 л.с. при 1700 об/мин) с алюминиевым картером, а также приводом ведущих колёс карданным валом. На похожем фургоне, уже в годы Великой войны, ездил Эрнест Хемингуэй
Санитарный фургон [b]Fiat Tipo 2F[/b] впервые применялся в Ливийской кампании 1912 года. Отличался моноблочным 4-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,6 л (20 л.с. при 1700 об/мин) с алюминиевым картером, а также приводом ведущих колёс карданным валом. На похожем фургоне, уже в годы Великой войны, ездил Эрнест Хемингуэй
Санитарный фургон Fiat Tipo 2F впервые применялся в Ливийской кампании 1912 года. Отличался моноблочным 4-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,6 л (20 л.с. при 1700 об/мин) с алюминиевым картером, а также приводом ведущих колёс карданным валом. На похожем фургоне, уже в годы Великой войны, ездил Эрнест Хемингуэй
[b]Fiat 18 BL[/b] выпуска 1914 года. С 1911 по 1920 год выпущено около 20 000 разных модификаций Tipo 18. Это самый массовый итальянский грузовоз периода Великой войны. Четырёхцилиндровый двигатель рабочего объёма 5,65 л развивал 38 л.с. при 1300 об/мин. Привод на задние колёса – цепной. Скорость – 25 км/ч. Полная масса 7,3 т, грузоподъёмность – 3,5 т
Макет парового грузовоза [b]De Dion Bouton[/b] 1899 года. Оригинал мощностью 30 л.с. заказало Ministerra della Guerra для инженерно-железнодорожной бригады, расквартированной в форте Номентана в Риме. На основе бригады сформировали 3-й инженерный полк, в 1910-е годы ставший первым в Италии военным испытательным автомобильным центром
Ещё более редкий экспонат – [b]carro bagaglio, багажный фургон[/b] итальянских королевских вооруженных сил конца XIX – начала XX века. На 1 июля 1916 года в 5-й армии числилось 2114 повозок и 4330 тягловых единиц. И даже во Второй мировой войне гужевой транспорт продолжал играть важную роль в снабжении войск
[b]Грузовоз Züst[/b] (произносится «Дзюст» или «Цюст») выпуска 1912 года. Мощность 5-литрового 4-цилиндрового двигателя 38 л.с. при 1000 об/мин, скорость 45 км/ч, грузоподъёмность 4 т. Завод Züst основан в 1903 году в Милане инженером Робертом Цюстом и его братьями. Уже в 1917 году Società Anonima Züst Fabbrica Automobili – Brescia – Milano поглощена заводом Officine Meccaniche (OM)
[b]Полуторка Fiat 15 ter[/b] 1915 года (4 цил., 4398 cм[sup]3[/sup], 36 л.с., 40 км/ч). Грузовоз построен на основе 15 bis tipo Libia (1912 год) с учётом эксплуатации в каменистой пустынной местности. В частности увеличена площадь охлаждения радиатора, а деревянные спицованные колёса, рассыхавшиеся на жаре, заменены стальными штампованными
Ещё один [b]Fiat 15 ter[/b], на этот раз – пожарная линейка. Можно оценить, насколько он похож на первый советский грузовик АМО-Ф-15. Превознося достижения пролетариата, наши «былинники речистые» предпочли умолчать, что до национализации завод АМО братьев Рябушинских успел собрать из итальянских машинокомплектов 1211 автомобилей Fiat...
У моторов [b]Fiat 15 ter[/b] отсутствовал обычный вентилятор. Его заменял маховик двигателя с отлитыми в нём восемью лопастями. Он прокачивал воздух через весь моторный отсек. Чтобы не снижалась эффективность системы, отказались от жалюзи в створках капота. Требовалось также следить, чтобы снизу плотно прилегал кожух воздуховода (закрывается на шпингалет)
Реконструкция [b]Autoblindata Lancia I.Z.[/b] Этот броневик создан инженером завода Ansaldo Гвидо Корни в 1915 году на шасси грузовоза Lancia Mod. I.Z. Хромо-никелевая 6,5-мм броня «держала» винтовочный выстрел на дистанции 100 м. Вооружение – три 6,5-мм пулемёта «Максим». Кожухи над колёсами защищают шины от пуль и осколков. Полозья над капотом – чтобы не запутаться в проволочных заграждениях
Один из первых бронетранспортёров построен в 1921 году [b]на шасси Lancia Triota[/b] (4,94 л, 4 цил., 70 л.с.) грузоподъёмностью 2,4 т. Применялся британской армией во время англо-ирландской войны. После признания независимости Ирландии 6 декабря 1921 года Великобритания передала ирландцам 111 подобных транспортёров на шасси Lancia. Их использовали в гражданской войне в Ирландии в 1923 году
Сочленённый [b]тягач-вездеход Pavesi P4/100[/b] (4,7 л, 4 цил., 57 л.с. при 1800 об/мин, 22 км/ч), 1926 год. Четыре ведущих колеса диаметром 1,6 м снабжены откидными шпорами для особо труднопроходимых мест. Тягач выпускало отделение SPA концерна FIAT. Сделано около 1000 вездеходов
Особенности эксплуатации сформировали особый вид итальянского военного автомобиля. Справа – [b]«autocarretta» O.M. 32[/b] выпуска 1932 года – полноприводная «тележка» (4 цил., 1,62 л, 21 л.с.) для альпийских стрелков. Обута в сплошные или в пневматические шины, как и стоящий позади [b]однотонный SPA CL39 Coloniale[/b] (4 цил., 1628 cм[sup]3[/sup], 25 л.с., 4х2) 1938 года
[b]SPA Dovunque 35[/b] образца 1935 года (4,0 л, 4 цил., 56 л.с. при 2000 об/мин, 50 км/ч). В переводе с итальянского Dovunque – «Повсюду». Один из лучших автомобилей Regio Esercito. Колёсная формула 6х4, грузоподъёмность 2,5–3 т. Применялся от Алжира до Сталинграда
Как и большинство броневиков своего времени, [b]AB-43[/b] (бронеавтомобиль образца 1943 года) оборудовался двумя постами управления, спереди и сзади, чтобы покидать зону обстрела, не разворачиваясь. Вооружён 20-мм автоматической пушкой. Бронирование – 5–18 мм. Выпускал завод Ansaldo в основном для немцев
[b]SPA TL37 – trattore d’artiglieria leggero, тягач артиллерийский лёгкий[/b] образца 1937 года, со всеми ведущими и управляемыми колёсами на независимой подвеске (4,0 л, 4 цил., 52 л.с. при 2000 об/мин). Выпущено около 3000 таких тягачей
[b]SPA AS37[/b], «грузовик для Сахары образца 1937 года», создан на шасси модели TL37. Оснащался специальными «ливийскими» шинами Pirelli низкого давления с увеличенным сечением (11,25х24 вместо 9,00х24). Отличался выдающимся запасом хода почти в 900 км. Выпущено 802 штуки
[b]Танк Fiat-Ansaldo P26/40[/b]. Боевая масса – 26 т, вооружение – 75-мм пушка и 8-мм пулемёт, броня – до 50 мм. В целом неплохой танк запоздал: техзадание выдано в 1940-м, работы начаты в 1941-м, первый образец сдан 25 ноября 1942-го. Итальянская армия так и не воспользовалась P26/40, все 60 штук получили немцы. И это был единственный дизельный танк (25 л, V12, 275 л.с.) в германских войсках
[b]Бронеавтомобиль Lancia 269 «Lince»[/b], 1943 год. Компания Lancia Veicoli Industriali скопировала «Рысь» (так переводится «Линче») с «дикой собаки Динго» – британского разведывательного броневика Daimler Dingo. Очень небольшой, всего 3,24 м длиной, Lince оснащался мотором от легковой Lancia Astura (2,8 л, V8, 72 л.с.). Боевая масса – 3,14 т, экипаж – два человека, вооружение – 8-мм пулемёт. До марта 1945 года Lancia V.I. построила 127 «рысей» и ещё 129 – завод Ansaldo
[b]Trattore d’artiglieria semicingolato, тягач артиллерийский полугусеничный Breda 61[/b] (7,4 л, 6 цил., 130 л.с. при 2400 об/мин), выпускался с 1943 года крупнейшим промышленным объединением Società Italiana Ernesto Breda per Costruzioni Meccaniche по лицензии германского концерна Krauss-Maffei. Большая часть из 235 тягачей поступила не в итальянскую, а в германскую армию
[b]Breda trattrice pesante 33, тяжёлый тягач Breda[/b] образца 1933 года (4 цил., 8,0 л, 84 л.с.). Его особенность – бортовая трансмиссия, позволявшая обходиться без межосевого дифференциала. Вращение от центральной раздаточной коробки передавалось карданными валами к индивидуальным главным передачам каждого колеса. Расход топлива на бездорожье этого полноприводного вездехода достигал 85 л на 100 км
Trattore d’artiglieria leggero, [b]тягач артиллерийский лёгкий SPA TL41[/b], версия 1941 года
Все колёса TL41 ведущие и управляемые, на независимой подвеске с нижними поперечными рычагами и верхней поперечной рессорой. К каждому из колёс от центральной раздаточной коробки идёт индивидуальный карданный вал с бортовым редуктором
[b]Штабной автобус SPA 25C 10[/b] выпуска 1926 года (2,7 л, 4 цил., 39 л.с. при 2200 об/мин). Типовой 17-местный кузов построила туринская мастерская Garavini
[b]Передвижная мастерская на шасси Lancia 3Ro[/b]. С 1938 по 1949 год компания Lancia Veicoli Industriali выпустила 12 700 таких пятитонок. Модель 3Ro стала продолжением моделей Ro и Ro-Ro. Оснащалась 6,8-литровым 5-цилиндровым дизелем мощностью 93 л.с. при 1860 об/мин. Сохранялась на снабжении Esercito Italiano до 1965 года
[b]Первый грузовик Fiat бескапотной компоновки – 626[/b], 1939 год. Грузоподъёмность – 3 т. Вариант 626 NLM (Nafta Lungo Militare, дизельный, длиннобазный, военного типа) с 5,75-литровым 6-цилиндровым мотором мощностью 65 л.с. при 2200 об/мин на русском фронте заменялся бензиновым 626 BLM – он легче заводился в мороз. Силовой агрегат извлекался выкаткой из-под кабины вперёд. До 1948 года выпущено 30 000 трёхтонок
[b]Кабриолет Lancia Astura[/b] выпуска 1937 года (3,0 л, V8, 82 л.с. при 4000 об/мин) принадлежал Кларетте Петаччи – подруге вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини
«Арсенал демократии» – [b]американский Transporter, Tank, 45-ton[/b],  M19 в составе балластного тягача Daimond T981 (М20) с прицепом М9. Поставлялся по ленд-лизу в Красную Армию и, оказывается, служил в Эзерсито тоже
Ещё более редкий, чем чикагский Daimond T981, [b]танковый транспортёр M26A1[/b] производства Pacific Car and Foundry Company из города Рентон, штат Вашингтон, с 40-тонным полуприцепом М15, 1944 год. Если «дэймондов» построили 6554 штуки, то этих всего 663. Оснащён 17,9-литровым бензиновым (!) двигателем (6 цил., 240 л.с. при 1200 об/мин). Главная передача задней тележки – цепная
[b]Эвакуатор на шасси полноприводного SPA Dovunque TP50[/b] (9,4 л, дизель, 6 цил., 110 л.с. при 2000 об/мин, полная масса 8,8 т). Первый образец, SPA Dovunque 41, построен в начале 1943 года, состоял на вооружении итальянской армии до 1948 года, других служб – до 1970-х годов. В 1950 году усовершенствован
[b]Эвакуатор на шасси полноприводного SPA Dovunque TP50[/b] (9,4 л, дизель, 6 цил., 110 л.с. при 2000 об/мин, полная масса 8,8 т). Первый образец, SPA Dovunque 41, построен в начале 1943 года, состоял на вооружении итальянской армии до 1948 года, других служб – до 1970-х годов. В 1950 году усовершенствован
Эвакуатор на шасси полноприводного SPA Dovunque TP50 (9,4 л, дизель, 6 цил., 110 л.с. при 2000 об/мин, полная масса 8,8 т). Первый образец, SPA Dovunque 41, построен в начале 1943 года, состоял на вооружении итальянской армии до 1948 года, других служб – до 1970-х годов. В 1950 году усовершенствован
[b]Maserati Quattroporte 4.9[/b] 1983 года (4,9 л, V8, 280 л.с. при 5800 об/мин). Автомобиль защищён по третьему классу бронирования в мастерской Repetti S.r.l. Обслуживал президента Алессандро Пертини, одного из самых ярких политиков Италии, одного из тех, кто принял решение о расстреле Бенито Муссолини и Кларетты Петаччи
[b]Fiat/OM 6600, CP 56[/b] (Carro pesante, тяжёлый грузовик образца 1956 года). Выпускался по американской лицензии, но в отличие от прототипа (пятитонки М55 из семейства G-744) оснащался карбюраторным двигателем Fiat-203 (10,7 л, 6 цил., 200 л.с.). На снабжении L’Esercito Italiano состояло 430 штук
[b]Пусковая установка M289[/b] тактической неуправляемой ракеты MGR-1, больше известной как Honest John («Простак-Джон»), на 5-тонном шасси M139 C/D из семейства G-744. На вооружение U.S.Army ракета поступила в 1953 году. Состояла на вооружении стран НАТО, в том числе и L’Esercito Italiano. Советским аналогом можно считать комплекс «Луна». Встретить «Простака-Джона» можно всего в четырёх-пяти европейских музеях
Комментировать ... >>
Loading...