Опубликовано: ГП 12-2012
Прошедшие капитальный ремонт на фирме Dupont автобусы RTS получают собственное имя Victoria

Автобусы Америки: городские (Часть 2)

Обзор автобусной отрасли Северной Америки

Алексей Стариков, фото автора, Джона ле Бю и Джона Игла

Dupont Industries, Inc.

Эта канадская компания из Квебека занимается капитальным ремонтом выработавших ресурс автобусов. Настоящие модели: Victoria – обновлённая серия RTS от GM; Cartier – обновлённая версия серии Classic от GM, MCI, Nova; производит и планомерный ремонт автобусов Thomas-Dennis.

Orion International

Эта компания основана в 1975 г. правительством штата Онтарио под названием Ontario Bus Industries. В 1979 г. был разработан и пошёл в производство городской Orion I CityСruiser в четырёх вариантах по длине и шириной 2,44 м. В 1982 г. компания открыла свой второй завод в штате Нью-Йорк (Bus Industries of America); в следующем году появился малый Orion II Community bus длиной 6,7 или 7,9 м вместимостью до 30 человек.

Это не просто знакомый нам Ikarus 286, а его американский собрат Orion III

Следующая серия Orion III (Z86) не была собственной разработкой, а представляла собой американизированный вариант венгерского Ikarus. Параллельно был разработан самый большой Orion IV PeopleMover. Это был не автобус, а пассажирский автопоезд с прицепом длиной 23 м, выпущенный в ограниченном количестве и обслуживавший туристов на Ниагарском водопаде.

В 1988 г. компания начала выпуск автобусов с двигателями, работающими на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе. В начале 1990-х компания приступила к разработкам гибридных технологий совместно с британской компанией BAE systems.

У городского Orion V были раздельные ветровые стёкла разных углов наклона

Приватизированный в 1993 г. завод стал называться Orion Bus Industries. В июле 2000 г. его приобрела корпорация Daimler, и позже он стал отделением Daimler Buses North America. К тому времени появились серия автобусов увеличенной ширины (2,6 м) Orion V и низкопольный 12-метровый Orion VI. В 2001-м вышла последняя серия городских машин Orion VII. C тех пор их неоднократно модернизировали, и сейчас в производстве уже III поколение этой модели, а в 2005 г. началось серийное производство гибридной версии. На автобусе установлен дизель Cummins рабочим объёмом 5,9 л и мощностью 260 л.с., генератор часовой мощностью 120 кВт и электродвигатель 186 кВт.

К настоящему времени компания произвела более 2500 гибридных автобусов. Их крупнейший автопарк эксплуатируется в Нью-Йорке (1250 ед.) Все автобусы Orion ныне производят в Канаде и окончательно собирают в штате Нью-Йорк.

Современный Orion VII – представитель марки Daimler на местном автобусном рынке

Flxible

Компания Flxible Sidecar Company, основанная в 1913 г. в Огайо, известна мотоциклетными колясками, катафалками, каретами «скорой помощи» и автобусами. Название родилось от запатентованного способа гибкого крепления бокового прицепа к мотоциклу.

В 1953 г. она присоединила к себе автобусную фирму Fageol – Twin Coach и получила первый заказ на городские автобусы. Год спустя выкупила другого производителя – Southern Coach Manufacturing. В начале 1960-х Flxible среди прочих получила права на производство городской модели New Look от GM. Позднее лицензия на их сборку была продана канадской компании New Flyer.

Первые городские автобусы Flxible разработки Fageol

Сама Flxible была приобретена концерном Grumman в 1978 г. К тому времени она производила много городских и междугородных моделей: Clipper, Visicoach, Starliner, VistaLiner, Hi Level.

Последняя популярная городская модель, Metro, появилась в 1978 г. и производилась под маркой Grumman 870 в трёх вариантах по длине и двух по ширине до закрытия фирмы. Причём за два года до этого с китайской Changzhou Changjiang Bus Group Co., Ltd (Гуанчжоу Чандзян) было основано СП China Flxible Auto Corporation, которое продолжает выпуск этой модели с разными кузовами. Особенностью внешнего вида машины стали раздельные ветровые стёкла с разными углами наклона. Решение стало необычно популярным в США и копировалось другими производителями.

Знаменитый Flxible Metro с ветровыми стёклами разных углов наклона
Его китайский клон Changjiang CJ6101G с собственным кузовом образца 2005 г.

Thomas Built Buses

Производитель школьных и городских автобусов из Северной Каролины полностью принадлежит компании Freightliner и через неё концерну Daimler AG. Перли А. Томас, сотрудник автобусной фирмы Brill, основал фирму в 1916 г. и начал производство трамваев. Первые 10 городских автобусов компания выпустила лишь в 1934 г.

В 1988 г. было представлено собственное шасси для передне- и заднемоторного автобуса Saf-T-Liner (до этого все шасси были покупными, марок Ford, Dodge, International и даже Volvo). Пару лет спустя появляется семейство городских автобусов MVP (аббревиатура от первых букв английских слов: маневренность, обзор, защита). В 1998 г. фирму выкупает Freightliner, и с тех пор почти все автобусы (в первую очередь FL  65) собирают на новых шасси.

На настоящий момент программа Thomas Bulit Buses выглядит так: капотные MyBus, Minotour и Saf-T-Liner С2 вместимостью 30–81 пассажир, бескапотные Saf-T-Liner EFX, HDX на 56–90 мест и малый городской SLF (английский лицензионный Dennis Dart).

Средний городской Thomas SLF английского происхождения от Dennis Dart

Neoplan USA

Немецкая компания, одна из немногих европейских, открыла свой американский филиал в Денвере (шт. Колорадо) в 1981 г. Основную её продукцию составляли городские модели Metroliner – обычные, низкопольные и сочленённые, с местными кузовами Carbon Design. В 2003–2006 гг. был выполнен контракт на 28 одиночных 12-метровых и 32 сочленённых троллейбуса с оборудованием Škoda для Бостона. В 2006 г. Neoplan USA объявила о банкротстве.

Городской Ikarus 440 с кузовом американской Carbon Design
Троллейбус с оборудованием Škoda с аварийной ширмовой дверью по правому борту
Автобус малого класса Champion CTS на шасси Freightliner с передним расположением двигателя

ElDorado National

Это третья марка автобусов в кляссере компании Thor (другие марки Champion Bus, Goshen Coach). Появилась она в 80-е годы прошлого века. Производит три линейки машин – прогулочные и экскурсионные микроавтобусы на коммерческих шасси в Техасе, городские и пригородные модели в Калифорнии: Transmark RE, XHF – стандартные длиной 10 и 11 м, Escort RE-A, EZ Rider – низкопольные длиной 10–11,5 м, Passport HD – капотные среднеразмерные, Axess – полноразмерные низкопольные на 28–47 мест, Enviro 500 – двухэтажные городские (по лицензии Alexander-Dennis), а также прицепы для прогулочных автобусов.

Водородный городской гибрид Axess от ElDorado
Популярный на континенте мини-автобус Goshen Racer II на шасси Ford E-450
Единственный городской двухэтажный автобус США носит длинное имя ElDorado National Alexander Dennis Enviro 500 и производится по английской лицензии

Proterra

Компания была основана лишь в 2004 г. в Гринвилле (шт. Южная Каролина), и о её новинках мы в последнее время писали часто. Создатели поставили задачу разработать абсолютно чистый автобус с нулевым выхлопом. Неудивительно, что в результате появился гибридный бус, оснащённый экономичными батареями серии EcoRide. По словам разработчиков, они позволяют работать по 20 часов в сутки с перерывами на зарядку по 10 минут каждый час, разгоняя 68-местную машину до 65 км/ ч. Первые машины уже поступили в парки Лос-Анжелеса и Далласа.

Новейший гибридный горожанин Proterra Ecoliner

Отечественная параллель

Алексей Стариков, Юрий Петров,
фото ГСКБ, НАТИ, ЗИC, GM Coach Co.

Родство отечественных автобусов с американскими началось с началом выпуска АМО-2 (лицензия Autocar) и ГАЗ-03-30 (на шасси ГАЗ-АА). Конструкторская школа СССР шла в русле мировой тенденции, выпуская автобусы на шасси грузовиков. ЗИС-8 и ЗИС-16 были достаточно типовым решением автобусов, присущих и для САСШ (так раньше называли США).

С появлением в 1930-х автобусов вагонной компоновки в 1937 г. в НИИГТ и НАТИ были изготовлены два образца автобусов. Последний воспроизводил решения GM Coach моделей 718 и 731 – двигатель сзади, дверь в переднем свесе, а вторая дверь перед задним мостом. Эти модели, кстати, фигурировали в каталогах Ампромторга для советских организаций в 1936–1939 гг.

GMС model 718, 1936 г.
Автобус НАТИ А, 1938 г.

Когда после окончания Великой Отечественной войны встал вопрос о массовом советском городском автобусе, по решению правительства в США было закуплено несколько (от 2 до 4, по разным источникам) машин Yellow Coach-GM TDH-3610 и TDH-4509, которые и послужили образцами для ЗИС-154.

ЗИС-154 – первый советский массовый автобус вагонной компоновки. Городская 9,5-метровая модель вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения) выпускалась с 1946 г. Её конструкция была передовой для советского автопрома: первый серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа с пассажирской дверью в переднем свесе и двигателем в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое водительское сиденье, электрическая трансмиссия.

Yellow Coach-GM TDH-4509, 1944 г.
ЗИС-154, 1945 г.

Всего было произведено 1164 автобуса ЗИС-154. Однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по надёжности, поэтому оснащённый им ЗИС-154 стал объектом серьёзных нареканий... Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, оказались не готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 г., причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л.с. карбюраторными моторами ЗИС-110.

Впоследствии, в 1970-х, для сопоставительных испытаний советское ГСКБ по автобусам испытало автобус GM TDH-4517, который по ряду параметров уступал не только западным аналогам, но и отечественным машинам.

GM TDH-4517, 1970 г.
GM TDH-4517, 1970 г.
Комментировать ... >>