Музей истории военной автотехники в Италии
(Museo Storico della Motorizzazione Militare)
Музей огромен: 300 автомобилей, 80 единиц бронетехники. А ещё пушки, самолёты, вертолёты, мотоциклы, кареты, оружие... Но есть и недостаток: двери для публики открыты всего один день в неделю (в субботу), и только с 9:00 до 12:00. И чтобы уточнить подробности, туристу необходимо владеть итальянским, поскольку для связи существует один-единственный номер телефона, и это номер КПП военной базы L’Esercito Italiano – вооружённых сил Итальянской республики. Солдатик, дежурящий на КПП, слыша в трубке пусть и совершенный, но всё же непонятный ему язык, просто вешает трубку.
Museo Storico della Motorizzazione Militare (Музей истории военной автотехники) создан ещё в 1955 году чуть ли не по указу президента Республики. А в 1991-м музею выделили просторные ангары площадью 50 тыс. м2 на военной базе Чеччиньола, что на южной окраине Рима.
Столько грузовозов времён Первой мировой в одном месте, наверное, больше нигде не встретишь. В немецких музеях в основном выставлены прилизанные новоделы. Во Франции с Великобританией сохранились крохи. А в Чеччиньоле начинаешь загибать пальцы, и пальцев не хватает! С грустью думаешь о том, как в нашей стране выполняли план по сбору металлолома за счёт уникальных коллекций автомобилей, артиллерии, самолётов, танков...
Государственный подход к сбережению технического наследия возымел действие – в Италии сложилось несколько уникальных собраний. Только в Риме и окрестностях – музеи полицейских машин, пожарной техники, военной аэронавтики. Их роднит чрезвычайная насыщенность экспонатами, равно как и почти полное отсутствие рекламы и затруднённость общения.
Итальянцы по праву гордятся своей технической историей. Леонардо Да Винчи, Джероламо Кардано, Алессандро Вольта, Гульельмо Маркони, Джованни Баттиста Пирелли, Маттео Чейрано, Эдоардо Вебер, Баттиста «Пинин» Фарина – на эти имена равняются современные «инжениери».
Пароль? На горшке сидел король!
Один из наиболее ценных экспонатов – штабной фаэтон Fiat 30-45 cv Tipo 4 короля Италии Виктора Эммануила Третьего. «...если один из офицеров был очень мал ростом и сидел сзади между двумя генералами, и оттого, что он был так мал, лицо его не было видно, а только верх кепи и узкая спина, и если машина шла особенно быстро, – это, вероятно, был король», – писал Эрнест Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!».
«Тип 4», запущенный в серию в 1910 году, опередил время. Его двигатель (5,7 л, 4 цил., 45 л.с. при 1600 об/мин) имел моноблочную конструкцию – в те годы цилиндры обычно отливали поодиночке или попарно. Привод на задние колёса осуществлялся валом, а не цепью. С 1915 года «Тип 4» уже оснащался 12-вольтовым электрооборудованием. Хемингуэй точен: действительно, король ездил быстро. Автомобиль позволял – его максимальная скорость 95 км/ч. Хотя это не самая мощная модель Fiat тех лет. Были ещё и 50-сильные «Тип 5» и «Тип 6». Почему король довольствовался «Типом 4», неизвестно. Модель выпускали по 1918 год, сделали 684 штуки. Любопытно, что до реставрации в 2012 году у автомобиля были другие номера.
Незаурядность мышления итальянских конструкторов наиболее ярко проявилась в артиллерийских тягачах периода 1920–1940-х. Их галерея открывается сочленёнными колёсными тракторами инженера Уго Павези. Его идеи на новом уровне воплотились в современных – теперь уже гусеничных – двухзвенниках: шведском Bandvagn 206 и российском «Витязе». Две степени свободы звеньев позволяли вездеходу Уго Павези подстраиваться под особенности рельефа, не теряя при этом контакта с опорной поверхностью. Поворачивал тягач за счёт изменения угла между звеньями. К слову, шведов идеи Павези привлекли ещё тогда, в начале 1930-х, и одна из моделей чудо-вездехода поступила на снабжение королевских вооружённых сил. Возможности тягача заинтересовали также военных Болгарии, Венгрии и Греции.
Итальянские же эзерсито затребовали машину попроще. И инженер Эмилио Мариньотти из компании Società Piemontese Automobili (SPA) предложил: все четыре колеса ведущие и управляемые, у всех – независимая подвеска на поперечных А-образных рычагах, бортовая трансмиссия с единственным центральным дифференциалом, лебёдка и вал отбора мощности. Целое семейство таких тягачей: leggiero, medio и pesante, т.е. лёгкие, средние и тяжёлые. По традиции, начатой Павези, в основном они тоже получили колёса увеличенного размера (например, со статическим диаметром 1098 мм). Колёса могли быть обуты в «полупневматические» резиновые бандажи, в обычные шины с развитыми грунтозацепами или же в пневматики низкого давления, предназначенные для езды по песку. Эти вездеходы не отличались скоростью, их козырем было тяговое усилие. Медленно, но верно они волокли неповоротливые орудия по каменистым дорогам Абиссинии, по ливийской пустыне, по ковыльным степям в излучине Дона. Техника выдающегося вида – ею любуешься, как полотнами Ботичелли в галерее Уффици. Настоятельно рекомендую заглянуть на сайт: www.italie1935-45.com/regio-esercito/materiels/. Странно, что создали его какие-то французы, а не L’Esercito Italiano.
Увы, итальянскую инженерную мысль преследовал злой рок – изящные, остроумные решения оказывались несостоятельными в реалиях времени. Каково силами одного водителя сменить повреждённое большое колесо, да ещё в зимнюю вьюгу под Сталинградом!
Музей я покидал, обременённый загадкой, которую всё ещё силюсь разгадать: в чём разница между trattore и trattrice? И тем и другим словом в равной мере обозначают военные тягачи и сельскохозяйственные трактора как большие, так и маленькие. Вопрос поставил в тупик знакомых итальянских историков. Некоторые вообще не предполагали, что в итальянском есть такое слово – trattrice. Да и не все знали о существовании в Риме такого музея!