Кузова для автомобилей марки «Лорелей» (Loreley) работы фабрики «Бр. Крыловы»
Семён Крылов открыл в Москве в 1817 г. небольшую мастерскую по производству конных экипажей. Его сын Афанасий Крылов приобрёл в 1831 г. у титулярной советницы Елизаветы Мартыновны Георгиевской участок земли с двухэтажным домом в Москве, на Зацепе, и приступил к строительству кузницы. Афанасий Семёнович не знал грамоту, а его внуки и правнуки получали медали на всемирных промышленных выставках в Париже.
В 1861 г. после смерти А.С. Крылова недвижимость на Зацепе, включая новый дом и экипажную фабрику, перешла по наследству к его старшему сыну, Петру Афанасьевичу Крылову. При нём продукция предприятия получила первую высокую награду – золотую медаль на Московской политехнической выставке 1872 г. В 1874 г. владельцами фабрики стали сыновья Петра Афанасьевича Пётр и Константин. С тех пор заведение получило название «Экипажные фабриканты Бр. Крыловы».
В 1878 г. Крыловы выставили свою продукцию на VII Всемирной промышленной выставке в Париже и получили там серебряную медаль. Вместе с высокой наградой к фабрике пришла известность, а вслед за ней и успех. На рубеже веков «Торговый дом Бр. Крыловы» стал одним из ведущих производителей конных экипажей в Москве. В 1900 г. энергичные предприниматели второй раз получили международное признание – медаль на на ХV Всемирной промышленной выставке в Париже.
В начале ХХ века фактическое руководство предприятием перешло к сыновьям Петра Петровича Крылова – Николаю, Павлу и Борису. Главным распорядителем стал Николай Петрович. В семейном подряде приняли участие и сыновья Константина Петровича – Сергей, Александр, Алексей, Михаил, Виктор. Особенно активно работал Алексей Константинович, а позже и его сестра Ольга, взявшая на себя бухгалтерию фирмы. Вскоре молодое поколение правнуков основателя экипажного заведения обратило внимание на автомобили, стремительно вошедшие в Российской империи в моду.
В 1906 г. в германском городе Арнштадт на машиностроительном заводе «Рудольф Лей» (Rud. Ley Maschinenfabrik) началось серийное производство автомобилей под маркой «Лорелей» (Loreley). Генеральное представительство фирмы «Лей» в России взял на себя московский торговый дом «Бр. Крыловы». В том же году первая машина «Лорелей» была ввезена в Россию. Крыловы продали автомобиль Дмитрию Шлихту, директору московского отделения петербурского машиностроительного завода «Людвиг Нобель». Немецкие автомобили «Лорелей» стали популярны в Москве и губерниях Центральной России. На 1 июня 1909 г. в Первопрестольной было зарегистрировано девять автомобилей марки «Лорелей». Это не так уж мало, учитывая, что всего в спиcке Москвы было тогда 264 машины, включая грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы. В 1910 г. по московским улицам ездили тоже девять машин «Лорелей» из 518, на 1 августа 1911 г. – 23 из 826, а на 1 января 1912 г. уже 26 из 946.
Вскоре Крыловы начали импортировать из Германии не только готовые автомобили «Лорелей», но и шасси без кузовов. По примеру других российских экипажных фабрик на фабрике по адресу: Зацепа, дом 21, началось производство автомобильных «корпусов» по индивидуальным заказам и установка их на шасси «Лорелей». В единичных экземплярах строились кузова для отечественных автомобилей «Лесснер» и французских лёгких машин «Сизер-Ноден» (Sizaire-Naudin) – представительство этих заводов в Москве братья Крыловы взяли на себя в 1907 г. Однако эти марки особого успеха у москвичей не имели, сотрудничество с петербургским и французским заводами быстро закончилось.
Русские автомобилисты успешно выступали на приобретённых у Крыловых автомобилях «Лорелей» в различных состязаниях, в том числе и в международных. Начав новое дело с торговли «самоходными экипажами» и постройки автомобильных кузовов, Крыловы сами стали активными спортсменами-автомобилистами. Б.П. Крылов получил почётную плакетку за пробег Москва – Орёл и первый приз категории I в скоростном заезде в Орле в 1911 г. Его брат Н.П. Крылов взял в том же году почётный приз Рижского автомобильного клуба в пробеге Москва – Рига, а в Международном пробеге на Приз Императора Николая II по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь он получил первый приз категории IV, а также почётный диплом и золотую медаль Московского автомобильного общества. Любопытно, что Николай Петрович и Борис Петрович Крыловы были с 1911 г. членами Московского автомобильного общества, а их двоюродный брат Алексей Константинович Крылов состоял в Первом Русском автомобильном клубе.
В 1910 г. на фабрике Крыловых были оснащены закрытыми кузовами лимузин три дорогих шасси «Лорелей» модели «К6 20/24» с 6-цилиндровыми двигателями. Такой автомобиль, рассчитанный на перевозку восьми человек, по классификации того времени назывался «автомобиль-омнибус». Три «Лорелея» были отправлены в Крым, где под руководством Алексея Константиновича Крылова была организована «Московская автомобильная компания» (МАК). Главная цель компании – регулярная перевозка пассажиров. Рекламная листовка МАК гласила: «Сообщение Севастополь – Ялта. Автомобили для прогулок. Билеты можно получать в Ялте: гостиница «Россия», у агента и всех швейцаров гостиницы. В Севастополе: на вокзале у агента и всех швейцаров». Анализ фотографий автомобилей «Лорелей» в Крыму показал, что кузова на них изготовлены на фабрике Крыловых – в немецких каталогах фирмы «Лей» подобные лимузины повышенной вместимости не встречаются. Когда и чем закончилось это предприятие по перевозке пассажиров, выяснить пока, к сожалению, не удалось.
10 февраля 1911 г. предприятие Крыловых было реорганизовано и получило статус товарищества на вере. Главными акционерами фирмы, названной «Торговый дом Братья Крыловы и К°», стали купец 2-й гильдии Пётр Петрович Крылов, купеческий сын Николай Петрович Крылов, купеческий племянник Алексей Константинович Крылов и вдова умершего московского купца Ираида Васильевна Крылова. С 1913 г. Крыловы отказались от представительства автомобилей «Лорелей», передав дело московскому торговому дому «Е.Е. Смирнов с Сыновьями». Сами же увеличили объём производства автомобильных кузовов по индивидуальным заказам, на самых различных шасси, предоставленных, как правило, заказчиками. К этому времени их фабрика стала вторым изготовителем «кароссери» в Москве, уступая по объёму производства только «Московскому акционерному обществу экипажно-автомобильной фабрики «П. Ильин». Годовой оборот товарищества Крыловых достиг 180 тыс. руб. К 1914 г. на фабрике было занято 80 наёмных рабочих, изготовлявших летние и зимние конные экипажи, автомобильные кузова и лёгкие моторные дрезины.
Во время Первой мировой войны фабрика Крыловых работала на оборону страны. Автомобили, поступившие в распоряжение Военного министерства согласно Положению о военно-автомобильной повинности, и автомобили общественных санитарных отрядов, ремонтировались и оснащались кузовами для перевозки раненых. Продолжалось и производство конных экипажей. Некоторые руководители и сотрудники предприятия были призваны в Русскую армию. После революции Алексей Константинович Крылов служил на бронепоезде в Красной Армии, участвовал в боях против Колчака и Советско-польской войне 1919–1920 годов. Борис Петрович Крылов в Первой мировой войне воевал во Франции, позже переехал в Данию и увлёкся живописью, в 1960-е годы приезжал в Москву навестить родственников...
28 июня 1918 г. председатель Совнаркома В.И. Ленин подписал Декрет о национализации предприятий ряда отраслей промышленности. Однако «Торговый дом Бр. Крыловы и К°», не являясь крупным предприятием, не подлежал национализации. Тем более, что рабочие предприятия, получавшие регулярно заработную плату (чего нельзя сказать о работавших на фирме членах семьи Крыловых), были довольны своими работодателями и в стачках не участвовали. Однако во время разрухи 1920 г. фирма прекратила работу. В 1922 г. Советское правительство провозгласило Новую экономическую политику (НЭП). У братьев Крыловых появился новый шанс. Предприятие зарегистрировали под названием «Механические мастерские транспортного оборудования товарищества Бр. Крыловы». В годы НЭПа на фабрике строились в основном конные повозки для пожарных ходов. 30 апреля 1927 г. частное предприятие ликвидировали. Выданное в тот же день работавшей на фабрике с февраля 1910 г. счетоводу Ольге Константиновне Крыловой удостоверение гласило, что она «уволена за ликвидацией фабрики». Буквально через несколько дней 30 рабочих и трое служащих продолжили работу уже на кооперативном предприятии – «Механическом заводе транспортного оборудования», вошедшем в объединение с труднопроизносимым, но типичным для того времени названием «Маштехпромкоопсоюз», изготовлявшем, судя по надписи на заводском бланке, «военный, пожарный, внутризаводской и гражданский транспорт». О.К. Крылова была принята на работу на завод в качестве заместителя главного бухгалтера, прослужив в этой должности до 1932 г., после чего была «направлена в распоряжение Сектора кадров «Маштехпромкоопсоюза», согласно их запроса».
История фирмы «Братья Крыловы» давно закончилась, однако комплекс зданий на Зецепе существует и ныне, правда, находится он в плачевном состоянии.