Уральский «ТАЙФУН»
Урал-63099 «Тайфун» – первый из семейства военных капотных автомобилей
Обычные транспортные грузовики всё меньше удовлетворяют военных с точки зрения безопасности перевозки личного состава в «горячих точках» планеты. Простое навешивание брони на грузовики не решает проблему комплексно, необходимы специальные транспортные средства с мощной баллистической и противоминной защитой, созданные с оглядкой на американские MRAP (Mine Resistant Ambush Protected).
Уральский автомобильный завод некоторое время назад начал проектирование нового семейства военных капотных автомобилей в рамках проекта «Тайфун». Помимо создания капотных «Уралов» этот проект предусматривает разработку аналогичных по назначению бескапотных КАМАЗов. Уральским первенцем стал «Урал-63099» с бронированным однообъёмным функциональным модулем и с повышенной противопульной и противоминной защищённостью основных агрегатов и узлов.
Новый автомобиль имеет мало общего со знакомыми нам «Уралами». Достаточно сказать, что на полноприводной машине применена независимая подвеска всех колёс с управляемыми пневмогидравлическими упругими (ПГУ) элементами. Именно управляемая подвеска обеспечивает новой машине хорошую устойчивость, управляемость и плавность хода на любых дорогах.
Высокие динамические показатели машине обеспечивает новый отечественный дизель Ярославского моторного завода – ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. Вместе с ним работает автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison. Кроме этого на «Тайфуне» стоит двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колёса имеют систему централизованной подкачки шин.
Внешне «Тайфун», хоть и сохранил фамильные черты капотных «Уралов», не имеет с ними ни одной общей детали. Даже светотехника здесь установлена принципиально новая, с применением светодиодов и линзовой оптики. При этом рубленые, подчёркнуто функциональные формы кабины и кузова не выглядят отталкивающими, а, наоборот, придают машине особый шарм. Кстати, о функциональности, несмотря на то, что внешне «Урал-63099» выглядит как грузовик, на самом деле это почти автобус, так как кабина и кузов объединены в единое внутреннее пространство, больше предназначенное для перевозки людей, чем грузов.
У шестигранного кузова чёткое назначение – так повышается его пулестойкость, а нижние наклонные бронелисты отводят взрывную волну в сторону при наезде колесом на мину. По этой же причине для машины выбрана и капотная компоновка, она способствует лучшей защите экипажа от мин, прежде всего водителя и пассажира в кабине. Комбинированная (керамика и сталь) бронезащита «Тайфуна» разработана и произведена в НИИ Стали, а бронестёкла созданы в фирме «Магистраль ЛТД». Всё вместе взятое обеспечивает машине круговую защиту по четвёртому уровню стандарта STANAG 4569. А это значит, что автомобиль готов выдержать обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм.
При необходимости стёкла машины можно дополнительно закрывать бронелистами, а по периметру устанавливать видеокамеры. Это позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля, а также использовать их для управления бронемашиной «вслепую» через установленные в кабине мониторы, в том числе и в ночное время. Для этого машина оборудована ночными приборами наблюдения.
Электронные системы управления позволяют выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов машины, проводить необходимую диагностику. «Тайфун» оснащён спутниковой навигацией, и при необходимости системы автоматически сообщают на командный пункт о местонахождении и состоянии автомобиля и могут подключаться к внешним системам управления.
При переворачивании машины для эвакуации экипажа используются три широких круглых люка, расположенных в крыше машины. В штатном режиме экипаж может покидать «Тайфун» через имеющиеся двери – две по бокам и одна сзади. Кстати, бронированные двери получились очень тяжёлыми, и, чтобы их было легче открыть и закрыть, машину оснастили принудительным приводом.
Для ведения стрельбы экипажа из личного оружия в стёклах кузова и в бронированных дверях предусмотрены бойницы. Для увеличения боевой мощи на крышу автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемый пулемётный модуль.
Внутри герметичного бронированного кузова для экипажа созданы максимально возможные для военного грузовика комфортные условия. Так, в салоне искусственно поддерживается избыточное давление, а фильтрация поступающего воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Помимо штатного отопителя в кабине дополнительно установлен автономный подогреватель воздуха, имеющий выводы тёплого воздуха в сторону пассажирского салона. Есть и система кондиционирования воздуха с индивидуальной разводкой к каждому креслу.
Кресла специальной конструкции на амортизационной подвеске, поглощающей энергию взрыва. Они соответствуют уровню 3b по «натовскому» стандарту STANAG 4569 (взрывное устройство до восьми кг в тротиловом эквиваленте). Каждое сиденье оборудовано специальными привязными ремнями и фиксирующими подголовниками, обеспечивающими пассивную безопасность экипажа на высоких транспортных скоростях.
При сложенных сиденьях вдоль бортов кузова машину можно использовать для перевозки грузов. В случае необходимости автомобиль может буксировать прицепы, в том числе и артиллерийские системы.
«Тайфун» – не первая попытка нашей промышленности создать высокомобильный, хорошо защищённый грузовик для армии, но все предыдущие образцы меркнут перед этим «Уралом» как по техническим характеристикам и степени защищённости, так и по комфорту экипажа и даже внешнему виду. Известно, что уральские конструкторы пока лишь в начале пути создания специальных защищённых армейских грузовиков – полностью проектные работы по новому семейству «Тайфун» должны завершиться к 2014 году. В настоящий момент в образце «Тайфуна» учтены ошибки и недостатки первых опытных образцов. Всего в семействе планируется создание трёх капотных автомобилей с колёсными формулами 4х4 (полная масса 6 т), 6х6 (10 т) и 8х8 (15 т).
Полная масса, кг | 24 000 |
Распределение полной массы по осям, кг:
|
8000 16 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Угол преодолеваемого подъёма, % | 60 |
Внешний габаритный радиус поворота (по переднему бамперу), м | 11 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,9 |
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м | 0,6 |
Двигатель | ЯМЗ-5367 Euro 4, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 4-тактный с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) | 450 (331) |
Максимальный крутящий момент, Н∙м | 1470 |
Коробка передач | Allison, автоматическая, 6-ступенчатая |
Раздаточная коробка | Механическая, двухступенчатая |
Рулевое управление | С гидравлическим усилителем двухстороннего действия |
Тормозная система | Двухконтурная, с дисковыми тормозными механизмами, с пневмоприводом, влагоотделителем и регулятором тормозных сил |
Подвеска | Независимая, на двух поперечных рычагах, с пневмогидравлическим упругим элементом, с гидравлической системой изменения клиренса |
Корпус | Однообъёмный, капотного исполнения, с максимальной вместимостью 12 человек |
Топливные баки | Спроектированы для исключения возможности возгорания и истечения топлива |
Вместимость топливных баков, л | 300+300 |
Запас хода по топливу, км | 1800 |
Шины | 16.00R20 Michelin с боестойкой вставкой Hatchinson |