Американские «пожарки»
Топ 10 (часть 1)
Неудивительно, что Соединённые Штаты, имея самобытную автомобильную отрасль в целом, сохраняют такую же самобытность в области производства пожарных автомобилей. Особое отношение к ней формируется даже в названии этих машин – в отличие от утилитарных «траков», американцы уважительно именуют пожарные Engine (машина) или ещё более официально – Apparatus.
Вопреки частому утверждению, практически все пожарные машины США всегда строили специализированные фирмы. Из классической «американской дюжины» (Autocar, Brockway, Diamond Reo, Dodge, GMC, International, Ford, Freightliner, Kenworth, Mack, Peterbilt, White) комплектные пожарные машины серийно выпускал только Mack. Некоторые, как GMC, Kenworth и Peterbilt, в ранние годы эпизодически собирали штучные экземпляры, прочие же – никогда. В то же время практически любые, даже редкие, марки становились основой для пожарных машин; единственное, пожалуй, исключение – Marmon.
Все пожарные автомобили страны (как и соседней Канады) с давних пор делятся на два больших класса: Classic и Custom. Первый отлично знают и у нас – это дооборудованный, со специальной надстройкой стандартный грузовик. Почти все производители грузовиков в Штатах имеют в программе модели для противопопожарных целей, обычно среднего класса (International серий 4000–7000, Freightliner Business Сlass, Kenworth T300, Peterbilt 330–370). Как правило, производитель предлагает их на удлинённом шасси со сдвоенной кабиной (Custom- или Crew-Cab). Реже встречаются варианты на шасси наибольшего, 8-го класса грузоподъёмности. Примечательно, что в Штатах для этих целей не используются обычные грузовики бескапотной компоновки, хотя они, казалось бы, максимально для этого приспособлены. Невзирая на наличие особых моделей с пониженным входом (Mack LE, Freightliner Condor, Peterbilt 320), знаменитые местные традиции этого не позволяют.
В отличие от предыдущего класса Custom – как раз исключительно бескапотный. Эти машины строят специальные фирмы на собственных шасси с характерными кабинами вагонного типа повышенной вместимости (6–12 чел.). Все они очень схожи между собой и различаются лишь деталями. Как правило, производители сами собирают шасси на прочных лонжеронах, соединённых болтами, с плавающей в широком диапазоне колёсной базой. Двигатели, коробки передач, мосты и трансмиссии покупные, практически любые по выбору заказчика. Размещение двигателя спереди, но иногда встречается и в задней части кабины (прежде популярное, в последнее время исчезающее решение).
Разумеется, пожарные шасси ничем не уступают своим гражданским собратьям – на них распространятся последние нормы ЕРА-2010 (аналог Euro 5), на них устанавливают системы ABS, ESP, электронные CAN-шины и т.д. Внешне при этом они несут классические отличительные черты – обилие хромированных деталей, световых сигналов, пневмосирен, а также необычные для Европы открытые пульты управления на боковых поверхностях. До сих пор встречается и их переднее расположение, обычно на классических машинах для сельской местности. Сами производители изготовляют кабины и надстройки, а оборудование для них опять же закупают на стороне. В большинстве главным материалом служит алюминий, однако встречается пластик и хромированная сталь. Некоторые крупные фирмы разрабатывают и собственные 1- или 2-ступенчатые насосы, с приводом от основного или вспомогательного двигателя.
На сегодняшний день крупных производителей таких машин около десятка, ещё полсотни занимаются установкой надстроек на покупных шасси. Все эти машины изготовляются по заказам, среди них почти нет одинаковых.
Необходимо сказать об одной общей особенности американских пожарных машин – об окраске. В отличие от государственного, где общепринятый цвет автомобиля красный, расцветка подвижного состава регламентируется на уровне округов, даже не штатов. Поэтому возможна, в принципе, любая – некоторые машины окрашены весьма ярко, в непривычные жёлтые, зелёные, синие или даже чёрные цвета в различных сочетаниях.
И, наконец, стоит упомянуть о необычном, но типичном для США явлении – массовом повторном использовании пожарной техники. Качественно изготовленные машины имеют крайне высокую стоимость (цена на новые иногда достигает $1 000 000), и их ресурс не исчерпывается на протяжении десятков лет. Соответственно отработавшие несколько лет машины на договорной основе восстанавливают на заводах производителей (не обязательно исходных) и возвращают на службу.
Далее приведены в алфавитном порядке десять ведущих на сегодня производителей комплектных пожарных машин в США.
Ahrens-Fox – HME
Исчезнувшая было марка долгое время считалась одним из самых авторитетных производителей. Сначала называлась Ahrens Manufacturing, по имени одного из создателей, и выпускала пожарные насосы с середины XIX века. Первый автомобиль-прототип с собственным паровым котлом появился ещё в 1887 г. Первую в США «пожарку» с двигателем внутреннего сгорания выпустил тоже Ahrens, а в 1902 г. разработал собственный бензиновый пожарный насос.
Своё известное имя, Ahrens-Fox Fire Engine, получил в 1910 г.
Ещё в те далёкие времена фирма славилась различными новшествами – первый роторный насос (1913 г.), механическая высотная лестница (1923 г.).
А в 1915-м появилась классическая модель Ahrens-Fox М с двигателем, отодвинутым далеко за передний мост. Перед ним располагался водяной насос, внешне резко выделявшийся огромным блестящим шаром, сглаживавшим пульсацию. Эти особенности сопутствовали всем машинам фирмы до 1951 г.
К тому времени её дела шли не блестяще, она оказалась заложницей собственных технических решений. Однако давняя репутация и громкое имя сделали своё дело – появившаяся в 1956 г. бескапотная модель С привлекла к Ahrens-Fox внимание другого производителя, фирмы Mack, которая и приобрела права на всю техдокументацию.
Однако юридически Ahrens-Fox продолжала существовать и вновь появилась на рынке в 2002 г., когда права на неё выкупил другой производитель пожарных машин, HME.
За этой аббревиатурой скрывается наследник известного грузового производителя, Hendrickson Mobile Equipment. Он считается крупнейшим из независимых производителей пожарных машин в США.
Появился ещё в 1913 г. в Висконсине, производил разнообразные типы машин на собственных и покупных шасси. Пройдя череду реорганизаций, с 1980-х годов предлагает широкую гамму пожарных машин. В классической версии на сторонних шасси автомобили носят имена MiniMax, Wolf, Wildland, RedFox.
Основу комплектных машин составляет собственное шасси Spectr 1871 в различных модификациях. Пользователи отмечают необычную маневренность машин HME, за счёт увеличенного до 52° угла поворота передних колёс. Главным поставщиком двигателей, в том числе газовых, является Cummins. Собственные серии комплектных машин: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Мощные машины в богатой комплектации несут историческое название Ahrens-Fox. Особняком стоит самое большое в США 4-осное шасси Scorpion с низкоразмещённой 12-местной кабиной и 500-сильным двигателем, рассчитанное на установку «топовых» лестниц и коленчатых подъёмников.
American LaFrance
Одна из старейших и известнейших марок, American LaFrance (от фамилии совладельца), существует с 1873 г., а с 1907 г. выпускает собственные пожарные машины с ДВС. В 1938 г. представила 33-метровую 4-коленную лестницу, что стало стандартом, актуальным до сих пор. В следующем году впервые в США представила пожарный автомобиль с кабиной над двигателем. При этом сохраняла репутацию консервативного производителя – цепной привод сохранялся до 1935 г., а первый дизель появился лишь в 1965 г.
В середине 1960-х годов в программе появилась обновлённая модель, ставшая визитной карточкой фирмы на многие годы. Эта модель, «700», пережила несколько модернизаций, превратившись в знаменитую Century.
В 1980-е компанию приобрёл концерн ATO, уже владевший известными марками Snorkel, RD Murray, Scott и Safety Supply. Позднее в корпорацию вошли канадский Superior и самый известный в Штатах производитель автолестниц LTI (Ladder Tower International).
Тем не менее выпуск машин постепенно падал, и в 1995 г. American LaFrance обанкротилась. Однако уже год спустя её выкупил местный лидер грузового автопрома, Freightliner, и вскоре представил новейшую гамму Eagle на собственных шасси и агрегатах, с алюминиевыми кабинами в двух вариантах длины – 134 и 148 дюймов (2400 или 3760 мм).
Эта серия была вполне современна, ничем не уступала аналогам, и внешне явно напоминала собственные классические серии. Это её и подвело – крайне консервативные американские брандмейстеры оказались не готовы к массовым закупкам новых «Орлов». Несмотря на появление обновлённой версии Metropolitan, а также машин на шасси Freightliner M2 и классической Liberty, ситуация не улучшается.
С тех пор объёмы продаж постепенно падают, и в 2005 г. производство переехало из нового завода в цеха бывших RD Murray и LTI, а вдобавок к пожарным машинам American LaFrance начала производить коммунальное шасси Condor.
Emergency One
Эта компания (сокращённо E-One), наоборот, одна из самых молодых в отрасли, но в числе самых авторитетных; ныне занимает второе место в США, выпуская около 700 машин в год. Была основана в 1974 г. С 2008 г. принадлежит концерну Federal Signal Corp., куда входят некогда именитая Saulsbury и всемирно известный финский производитель коленчатых подъёмников Bronto Lift.
Изначально создавалась как производитель пожарной техники всех типов и классов. Во все времена выпускала классические модели на коммерческих шасси, от джипов до тяжёлых машин (сейчас эта линия имеет имя – Tradition). По заказу собирала различные бескапотные модели под «штормовыми» именами Cyclon, Hurricane, аэродромную серию Titan. В своё время прославилась созданием комплектных машин с пониженным центром тяжести на сторонних шасси (Simon-Duplex, PemFab). Обычно компания использовала двигатели Detroit Diesel мощностью до 500 л.с. и автоматические коробки Allison. На базе шасси выпускались модели с автонасосами Protector среднего (1800–4200 л/мин) и Hush тяжёлого (3600–7500 л/мин) класса.
Особенностью E-One являлось активное использование алюминия для кабины и кузовных элементов. В последнее время его заменяют композитными материалами.
Среди нынешних моделей – новые шасси Typhoon и Quest, которые постепенно заменяют предыдущие. Кроме того, E-One известна собственным производством легкосплавных выдвижных лестниц Strato Spear. Последняя новинка – их обновлённая и облегчённая версия под собственным именем Toughtruss.
Ferrara Fire Apparatus (FFA)
Малоизвестная за пределами США фирма была основана в 1982 г. крупным бизнесменом и по совместительству добровольным пожарным Крисом Феррарой (Chris Ferrara) в г. Батон-Руж, Луизиана.
Учитывая, что в окружающих штатах была слабо распространена система пожарных гидрантов, основатель сделал упор на производство цистерн для небольших городов. Сначала, правда, начал он с производства оборудования и ремонта машин других производителей, открыв Ferrara Firefighting Equipment.
В 1992 г. появились собственные алюминиевые комплексные надстройки, сделавшие фирму известной. Однако славилась она и необычайной гибкостью, позволявшей комбинировать элементы по выбору клиента из гальванированной или нержавеющей стали. На широкое применение алюминия намекало название первой серии машин Intruder.
В 1998 г. было представлено собственное шасси с кабиной с большой площадью остекления под странным именем Inferno. Впрочем, одно из значений этого слова – вырвавшееся из-под контроля пламя. За ним последовали среднетоннажные шасси Igniter, полноприводные версии 4x4 и серия Inundator для объектовых целей.
На сегодняшний день программа включает гамму машин на собственных средних шасси Intruder 2, Ember, тяжёлых Inferno XD, Igniter XD, Ultra (с короткими кабинами), Inundator, в полноприводных или 6x4 конфигурациях. Для всех них предлагается 50 вариантов интерьеров кабин.
В программе и серия Wildland на шасси International Workstar, и специальные полуприцепы ERT.
Kovatch Mobile Equipment (KME)
Семейную компанию основал демобилизованный потомок восточно-европейских иммигрантов, Джон Ковач-младший, в 1946 г. (John Kovatch-Jr). Интересно, что ныне фирму возглавляют его сын и внук, оба Джоны Ковачи, III и IV. Основатель открыл мастерскую по ремонту машин, и к началу 1970-х годов начал производить собственное пожарное оборудование. Сказались его старые армейские связи, и первые заказы поступили от армии США.
Эти связи сохранились и в дальнейшем, и сейчас компания – одна из ведущих поставщиков пожарных автомобилей для американской армии. Особо знаменита машина Р-18, произведённая рядом контрактов для военных аэродромов по всему миру на базе тяжёлой серии International Paystar (6x6). Основная серия Custom-built называлась Renegade и тоже широко поставлялась в армию в варианте 4x4.
Попутно заметим, что с 1983 г., приобретя фирму Car-Mar Fire Apparatus, KME стала авторитетным производителем аэродромных топливозаправщиков, нефте- и газовозов, а также полицейских автомобилей.
Расширение фирмы принесло приличные доходы, и два года спустя произошла следующая покупка – пожарного отделения всё того же Hendrickson (сама HME планировала тогда ограничиться лишь производством шасси), что позволяет использовать технологии в производстве собственных машин.
Наконец, в 1992 г. Kovatch Mobile Equipment приобретает целиком Grumman Emergency Products, который к тому времени был крупным производителем всех типов пожарной техники и владел историческими Howe и Oren.
Сегодня компания предлагает гамму машин всех типов на своих шасси Panther, Predator III и Severe Service. Специально для стран Латинской Америки в программу включена комплектная автоцистерна с собственным именем Motobomba. Гамма машин на сторонних шасси стартует с мини-цистерн на базе джипов и включает тяжёлые машины Legacy и Eliminator. Венчает программу собственная серия больших аэродромных автомобилей Force колёсной формулы от 4х4 до 8х8.