Спасённая уникальность
Военно-технический музей в Черноголовке
Ровно в 10 часов утра 10.10.2010 г. впервые открыл свои двери для посетителей Военно-технический музей, расположенный недалеко от подмосковного города Черноголовка, в селе Ивановское. Музей посвящён мировой истории развития военной техники, технологий и вооружения с конца ХIХ века и до наших дней, но помимо этого в его экспозиции немалое количество гражданских автомобилей.
Военно-технический музей нацелен на создание экспозиции, в которой будут представлены достижения оборонного комплекса ведущих держав: России, Германии, Франции, США. Пока основная часть экспозиции отведена для военных автомобилей, тем более, что коллекцию в ближайшее время ждет грандиозное пополнение за счет переезда техники из расформированного рязанского музея военных автомобилей. А вот коллекция вооружения только начинает формироваться.
Зато в Черноголовке заслуживают внимания две самостоятельные коллекции, которые практически в полном составе переехали в новый музей. Это собрание автомобилей такси и пожарной техники. Коллекция таксомоторов в свое время формировалась в ведомственном музее такси Мослегтранса, но вскоре стала безнадзорной и оказалась на грани уничтожения. Теперь спасенные экспонаты музея такси можно видеть в Военно-техническом музее.
Аналогичная ситуация складывалась с собранием уникальной пожарной техники в Исследовательском институте пожарного оборудования (ВНИИПО, г. Балашиха). Машины долгое время хранились в закрытом ангаре, лишь изредка выезжая на смотры старинных автомобилей. В какой-то момент поддерживать старую технику в надлежащем виде институту стало тяжело, и он передал свою коллекцию в новый музей. Теперь редкие пожарные автомобили доступны для осмотра в Черноголовке в любое время.
Отдельный корпус Военно-технического музея отвели не профильному, но весьма представительному собранию отечественных легковых автомобилей высшего класса и микроавтобусов, среди которых есть несколько необычных экземпляров. Например, микроавтобусы «Старт» и ЗИЛ-118К «Юность», санитарный автомобиль РАФ-ГАЗ-13С и операторская платформа ОСАД-3 на базе «Чайки» с редким кузовом «ландо».
В залах музея стоят легковые и гоночные автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, аэросани, глиссеры и другая преимущественно отечественная техника. Отрадно, что музей не ограничивается только выставочной деятельностью. В его распоряжении находится целый реставрационный комплекс, где во время моего визита заканчивали восстановление ЗИС-101 – наверное, самого сложного для реставрации отечественного легкового автомобиля.
Музей занимается поиском редких образцов техники, активно сотрудничает с поисковыми отрядами. Так, в свое время на бывшем полигоне ЗИЛа в Чулково были спасены от варварского уничтожения бесценные для истории экспериментальные вездеходы, созданные в СКБ ЗИЛ под руководством В.А. Грачёва. Сегодня они ожидают очереди на реставрацию.
В целом музей производит ошеломляющие впечатление как по размаху экспозиции и обилию экспонатов, так и по концентрации редкой и уникальной техники в одном месте. В последующих публикациях журнал обязательно вернется к развернутому описанию наиболее интересных экспонатов.
Этот, пожалуй, «самый-самый» интересный экспонат среди военной техники музея, который на поверку оказывается и самым «молодым». Абсолютно секретный до недавнего времени самоходный лазерный комплекс построили в 1990 году совместными усилиями НПО «Астрофизика» и «Уралтрансмаш». В 1991 году он проходил испытания и по их результатам даже был принят на вооружение, но с развалом Союза дорогостоящий проект решили закрыть. Теперь созданную в единственном экземпляре «Лазерную пушку» можно увидеть в Черноголовке.
Немецкие пожарные механические лестницы Metz считаются одними из лучших в мире, но покупать их вместе с немецкими шасси очень дорого, что сейчас, что в 1930-е годы. Поэтому монтаж 27-метровых автолестниц для СССР осуществляли на советские шасси – длиннобазные версии ЗИС-6. Машина очень редкая по нескольким причинам: во-первых, до наших дней дошло совсем мало комплектных ЗИС-6; во-вторых, это единственная сохранившаяся довоенная пожарная лестница на территории России.
Этот тягач времен Второй мировой войны состоял на вооружении американской армии. Для эвакуации поврежденной техники он оснащён поворотным механическим краном W45 с приводом от КОМ автомобиля и двумя стрелами грузоподъёмностью по 2700 кг, способными работать как парно, так и раздельно. В экспозиции музея представлен единственный в современной России комплектный рабочий экземпляр автомобиля семейства Diamond T выпуска военных лет.
Эта полноприводная модель производилась с 1939 года по лицензии Laffli. Наиболее интересное у этой машины находится… снизу. Каждое (!) колесо артиллерийского тягача имеет привод из двух (!) собственных карданных валов: один передает крутящий момент от раздаточной коробки до угловой конической пары, второй непосредственно осуществляет привод колеса. В автомобиле всего два места для бойцов, а остальное пространство занимали ящики для снарядов. Изрядное количество Hotchkiss W15T использовал вермахт.
Представитель знаменитого семейства CMP, разработанного в Канаде специально для Англии. Модели CMP выпускали под двумя марками – Chevrolet и Ford. На последних стоял двигатель V8, 3900 cм3, мощностью 95 л.с. Данный экземпляр грузоподъёмностью 3000 кг оснащён кабиной закрытого типа No.13, которые выпускались с 1942 г. В музее Ford F60L представлен в несколько необычном виде – с опознавательными и тактическими знаками вермахта. Действительно трофейный или кино снимали?
Еще один уникальный автомобиль, сохраняемый в Черноголовке, – пожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6. Эту машину использовали по прямому назначению до 1960-х годов, правда, в переделанном виде с неродной кабиной. Уже тогда ЯГ-6 воспринимался как ретроавтомобиль, поэтому вскоре попал в ретрособрание ВНИИПО в Балашихе. Там ему попытались вернуть первозданный вид, но неудачно, и сегодня машина выглядит не совсем достоверно. Но это не умаляет её исторической ценности, так как вся ходовая часть и большинство агрегатов родные, а других довоенных ярославских грузовиков в музеях просто нет.
В музее представлена коллекция из четырёх различных вариантов внедорожников Dodge времен Второй мировой войны. Наиболее интересным из них можно считать Dodge WC63 серии T223 с удлиненной рамой, третьим ведущим мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. По кузову он однотипен с двухосными модификациями WC51 и WC52, поступавшими по ленд-лизу в Красную Армию, но третий, ведущий, мост обеспечил машине прибавку в грузоподъёмности до полуторы тонн. На скамейки вдоль бортов такой машины помещалось уже не шесть, а десять бойцов.
Об этой машине мы уже писали на страницах нашего журнала (см. «ГП» № 2 2007 г.), поэтому вдвойне приятно, что она не канула в Лету, а является одним из самых ярких экспонатов нового музея. Компактный городской таксомотор с кузовом вагонной компоновки создан в 1965 году на базе агрегатов «Москвича-408». Несмотря на положительные испытания машина настолько опережала свое время, что производить серийно ее так и не решились.
«Красная шапочка» – серый таксомотор с красной крышей – не пользовался уважением у водителей такси в 1960–1970-х годах, так как эта окраска означала, что машина прошла капитальный ремонт на Втором АРЗ (ВАРЗ) в Москве. Качество ремонта всегда оставалось низким, так как ремонтировать (считай – восстанавливать) приходилось «Волги», прошедшие уже не одну сотню тысяч километров. Тем не менее таксомоторы с красными крышами – неотъемлемая часть пейзажа московских улиц пятьдесят лет назад, и сегодня нам об этом напоминает ГАЗ-21Т из Черноголовки.
Их разработали в КБ Н.И. Камова в 1962 году, а уже в 1966-м на предприятии «Далмашзавод» был освоен их серийный выпуск. Выпуск аэросаней редко превышал 25–30 ед. в год, но они оказались незаменимым видом транспорта в заснеженных районах Крайнего Севера, где верой и правдой прослужили несколько десятилетий. Выпускались КА-30 в трех вариантах – почтовый, пассажирский и санитарный. Двигатель АИ-14РС, 9-цилиндровый, звездообразный, мощностью 260 л.с. При 2450 об/мин позволял развивать аэросаням скорость до 140 км/ч.
Колесные машины поисково-эвакуационного комплекса для космонавтов не всегда могли пробиться к месту посадки спускаемого космического аппарата. Чаще всего им дорогу преграждал глубокий снег или болото. Для спасательных экспедиций требовался транспорт запредельной проходимости. Для этих целей был разработан шнекоход ПЭУ-3. Испытания машины начались в 1972 году. При снаряженной массе около 8000 кг этот уникум мог перевозить 2500 кг груза и четырёх человек. К сожалению, из-за больших габаритов и массы использование его признали нецелесообразным и озадачились менее громоздкими шнекоходами, которые позже вошли в новый спасательный комплекс «Синяя птица». А изделие «4904» навсегда вошло в историю как самый большой шнекоход в мире.
График работы:
Музей открыт ежедневно с 1100 до 1700 ч.
Как проехать?
На машине: По Щёлковскому шоссе до малого Московского кольца – «бетонка» А-107. Там следует повернуть налево в сторону Фряновского и Ярославского шоссе. Через два-три километра после поворота – развилка. Главная дорога «бетонки» уходит влево, а чтобы попасть в музей, надо проехать направо – прямо под указатели на белом фоне «Макарово», синем – «Ивановское – 2, церковь Иоанна Предтечи – 2,8». Проезжаем село Макарово, потом лес, въезжаем в село Ивановское. Вскоре главная дорога уходит на 90° влево. На этом повороте надо съехать по прямой на проселок и не сворачивать с него. Метров через 300–400 будут ворота музея и парковка.
Общественным транспортом: От станции метро «Щёлковская». От автовокзала отправляется автобус № 320 «Москва–Черноголовка». В Черноголовке пересесть на автобус № 73 «Черноголовка–Ивановское» и ехать до остановки «Больница», далее примерно 500 метров пешком. Интервалы в движении автобусов – 1 час.