Спецавтомобиль ПТКС-2 с повышенной крышей на базе УАЗ-3741-01
Автомобиль-фургон УАЗ-452 в силу своей высокой проходимости как нельзя лучше подходил в качестве монтажной базы для установки различного специального оборудования. Однако применение его в качестве всевозможных лабораторий, мастерских и прочих спецмашин ограничивал один существенный недостаток – низкая крыша, а соответственно и низкий потолок в рабочем отсеке.
Требования по высоте салона особо актуально для телевизионных спецавтомобилей, где в кузове приходится возить не только аппаратуру, но и проводить технологические работы. И хотя для репортажных машин УАЗ-452 в его заводском исполнении всё же использовали, требовался более высокий потолок.
Ввиду незаинтересованности Ульяновского автозавода в этом направлении заводы отрасли пытались самостоятельно спроектировать автомобиль с высокой крышей на базе УАЗ-452. Ещё в 1981 г. Кировоградский завод радиодеталей изготовил подобный опытный образец для телевизионной станции. Самостоятельно же освоить в производстве переоборудование «буханок» предприятие не могло.
Вопрос был поставлен на межведомственном уровне о необходимости таких машин. Все бюрократические проволочки продлились ещё несколько лет. В итоге вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 889 от 20 августа 1984 г. и разработку спецавтомобиля с повышенной крышей на базе УАЗ-452 всё-таки удалось вменить в обязанности Минавтопрому СССР, который поручил это задание Всесоюзному конструкторско-экспериментальному институту автобусостроения (ВКЭИА).
Первый опытный образец спецавтомобиля для передвижной телевизионной контрольной станции ПТКС-2 на базе УАЗ-3741-01 был изготовлен в декабре 1985 г. Кроме высокой крыши с трубчатым сварным каркасом, он имел повышенную термо- и звукоизоляцию кузова и двойное остекление. В салоне предусматривались стеллажи для спецоборудования, откидной столик, стакан в полу кузова для крепления телескопической мачты и люк для выхода оператора на крышу.
Второй образец был изготовлен во Львове уже в 1986 г. Оба проходили приёмочные испытания, по результатам которых спецавтомобиль был рекомендован к производству на Ульяновском автозаводе под наименованием УАЗ-3973. Но товарных ульяновских машин было выпущено очень немного, и к теме «буханок» с высокой крышей завод вернулся только в середине 1990-х гг. при разработке специализированных автомобилей «скорой помощи».