Опубликовано: ГП 06-2015

Самосвал всемогущий

Модель: Автомобиль-самосвал 78501
на шасси Volvo FMX 420 HP 8x4
Производитель: ЗАО «АВТОБАУ»
Начало продаж в России: 2015 г.
Цена: 9 100 000 руб.
Даниил Минаев, фото автора

Существенным недостатком любого самосвала с традиционной схемой разгрузки является сложность производства работ на зыбких грунтах и наклонной поверхности из-за опасности опрокидывания. Немецкая компания Fliegl Baucom предложила интересное решение этой проблемы, а российская компания «АВТОБАУ» смонтировала немецкую надстройку на шасси Volvo FMX, сертифицировала свой комплексный готовый автомобиль и передала его в опытную эксплуатацию.

Приятное место работы

Компания
«АВТОБАУ»

Основные направления деятельности компании – производство и монтаж грузовой и крупногабаритной техники, комплексные поставки любого типа техники (грузовой, пассажирской, коммунальной, дорожно-ремонтной или строительной), ремонт, а также совокупность всех услуг по сервисному обслуживанию спецтехники. Компания проектирует и осуществляет монтаж на различные шасси широкий спектр техники для строительства и обслуживания дорог. Ежегодно предприятие представляет 2–3 новые модели, разработанные собственным конструкторским отделом. В 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию нового сервисного центра в Подмосковье (вблизи Наро-Фоминска) – автоцентр общей площадью более 1700 м2.

Сам по себе Volvo FMX уже знаком нашим читателям («ГП», № 6, 2013 г.), строительная линейка грузовой техники шведского производителя неплохо подходит для наших условий эксплуатации и весьма успешно продаётся. Новое поколение этой модели поставляется в Россию с 2013 года и является достойным продолжателем рода предыдущего FMX.

Судите сами, согласно официальным данным, диапазон эксплуатационных температур от –40 до +40 °С. Даже в простых начальных комплектациях машины предусмотрены такие приятные опции, как внешний подогрев двигателя от сети 220 В, топливные фильтры с подогревом, климат-контроль, стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади и целый конгломерат традиционных для Volvo систем безопасности.

В кабине, по сравнению с магистральной серией FH, более простая отделка и некоторые материалы, субъективно теснее из-за низкой крыши, но эргономика по-прежнему на высоком уровне. Комфортное подрессоренное сиденье водителя с интегрированным ремнём безопасности и электрообогревом приняло меня в свои объятия, а новая приборная панель через некоторое время стала интуитивно понятной, ходы рычага КП и усилия на педалях позволили как бы «не замечать» эти органы управления.

Рабочее место как и в магистральной линейке Volvo FH, но более тесное и слегка упрощённое, механическая КП переключается отменно Рабочее место как и в магистральной линейке Volvo FH, но более тесное и слегка упрощённое, механическая КП переключается отменно Управление самосвальным кузовом осуществляется как из кабины (на асфальтовых работах водителю предписано всегда находиться в кабине), так и с помощью проводного пульта дистанционного управления Управление самосвальным кузовом осуществляется как из кабины (на асфальтовых работах водителю предписано всегда находиться в кабине), так и с помощью проводного пульта дистанционного управления

Работа нового усилителя рулевого управления на самосвале ощущается в полной мере по сравнению с тягачом. При манёврах на месте руль становится лёгким и «пустым» – он просто вращается без особых усилий, но стоит только начать движение хоть с небольшой скоростью 40 км/ч, рулевое колесо приятно наливается усилием обратной связи с чётким нулём.

Даже несмотря на немалые габариты и четырёхосное шасси, я быстро освоился и с удовольствием водил этот необычный грузовик, пока мне не предложили продемонстрировать рабочий процесс его самосвальной надстройки. Но прежде стоит немного описать шасси и его особенности.

Подходящая базовая основа

FMX 420 HP 8х4 – это сверхвысокое шасси, высота центра масс – 1,9 м, адресованное производителем для строительной отрасли. Транспортный цикл предполагает преимущественно равнинные условия эксплуатации автомобиля. Подвески всех четырёх осей – рессорные. Задняя рессорно-балансирная подвеска здесь в исполнении для тяжёлых условий эксплуатации T-ride. Техническая (без учёта национальных требований и стандартов) нагрузка на заднюю тележку – 32 т. Подвеска передних осей – на раздельных параболических рессорах. Нагрузка на них – 16 т. Спереди и сзади шасси укомплектовано стабилизаторами поперечной устойчивости. Сдвоенные оси RTH3210F с колёсными редукторами под максимальную нагрузку 32 т позволяют сцепить автопоезд полной массой до 100 т. Тормозные механизмы всех колёс – барабанные, из чугуна. В тормозной системе два дополнительных стояночных энергоаккумулятора. Высота лонжерона рамы – 300 мм, толщина лонжеронов – 8 мм. Изнутри рама дополнительно усилена вкладышами продольного лонжерона от конца двигателя до конца рамы. Приводит эту махину в действие старый знакомый двигатель D13 мощностью 420 л.с. и крутящим моментом 2100 Н∙м. С ним агрегатируют 14-ступенчатую механическую КП с делителем.

Задний затвор «челюстного» типа и сдвижная платформа Задний затвор «челюстного» типа и сдвижная платформа Из-за отсутствия телескопических гидроцилиндров у этой конструкции низкая потребность и заправочный объём гидравлического масла, необходимо и достаточно всего около 70 л Предусмотрен термостойкий (до 200 °С) защитный тент с механическим управлением

Необычный самосвальный конструктив

Fliegl Bau & Kommunaltechnik GmbH

Является крупным европейским производителем с широким ассортиментом сельскохозяйственной, коммунальной и прицепной техники. География поставок продукции Fliegl насчитывает 26 стран мира. В 2005 году в Германии был открыт новый завод по производству прицепной техники в городе Триптисе, рассчитанный на выпуск 5000 единиц техники в год. На сегодняшний день Fliegl – это пять крупных заводов (четыре в Германии и один в Венгрии), на которых выпускается свыше 550 моделей различной техники и оборудования.

Новый самосвальный кузов, предложенный компанией Fliegl Baucom, интересен именно тем, что для разгрузки его не требуется поднимать или опрокидывать. Поэтому автомобиль сохраняет постоянный центр масс и внешние габариты. Эти преимущества позволяют самосвалу работать с насыпными грузами в низких помещениях, например, тоннелях, вблизи линий электропередачи, он запросто разгрузится и на поперечном или продольном уклоне, и на не очень твёрдой почве. Материал кузова и гидравлически управляемого выдвижного дна – износостойкая сталь 400 НВ, толщина пола – 6 мм, бортов – 4 мм.

Задний открывающийся борт состоит из двух стальных откидывающихся шиберов, управляемых гидравликой. За характерный внешний вид создатели машины называют этот затвор «челюстями». Со стороны процесс выгрузки выглядит, как я и предполагал, необычно. Ожидаешь если не явного подъёма, то хотя бы какого-либо движения кузова, но ничего не происходит, все движения внутри. Когда открываются челюсти шиберов, то можно наблюдать лишь заслонку, выталкивающую породу в самом конце выгрузки.

Передняя оптика теперь со светодиодными дневными ходовыми огнями Этим вентилем (потенциометром) можно регулировать скорость разгрузки Если подойти к самосвалу в момент выгрузки сбоку, то можно увидеть отсутствие днища кузова в передней части, так как перемещается непосредственно сам портал Если подойти к самосвалу в момент выгрузки сбоку, то можно увидеть отсутствие днища кузова в передней части, так как перемещается непосредственно сам портал

Если же подойти к самосвалу в момент разгрузки сбоку, то можно увидеть отсутствие днища кузова в передней части, так как перемещается, собственно, сам портал. Вроде ничего особенного, но, как водится, всё гениальное просто. Управление порталом автоматическое с гидравлическим приводом. Когда нажимаешь кнопку выдвижения портала для выгрузки, в кабине ничего не происходит – настолько плавно и бесшумно работает система, что можно даже случайно забыть о технологическом процессе, который в это время происходит за спиной водителя.

Техническая характеристика самосвала 78501
на шасси Volvo FMX 420 HP 8x4
Допустимая полная масса, кг 32 000
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-/ 4-ю оси 8000/ 8000/ 9500/ 9500
Снаряжённая масса, кг 14 970
Грузоподъёмность (масса, допустимая конструкцией), кг 17 000
Объём кузова, м3 18,0
Двигатель:

  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Volvo D13A, дизельный, 6 цилиндров в ряд, Euro 4
12,8
420 при 1800 мин-1
2100 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
  • передаточное число главной передачи
Механическая
14/4
4,12
Сцепление Сухое, двухдисковое
Тормозная система Пневматическая
Вместимость топливного бака, л 405
Аккумуляторные батареи, А∙ч 2х225
Шины 315/80 R22,5
Подвеска Рессорная
Максимальная скорость, км/ч 90 (ограничитель)

Соблюдать правила эксплуатации и применять только по назначению!

Такой тип кузова сразу приглянулся дорожным строителям, которые сейчас активно наращивают опыт эксплуатации необычного самосвала. В первую очередь, эксплуатант оценил возможность полной выгрузки даже при работе с липким типом асфальта. Хорошо справляется самосвал и с влажным грунтом, суглинками, при этом отсутствует залипание материала на стенках кузова, уменьшающее полезный объём перевозки. Согласно прилагаемой инструкции, подготовленной дотошными немцами, этот самосвальный кузов предназначен для перевозки насыпного груза, грунта, строительного мусора, щебня, а при определённых условиях – горячего асфальта и других строительных материалов.

Для всего загружаемого материала максимальная величина частиц не должна превышать 500х500х500 мм. Важная проблема – достаточный обогрев самосвального кузова при низкой температуре выхлопных газов современных экологичных двигателей здесь отсутствует как класс. Выталкивающая заслонка настолько плотно прилегает к стенкам, что разгрузка практически 100%-ная. Кстати, инструкция предполагает периодическую проверку зазоров в направляющих и их регулировку. Для сохранения тепла, например, при перевозке асфальта предусмотрен термостойкий тент с механическим приводом.

Объём бака для синтетической мочевины – 32 л Отсутствие выпирающих компонентов и мощная защита двигателя создают шасси высокую геометрическую проходимость Высота лонжерона рамы 300 мм, толщина 8 мм. Изнутри рама дополнительно усилена вкладышами продольного лонжерона от конца двигателя до конца рамы

Дорогой, но необходимый

Рыночная ниша такой продукции в нашей стране невелика. Цена 9 100 000 рублей, хоть и за набор, состоящий из высокотехнологичной надстройки на отличном шасси, доступна далеко не каждому эксплуатанту. Но есть строительные компании, специализирующиеся на уникальных, можно сказать, «ювелирных» проектах, где требуется работать в сложных условиях, таких как сложившаяся историческая застройка, близость ЛЭП, уже упомянутый сложный рельеф, тоннели, путепроводы, берега рек, сложное дорожное строительство и реконструкция. В такой эксплуатации затраты на необычный самосвал могут окупиться и принести прибыль…

Комментировать ... >>