Эх, российская дорога, семь загибов на версту
Мы привыкли хаять дороги. Практически каждый автомобилист считает своим долгом пнуть дорожников и рассказать, что асфальт у нас никуда не годный, и пора бы давно в Европе узнать секрет его изготовления. Послушать коллег по «баранке», так каждый в курсе и про распил бюджета, и про продажи асфальта налево, и про косоруких нелегалов, кладущих дорожное покрытие. Что ж, отчасти так оно и есть, и многие дороги действительно больше напоминают направления, в том числе это касается и трасс федерального значения…
Но есть и другая сторона медали. Перегруженные сверх всякой меры самосвалы, не влезающие ни в какие рамки, перекошенные под весом брёвен лесовозы, и конечно же бич всех южных направлений – КАМАЗы-«арбузовозы», которые даже сдвинуться с места нормально не могут. Попробуем разобраться, что же здесь правда, а что явное преувеличение…
Твёрдая гладь дорог
Маршрут нашей поездки был следующий: Москва–Ульяновск–Тюмень–Екатеринбург–Челябинск–Уфа–Нижний Новгород–Санкт-Петербург–Москва–Краснодар–Ростов-на-Дону–Москва. Столь странная на первый взгляд последовательность – результат не зависящих от нас факторов, и стоит просто принять её как данность, так как на самом исследовании дорог это никак не сказалось.
Первое, и, пожалуй, основное, что стоит вынести из путешествия, – дороги в России, по крайней мере до Тюмени и Екатеринбурга, точно есть. Конечно, это не автомагистрали, на которых можно пролететь с ветерком на спорткаре, но даже на компактных коммерческих «каблучках» можно ехать совершенно спокойно, не боясь потерять колесо или подвеску. И, само собой, если не пытаться сократить путь на пару десятков километров, ибо такая «экономия» как раз является лотереей и может предоставить вам возможность подробно познакомиться с устройством авто и его внедорожными способностями.
Во-вторых, на российских трассах идёт глобальный ремонт. Под словом «глобальный» имею в виду тотальное расширение дорожного полотна с двух полос до четырёх, в некоторых случаях с разделительным барьером и даже асфальтированной обочиной, а не банальную «ямочно-лепёшечную» косметику.
Не спорю, что в погоне за «выполним пятилетку в три года» не всё выходит гладко. Так, эстакаду на Дмитровском шоссе, открытую всего год назад, уже несколько раз перестилали в сторону области из-за постоянных пробок, вызывающих продавливание асфальта. Да и открытие модернизированных участков постепенно создаёт транспортные коллапсы в местах их соединения со старыми дорогами – переход из 6–8 рядов в два иначе проходить и не может. Однако, если говорить о ситуации в целом, изменения в лучшую сторону видны невооружённым глазом. Неверующим рекомендую съездить на ту же «Дмитровку» в любой день недели и любое время. Даже во время снежно-предновогоднего коллапса 25 декабря 2014 года она реально «летела»…
Однозначно неприятный момент – зачастую серьёзный ремонт заканчивается переводом дороги в платный режим…
Сервис при дороге
В-третьих, наконец-то стал появляться полноценный придорожный сервис. В первую очередь это касается и АЗС, на которых не страшно заправить полный бак, и пунктов общественного питания. Впрочем, как и в прежние времена, лакмусовой бумажкой качества обслуживания служит не внешний вид вышеозначенных объектов, а наличие или отсутствие припаркованных рядом с ним дальнобойных тягачей.
А вот с отелями пока ситуация похуже, и тем не менее на трассах их всё больше, а внутреннее содержание гостиниц становится всё лучше. Глядишь, через пару лет ночевать в кабинах не придётся…
Не могу не отметить бедственное положение дел с WC. Почему-то многие из них бесплатные только для клиентов заведений, в которых они расположены, а стоимость предоставления услуги зачастую не символические 10 рублей, а гораздо выше и сопровождается полнейшей антисанитарией. С наступлением холодов многие туалеты в помещениях и вовсе замерзают, оставляя для всех лишь продуваемые уличные кабинки. Стоит ли при таком подходе удивляться, что все съезды вдоль дорог напоминают мини-полигоны ТБО и других видов жизнедеятельности.
В-четвёртых, перегруз и неуважение к коллегам на трассе сплошь и рядом. «Черепахи» даже не думают посторониться и пропустить скопившийся за ними хвост. «Лётчики» на грузовиках нагло выходят на обгон «в лоб» и даже когда видят, что не успевают, не тормозят, а начинают мигать фарами, чтобы вы их пропустили (кстати, грешат этим в основном водители «убитых» КАМАЗов и «китайцев» – комплексы, вероятно). А обгон через «сплошную» или объезд пробки по ВСТРЕЧНОЙ обочине вообще кажется нормой, особенно это режет глаза после столицы и Подмосковья.
Стоянка у обочины
Рассказы о том, что за Урал лучше не соваться, оказались сильно преувеличенными. Если не пытаться прохватывать по 1500 км за день, то можно не просто проехать от точки А до точки Б, но и полюбоваться очень красивой природой и ощутить весь колорит российской глубинки. Естественно, речь идёт о всех временах года, кроме зимы. Снег на перевалах делает дорогу непредсказуемой, а вездесущий русский «авось», активно используемый водителями фур, добавляет неизвестности, ибо до последнего не знаешь, взберётся на вершину автопоезд и ты продолжишь путь, или шоссейная резина начнёт беспомощно «шлифовать» снежок, и ты встанешь в глухую пробку на многие часы. Кстати, в такие минуты к закону об обязательном наличии цепей противоскольжения начинаешь относиться по-другому.
Езда по равнинным участкам вообще не доставила дискомфорта. Если не случится непрогнозируемый природный или рукотворный катаклизм, то можно даже предварительно составить график путешествия и легко в него уложиться.
Некоторые, особо запомнившиеся вещи представлены на фото. Впрочем, даже эти фотофакты не являются 100%-ным подтверждением нынешней ситуации на конкретном участке дороги, ибо упомянутая активность строительства довольно оперативно всё улучшает. Так, уже открыта объездная дорога мимо Вышнего Волочка, в стадии завершения строительство путепровода на А108, вот-вот заработает дублёр Ленинградского шоссе и много чего ещё. Отрадно, что фото устаревают со знаком «+», а значит, «засадных» мест становится всё меньше. Ровных дорог нам всем и хороших попутчиков…
Байки для VIP: С роуд-шоу по российским дорогам
Почему именно эти дороги оказались в сфере нашего внимания? Потому что именно по ним пролегал маршрут автопробега «Роуд-Шоу ISUZU», проходившего со 2 сентября по 21 октября 2014 года. Целью данного мероприятия было желание познакомить приверженцев марки и потенциальных покупателей с новинками модельного ряда Isuzu. Для этого колонна из шести грузовиков и пикапа сопровождения своим ходом прошла более 9000 км наших «трасс» и посетила 10 городов с проведением в них презентации техники.
Немного о героях «Роуд-Шоу», тем более они прекрасно вписываются в формат журнала. В пробеге участвовали четыре автомобиля семейства ELF, хорошо известного на нашем рынке, и два семейства Forward, которые с 27 октября 2014 года стали сходить с конвейера в Ульяновске.
Самый маленький участник пробега, не считая пикапа, был изотермический фургон модели 2818UV от компании «Спецмобиль-НН», установленный на шасси Isuzu ELF 3.5s (NLR85A). Компактная машинка (всего 5200 мм в длину) вмещает 11,5 м3 груза. Для городского, по сути, грузовичка столь дальний путь с длинными перегонами стал полноценным испытанием, которое он выдержал с честью. Замечание от водителя: «Раскачка на поперечных волнах и болезненное прохождение выбоин», – ожидаемая критика, ведь автомобиль для трасс не предназначен.
Компактный самосвал модели 3631A0 на шасси Isuzu ELF 3.5 (NMR85H) тоже больше «горожанин». Изготовленный на заводе «Центртранстехмаш» с применением технологий CANTONI, его кузов может опрокидываться на три стороны, что актуально для плотной городской застройки с ограниченными возможностями маневра. А при грузоподъемности 660 кг автомобиль легко проходит под все нынешние ограничения для движения грузовиков в центре города (разумеется, кроме довольно спорного «Грузового каркаса»). За счёт более длинной колёсной базы он лучше держался на перегонах, хотя претензии к нему, аналогичные Isuzu ELF 3.5s, – нечего из города выезжать!
Бортовой грузовик модели A106E2 с КМУ UNIC V370 на шасси Isuzu ELF 7.5 (NPR75L-M), изготовленный компанией «МегаДрайв», показал себя гораздо лучше на «длинном плече». А уж когда доходило дело до организации мероприятия, он и вовсе становился «звездой». С его помощью монтировались стеллы и флагштоки, расчищалась территория для заездов, а в Екатеринбурге стрела даже послужила элементом конструкции в выступлении акробатов. Так что «бум» на автомобили с КМУ возник не просто так, и участники «Роуд-Шоу» прекрасно ощутили это на себе.
Большим интересом пользовался рефрижератор модели 2818EB на шасси Isuzu ELF 9.5 (NQR90L-L) от компании «Спецмобиль-НН». «Фишка» автомобиля была в том, что грузовой отсек «морозильника» разделён на две камеры, позволяющие при необходимости перевозить товары, требующие различного температурного режима. С учётом возможной разницы температуры между отсеками до 32 °C – очень интересное решение. В городе «холодильник» достаточно манёвренный, и на небольших перегонах между городами машина не ощущает себя в чужой тарелке.
Привлекал внимание и бортовой тентованный грузовик на шасси Isuzu Forward 12.0 (FSR90N). Его преимуществом стала возможность изменения высоты тента, что для перевозчиков, работающих по разовым заказам, просто находка. Ведь сегодня машина везёт бетонные блоки за тридевять земель, и лишний «парус» ей ни к чему, а завтра в неё погрузят трансформатор или трактор, который и хотел бы укутать целиком.
«Морозильник» модели 4749C0 на шасси Isuzu Forward 18.0 (FVR34M), изготовленный рязанским «Центртранстехмашем», был примечателен лишь тем, что на данном этапе это самое крупное шасси, производимое в России компанией ISUZU.
А самым популярным, по интересу публики, оказался пикап Isuzu D-Max 2.5TDI, поэтому о нём будет отдельная статья.