Автобусы и специализированные автомобили Борисовского авторемонтного завода
В нашем повествовании речь пойдёт об одной из наиболее ярких, но сейчас практически забытой странице истории Борисовского авторемонтного завода – предприятия, которое стало первопроходцем в изготовлении автобусов и специализированных автомобилей в советской Белоруссии. И хотя сам завод в сравнении с гигантами национального автопрома МАЗом и БелАЗом выглядит теперь куда более скромно, в его арсенале есть достижения, которыми не стыдно похвалиться.
Больше пяти лет я не мог заставить себя сесть за эту статью. И дело не столько в том, что очевидцев событий тех лет практически не осталось, и не в том, что исторических документов о заводе, первым в БССР освоившем изготовление автобусов, сохранилось не так много. Просто краткосрочные набеги на республиканские архивы не позволяли разыскать разом все возможные источники информации, и материал приходилось собирать в несколько заходов. И даже теперь, когда были изучены многие документы, вопросы остаются.
Несмотря на это, общая картинка сложилась весьма примечательная, потому считаю: настало время внести ясность в эту историю. Начну с главного: откуда вообще появились сведения о борисовских автобусах? Впервые на всю страну о них заявил журнал «Автомобиль» в 1955 г., когда в одном из номеров была опубликована статья о новых конструкциях автобусов на шасси ГАЗ-51. Среди них был и автобус вагонного типа, изготовленный Борисовским АРЗ. С тех пор никаких упоминаний в центральной прессе о продукции этого предприятия мне не попадалось…
И наконец в декабре 2007 г. предпринята первая вылазка в Борисов. На заводе меня с коллегами встретили дружелюбно, нашли старые альбомы, бумаги по истории завода… Но вот по «вагоннику» – ничего, и даже сами заводчане о нём узнали от нас. Зато вскрылись новые факты, в том числе и другая, не менее интересная продукция. В общем, это стало стимулом для дальнейших изысканий, результатом которых можно считать эту краткую биографию Борисовского авторемонтного завода (БАРЗ).
Завод образован в составе Наркомата автомобильного транспорта БССР 1 января 1945 г. на основе автоэвакуационной базы. Первой его продукцией стали отремонтированные автомобильные прицепы. В 1945 г. завод освоил капитальный ремонт автомобилей и их агрегатов. Сначала это были ГАЗ-АА, ЗИС-5, иностранные Chevrolet, Ford и другие. В 1946 г., например, завод отремонтировал 166 автомобилей. С 1950 г. на предприятие стали приходить грузовики ГАЗ-51, которых в первый год было отремонтировано 30 штук.
В этом же году завод впервые попробовал свои силы в кузовном деле, когда был освоен капитальный ремонт автобусных кузовов ГАЗ-03-30, и уже в 1953 г. БАРЗ откапиталил 134 автобуса. Но самым знаменательным 1953-й стал для предприятия по другой причине – в апреле завод изготовил свой первый автобус ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51. По конструкции он был практически полностью аналогичен тем, что выпускались в те годы в Павлово-на-Оке. И лишь угловатый скворечник маршрутоуказателя над ветровыми стёклами, изготовляемый методом ручной выколотки, отличал борисовские автобусы от оригинальных ГЗА-651.
Всего до конца года завод изготовил 46 автобусов. Их освоение проходило в достаточно сложных условиях. Из-за малой высоты кузовного цеха (всего 2,8 м), автобусные кузова приходилось собирать на отдалённой от основной производственной площадки завода территории, а именно: во временно арендованном здании Борисовской судоверфи. В такой обстановке говорить о массовом производстве было бы неразумно. Однако общий дефицит автобусов в стране, и в республике в частности, сыграл свою роль. 22 декабря 1953 г. за подписью И.А. Лихачёва вышел приказ Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР «Об изготовлении автобусов и автомобильных фургонов на предприятиях Министерства», которым устанавливался план по освоению автобусного производства на многих авторемонтных заводах союзного и республиканского подчинения. Попал в эти списки и Борисовский АРЗ, которому предписывалось изготовить в 1954 г. 100 автобусов на шасси ГАЗ-51.
Завод план перевыполнил, изготовив 83 автобуса ГЗА-651 с удлинённой в задней части рамой (по аналогии с конструкций Горьковского автобусного завода) и ещё 20 автобусов без удлинения рамы, т. е. с отступлением от КД (конструкторской документации). Более того, работники БАРЗа отчитались и за один изготовленный опытный образец автобуса вагонного типа собственной конструкции. Этот автобус заслуживает отдельного рассказа.
Дело в том, что ещё в те годы широко обсуждался вопрос о том, что капотные автобусы типа ГЗА-651 архаичны, и требуется создавать автобусы с кузовом вагонного типа как более комфортабельные и вместительные. В качестве базы для них предполагалось временно использовать то же шасси – автомобили ГАЗ-51, которые хоть и мало подходили для этого из-за перегруженности передней оси, но оставались единственным донором для изготовления автобусов в массовом порядке в условиях небольших предприятий.
Поэтому генеральным лейтмотивом в 1954 г. стало создание автобусов вагонного типа на шасси ГАЗ-51. Пионерами как раз оказались завод «РАФ» и БАРЗ. В Риге первый «вагонник» изготовили в июне–июле 1954 г., а борисовцы собрали своё детище к концу года. При этом можно утверждать, что работали оба коллектива независимо, так как получившиеся в итоге образцы сильно различались. К «изюминке» последнего стоит отнести применение (впервые в СССР!) застеклённых скатов крыши. После прохождения заводских испытаний автобус в начале 1955 г. был продемонстрирован руководству МАТиШД БССР, причём перед показом автобус перекрасили. Первоначально он был полностью бежевым (или серым?), а затем белым с красными полосами. В 24-местном салоне были радио, системы вентиляции и отопления, шёлковые занавески – всё это создавало уют и удобство пассажирам. На крыше смонтирован багажник.
Автобус вагонного типа в серию так и не пошёл. Почему? Завод не имел производственных площадей для освоения этой продукции, ведь кузова для автобусов ГЗА-651 он продолжал выпускать на стороне – на территории Борисовской судоверфи, временно переданной заводу. Планы по строительству нового авторемонтного завода в Борисове получили законодательное оформление в ЦК КПБ только в 1957 г., и к тому времени о вагонном автобусе уже не могло идти речи.
Но БАРЗ продолжал искать новые промышленные изделия для своей производственной программы. Так, в 1955 г. по заказу Министерства связи БССР он освоил выпуск почтовых автофургонов на шасси ГАЗ-51 с автобусным кузовом ГЗА-651 и за два года изготовил их 44 штуки. В 1956 г. был разработан пассажирский прицеп на шасси прицепа типа 2-ПН-4 к автобусу ЗИС-155. Этот автопоезд зарекомендовал себя в работе на маршруте «Минск–Борисов», а в 1958 г. был изготовлен второй такой же прицеп. В этот же период на БАРЗе изготовили опытный образец микроавтобуса на агрегатах легковых автомобилей, но каких-либо конкретных сведений о нём нет. На заводе поговаривают, что, мол, именно он лёг в основу микроавтобусов «Латвия», но в изученных официальных документах о нём упоминаний не нашлось – написано лишь несколько слов в воспоминаниях бывшего директора завода А.П. Куницкого.
Всё это время завод продолжал не только выпускать новые автобусы ГЗА-651, но и заниматься их капитальным ремонтом, а в 1958 г. освоил даже капремонт автобусов РАФ-251. В дальнейшем ассортимент ремонтируемой продукции только расширялся: в 1961 г. освоен ПАЗ-653; в 1963 г. – ПАЗ-659 и ЗИЛ-164. Кроме того, в 1961 г. завод пытался организовать производство продукции военного назначения: цельнометаллических кузовов-фургонов типа СН на шасси ЗИЛ-157, но дело ограничилось лишь несколькими десятками, среди которых 10 штук на шасси МАЗ. В 1966 г. БАРЗ снова вернулся к теме армейских кузовов, выпустив один кузов КУНГ на шасси ГАЗ-53Ф, но этим дело и ограничилось.
В январе 1963 г. на другой территории был сдан в эксплуатацию новый авторемонтный завод с главным корпусом, а в 1964 г. – кузовной корпус, где был освоен капремонт автобусов ПАЗ-652. В 1965 г. по заказу Министерства бытового обслуживания населения БССР завод наладил производство автофургонов бытового обслуживания БЗ-05 на шасси ГАЗ-53Ф. Его разработкой занимался минский институт «Белместпромпроект», который по факту адаптировал конструкцию тартуского фургона ТА-942Т под технологию борисовского предприятия и спроектировал внутреннее технологическое оборудование. В целях подготовки производства новой продукции не только проектирование, но и изготовление оснастки и деталей взяли на себя предприятия Минбыта. В частности, узлы каркаса кузова поставлялись в Борисов Минским РМЗ облбытместпрома.
Автофургоны БЗ-05 выпускали в двух комплектациях: передвижная мастерская по ремонту бытовой техники и передвижная парикмахерская. С 1967 г. завод начал производство модернизированных фургонов БЗ-06, которые представляли собой автобусные кузова капотного типа, но посаженные уже на шасси ГАЗ-53А.
Производство автофургонов бытового обслуживания свернули уже в 1968 г., выпустив около 300 машин. Их место в производстве заняли хлебные кузова-фургоны КХА-2-57, которые в 1972–1973 гг. уступили место более современной конструкции – кузовам ГЗСА-892, выпуск которых варьировался в пределе от 50 до 150 штук в разные годы.
В 1970 г. завод прекратил производство новых автобусов ПАЗ-651. Казалось бы, на этом был поставлен жирный крест в истории автобусного производства. Завод вошёл в состав ПО «Авторемонт» и специализировался на капремонте автомобилей ГАЗ и автобусов ПАЗ. Однако уже 1974 г. по заданию ПО «Авторемонт» предприятие выпустило партию новых школьных автобусов ПАЗ-651Ш на шасси ГАЗ-51А и переоборудовало в школьные автобусы ПАЗ-652Б, прошедшие капремонт. Фактически это были первые специализированные школьные автобусы в СССР. От обычных они отличались не только раскраской, но и уменьшенным шагом сидений. В 1976 г. начато производство модернизированных автобусов на шасси ГАЗ-53А и ГАЗ-52-01 – они получили наименование БЗ-07Ш. Интересно, что по конструкции кузова они мало чем отличались от своих далёких предшественников ГЗА-651: такой же кузов с деревянным каркасом, обшитый листовым железом и установленный на грузовое шасси. Всего за три года завод изготовил 363 автобуса БЗ-07Ш. Впоследствии завод занимался их капремонтом.
В 1979 г. завод освоил капремонт курганских автобусов. С тех пор основным видом ремфонда для БАРЗа были КАвЗ-685 и ПАЗ-672. На этих моделях, в отличие от предыдущего поколения, кузова полностью не менялись, а восстанавливались, хотя завод освоил изготовление нового несущего основания для автобусов ПАЗ.
Таким образом, Борисовский АРЗ продолжал вплоть до середины 1990-х годов заниматься капремонтом автобусов ПАЗ, КАвЗ, ЛАЗ, горьковских грузовиков, их агрегатов и изготовлением кузовов-фургонов. Акционировавшись в 1997 г., по республиканской программе «Автобус» завод начал разрабатывать проект углублённого капитального ремонта автобусов Ikarus с заменой основания. Первый венгерский автобус на заводе отремонтировали в феврале 1998 г., изготовив для него новое основание с нуля. Потом завод продолжительное время практиковал переоборудование автомобилей под дизельное топливо, устанавливая на них минские моторы.
Как бы оглядываясь на собственный опыт прошлых лет, в 2006 г. на заводе по заказу УП «Борисовбытсервис» изготовили партию машин «Служба быта» на базе автобусов КАвЗ-39769. Они представляли собой комбинированный вариант: в салоне парикмахерская была совмещена с мастерской по ремонту одежды и обуви.
Сегодня завод продолжает ремонтировать технику, но одним из новых направлений является и производство спецавтотехники. Например, в 2011 г. на предприятии освоили сразу несколько типов изотермических автофургонов серии «КФИ» для установки на различные шасси, а также разработали модель автоцистерны БАРЗ 20-200.00.00 на шасси ГАЗ-3307 для перевозки питьевых жидкостей (прежде всего молока).
В апреле 2013 г. исполняется 60 лет с того момента, когда в Борисове был выпущен первый белорусский автобус. В этой связи хочется поздравить заводчан с этой датой и пожелать дальнейших успехов с тем, чтобы Борисовский авторемонтный завод не терял темпов и продолжал радовать нас своими новинками.