<<< Назад

Карьерный топливозаправщик
БЦМ-229.2 на шасси Scania G400CB6х6ENZ

Максим Шелепенков, фото автора

Расход топлива у карьерного самосвала грузоподъёмностью 180 т может достигать до 1000 л на 100 км пробега. Даже простой выезд из карьера на дозаправку может стоить такому «монстру» десятки литров солярки, потраченных впустую. Намного проще и дешевле заправлять такие машины прямо на рабочем месте – в карьере.

С заправкой самосвалов и другой техники, работающей в карьере, могут справиться самые обычные топливозаправщики. И всё-таки работа в карьере имеет свои специфические особенности, а поэтому намного эффективнее для этого использовать специально созданные топливозаправщики. Нет, это не цистерны на базе БелАЗов, хотя бывают и такие…

Впрочем, лучше обо всем по порядку.

Специфика работы

Прежде всего для карьерного топливозаправщика желателен полный привод, ведь эксплуатировать его будут практически в условиях бездорожья, так как дороги в карьерах всегда временные и очень далекие от идеала. Зимой они бывают скользкими, а после обильных дождей размытыми. Да и заправлять приходится не только самосвалы, но и бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, подъезд к которым с нужной стороны иногда представляет определённые сложности.

Вторая серьёзная проблема, с которой сталкивается техника, работающая в карьерах, – это пыль. Из-за неё даже летом в жару не каждый водитель решится открыть окна в своей машине. Следовательно, для нормальной работы нужен не только кондиционер в кабине водителя, но и мощная система очистки воздуха для системы питания двигателя.

Передний ведущий мост Scania. Хорошо виден стабилизатор поперечной устойчивости Передний бампер в исполнении off-road, без переднего противоподкатного барьера. В центре – выдвигающаяся подножка и усиленная буксирная проушина

Обычные топливозаправщики приезжают «на точку» и производят раздачу топлива, т. е. техника, нуждающаяся в дозаправке, сама подъезжает к ним. У карьерных топливозаправщиков несколько иной ритм работы – им самим приходится переезжать от одного объекта к другому. Другими словами каждые 10–15 минут водителю топливозаправщика приходится сворачивать и заново разворачивать свою заправочную станцию.

Ну и, конечно, такой бензовоз должен иметь минимальные габаритные размеры при максимальном объёме цистерны. Несмотря на огромные размеры самих карьеров, водителям иногда приходится крутиться буквально на «пятачках».

Запас прочности для Сибири

Теперь, когда мы немного лучше представляем особенности работы автомобилей в карьере, то сможем по достоинству оценить новинку сезона – карьерный топливозаправщик БЦМ-229.2, выполненный на полноприводном трёхосном шасси Scania G400CB6х6ENZ в ADR-исполнении (для перевозки опасных грузов). Партию таких машин недавно собрали на Красногорском машиностроительном заводе «Бецема» для ОАО «Газпромнефть-Транспорт» из Новосибирска. Машины будут работать в карьерах компании «Сибирский антрацит» недалеко от города Искитим.

Панель приборов, традиционная для Scania Селектор управления блокировками трансмиссии. Первая позиция – включена межосевая блокировка между задними мостами, вторая – блокировка между передним и задними мостами, третья – межколёсная блокировка задних мостов, последняя – межколёсная блокировка переднего моста Под краном стояночного тормоза находится клавиша растормаживания стояночной тормозной системы с энергоаккумуляторами для возможности буксировки неисправного автомобиля Рычаг КП складывающийся: при желании можно лечь на сиденьях, если положить ещё матрасик на высокий моторный тоннель Дополнительное зеркало на внутренней стойке кабины – оно эффективно устраняет «слепую зону» для водителя с правой стороны грузовика

Шасси Scania G400CB6х6ENZ не собирают в России, поэтому их пришлось привести из Швеции. Длинный ряд из букв и цифр в обозначении шасси о многом может сказать специалисту: G – исполнение кабины с высоким моторным тоннелем внутри. Обычно такие кабины изготовляют в самой короткой «дневной» версии, 400 – мощность двигателя в л.с., С – шасси для коротких (не междугородных) поездок, B – базовая версия, 6х6 – тут всё понятно без комментариев, E – особо тяжёлый класс эксплуатации, N – шасси с высоким клиренсом, специально для поездок по плохим дорогам, Z – с рессорной подвеской спереди и сзади.

Даже из очень лаконичной расшифровки видно, что шасси имеет солидный запас прочности и предназначено для использования на плохих дорогах. Но всё-таки дорогах, а не на бездорожье! Хотя Scania имеет постоянный полный привод на все колёса и полный комплект межосевых и межколёсных блокировок, понижающий ряд передач в раздаточной коробке, это всё-таки ещё не вездеход. Проходимость машины существенно ограничивается двускатной ошиновкой задних мостов, обычной дорожной резиной и длинным задним свесом.

То, что на первый взгляд портит внедорожные качества машины, на самом деле направлено на достижение максимальной полезной нагрузки. В начале статьи мы говорили о том, что карьерный топливозаправщик должен иметь максимально возможную вместимость цистерны.

О максимальных нагрузках стоит сказать отдельно. Шасси Scania в подобной конфигурации чаще всего используется под монтаж самосвальных надстроек, поэтому способно выдерживать очень многое. Так, завод-изготовитель для данного шасси установил допустимую полную массу в 35 т при грузоподъёмности 28,5 т. Поэтому на машине стоят задние мосты с допустимой нагрузкой 13 т каждый, а передний допускает нагрузку 9 т. В нашем же случае, учитывая монтажную длину рамы (машина должна быть манёвренной) и распределение нагрузок по осям (нельзя перегрузить переднюю ось выше допустимого), конструкторам завода «Бецема» удалось на данном шасси установить топливную цистерну ёмкостью «всего» в 15 000 л. Такая «бочка» обеспечивает безопасную и долговременную эксплуатацию топливозаправщика, но не выбирает полностью запаса грузоподъёмности шасси. Зато этот запас будет работать на надёжность шасси, что тоже немаловажно.

Не исключено, что ради надёжности для машины была выбрана и самая простая из доступных для этого шасси 8-ступенчатая коробка передач со специальной «ползущей» передачей.

Учитывая специфику эксплуатации на уклонах, шасси оборудовано простейшим моторным тормозом-замедлителем, но в его комплектацию не входит более сложный трансмиссионный ретардер.

Крышки загрузочных люков производства Civacon выполнены из алюминиевого сплава. Площадка обслуживания по верху цистерны сделана из просечного листа, исключающего скольжение Дыхательный клапан (с огнепреградителем и функцией паровозврата), исключающий пролив нефтепродуктов при опрокидывании цистерны, и датчик наполнения цистерны Технологический шкаф с открывающейся вверх дверью (её конструкция защищена патентом РФ). Вызывает сомнение удобство пользования длинным раздаточным шлангом, уложенным в бухту в самом шкафу, может быть, надо было поставить сматывающую катушку?

Внутренняя чистота

Для стороннего наблюдателя все топливные «бочки» совершенно одинаковые на вид. Но специалист сразу обращает внимание на детали, которые у различных производителей могут быть решены совершенно по-разному.

На данной машине я обратил внимание на способ крепления ёмкости на шасси, без дополнительного подрамника, через эластичные «подушки». Во-первых, этот способ позволяет избавиться от промежуточного звена – тяжёлого и металлоёмкого подрамника. Во-вторых, эластичные элементы позволяют немного «смягчать» ударную нагрузку в местах крепления цистерны к раме. Но применять данный способ крепления цистерны можно только на грузовиках с очень прочной и жёсткой рамой. Рама Scania это допускает.

Любой топливозаправщик от простой цистерны для перевозки жидкого топлива отличается наличием собственной насосной станции. А любой насос требует обеспечения привода. В данном случае привод насоса гидравлический, и что стало для меня полной неожиданностью: вся эта силовая гидравлическая связка из вихревого насоса, установленного на КОМ шасси и аксиально-поршневого гидромотора, – российского производства!

Собственной насосной станцией топливозаправщик БЦМ-229.2 может наполнять свою ёмкость, перекачивать топливо, минуя свою ёмкость, и обеспечивать заправку техники, пропуская топливо через фильтр тонкой очистки Alfons Haar (Германия), обеспечивающий фильтрацию частиц до 1000 мкм.

Сквозной кронштейн между крыльями задних колёс, проходящий под цистерной Крепление цистерны к раме грузовика
Техническая характеристика БЦМ-229.2 на шасси Scania G400CB6х6ENZ
Максимальная грузоподъёмность шасси, кг 28 500
Допустимая полная масса, кг:
  • – нагрузка на переднюю ось
  • – заднюю тележку
35 000
9000
26 000
Вместимость цистерны, л 150 000
Количество отсеков в цистерне 2 (12 000 + 3000)
Материал цистерны Низколегированная сталь 09Г2С
Производительность насосной станции, л/мин 500 при 1000 об/мин двигателя
Количество топлива, подающегося через пистолет, не менее, л/мин 180–200 на рабочих оборотах двигателя автомобиля
Максимальная скорость, км/ч 89 (ограничитель)
Двигатель:
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
  • рабочий объём, л
DC13 103 400 (294), Euro 4
400 (294) при 1000–1300 мин-1
2100 при 1000–1300 мин-1
13
Сцепление K432 48
Коробка передач GR905, механическая, 8-ступенчатая, с демультипликатором и делителем
Раздаточная коробка GTD900
Главная передача RBP835/RP835, с планетарными колёсными редукторами, с блокировкой межосевых и межколёсных дифференциалов
Подвеска Спереди – параболические рессоры, 4х28, сзади – многолистовые рессоры, 8х30

Средство от головной боли

Поскольку эти машины будут работать на удалении более 100 км от головного офиса топливной компании «Газпромнефть-Транспорт», которая обеспечивает заправку самосвалов в карьерах «Сибирского антрацита», для дистанционного контроля их оборудуют измерительной и передающей системой на основе ГЛОНАСС. С помощью специальных объёмных датчиков, установленных внутри ёмкости, она может фиксировать наполнение и опорожнение цистерны и передавать информацию об этом через спутник в головной офис.

Слабым звеном конструкции многих цистерн являются места крепления брызговиков над задними колёсами. При консольном креплении к раме под собственным весом и от постоянной вибрации их крепление быстро разрушается. Чтобы исключить подобную оказию, на данном топливозаправщике задние брызговики получили сквозную связку между собой, пропущенную под цистерной. Вроде бы мелочь, но она навсегда избавит эксплуатационников от уже привычной многим проблемы.

Защита топливного бака – он оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и сеткой со стороны днища Дополнительный фильтр «циклон» на воздухозаборнике
Комментировать ... >>
Loading...