Автобусы Америки: городские (Часть 2)
Обзор автобусной отрасли Северной Америки
Dupont Industries, Inc.
Эта канадская компания из Квебека занимается капитальным ремонтом выработавших ресурс автобусов. Настоящие модели: Victoria – обновлённая серия RTS от GM; Cartier – обновлённая версия серии Classic от GM, MCI, Nova; производит и планомерный ремонт автобусов Thomas-Dennis.
Orion International
Эта компания основана в 1975 г. правительством штата Онтарио под названием Ontario Bus Industries. В 1979 г. был разработан и пошёл в производство городской Orion I CityСruiser в четырёх вариантах по длине и шириной 2,44 м. В 1982 г. компания открыла свой второй завод в штате Нью-Йорк (Bus Industries of America); в следующем году появился малый Orion II Community bus длиной 6,7 или 7,9 м вместимостью до 30 человек.
Следующая серия Orion III (Z86) не была собственной разработкой, а представляла собой американизированный вариант венгерского Ikarus. Параллельно был разработан самый большой Orion IV PeopleMover. Это был не автобус, а пассажирский автопоезд с прицепом длиной 23 м, выпущенный в ограниченном количестве и обслуживавший туристов на Ниагарском водопаде.
В 1988 г. компания начала выпуск автобусов с двигателями, работающими на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе. В начале 1990-х компания приступила к разработкам гибридных технологий совместно с британской компанией BAE systems.
Приватизированный в 1993 г. завод стал называться Orion Bus Industries. В июле 2000 г. его приобрела корпорация Daimler, и позже он стал отделением Daimler Buses North America. К тому времени появились серия автобусов увеличенной ширины (2,6 м) Orion V и низкопольный 12-метровый Orion VI. В 2001-м вышла последняя серия городских машин Orion VII. C тех пор их неоднократно модернизировали, и сейчас в производстве уже III поколение этой модели, а в 2005 г. началось серийное производство гибридной версии. На автобусе установлен дизель Cummins рабочим объёмом 5,9 л и мощностью 260 л.с., генератор часовой мощностью 120 кВт и электродвигатель 186 кВт.
К настоящему времени компания произвела более 2500 гибридных автобусов. Их крупнейший автопарк эксплуатируется в Нью-Йорке (1250 ед.) Все автобусы Orion ныне производят в Канаде и окончательно собирают в штате Нью-Йорк.
Flxible
Компания Flxible Sidecar Company, основанная в 1913 г. в Огайо, известна мотоциклетными колясками, катафалками, каретами «скорой помощи» и автобусами. Название родилось от запатентованного способа гибкого крепления бокового прицепа к мотоциклу.
В 1953 г. она присоединила к себе автобусную фирму Fageol – Twin Coach и получила первый заказ на городские автобусы. Год спустя выкупила другого производителя – Southern Coach Manufacturing. В начале 1960-х Flxible среди прочих получила права на производство городской модели New Look от GM. Позднее лицензия на их сборку была продана канадской компании New Flyer.
Сама Flxible была приобретена концерном Grumman в 1978 г. К тому времени она производила много городских и междугородных моделей: Clipper, Visicoach, Starliner, VistaLiner, Hi Level.
Последняя популярная городская модель, Metro, появилась в 1978 г. и производилась под маркой Grumman 870 в трёх вариантах по длине и двух по ширине до закрытия фирмы. Причём за два года до этого с китайской Changzhou Changjiang Bus Group Co., Ltd (Гуанчжоу Чандзян) было основано СП China Flxible Auto Corporation, которое продолжает выпуск этой модели с разными кузовами. Особенностью внешнего вида машины стали раздельные ветровые стёкла с разными углами наклона. Решение стало необычно популярным в США и копировалось другими производителями.
Thomas Built Buses
Производитель школьных и городских автобусов из Северной Каролины полностью принадлежит компании Freightliner и через неё концерну Daimler AG. Перли А. Томас, сотрудник автобусной фирмы Brill, основал фирму в 1916 г. и начал производство трамваев. Первые 10 городских автобусов компания выпустила лишь в 1934 г.
В 1988 г. было представлено собственное шасси для передне- и заднемоторного автобуса Saf-T-Liner (до этого все шасси были покупными, марок Ford, Dodge, International и даже Volvo). Пару лет спустя появляется семейство городских автобусов MVP (аббревиатура от первых букв английских слов: маневренность, обзор, защита). В 1998 г. фирму выкупает Freightliner, и с тех пор почти все автобусы (в первую очередь FL 65) собирают на новых шасси.
На настоящий момент программа Thomas Bulit Buses выглядит так: капотные MyBus, Minotour и Saf-T-Liner С2 вместимостью 30–81 пассажир, бескапотные Saf-T-Liner EFX, HDX на 56–90 мест и малый городской SLF (английский лицензионный Dennis Dart).
Neoplan USA
Немецкая компания, одна из немногих европейских, открыла свой американский филиал в Денвере (шт. Колорадо) в 1981 г. Основную её продукцию составляли городские модели Metroliner – обычные, низкопольные и сочленённые, с местными кузовами Carbon Design. В 2003–2006 гг. был выполнен контракт на 28 одиночных 12-метровых и 32 сочленённых троллейбуса с оборудованием Škoda для Бостона. В 2006 г. Neoplan USA объявила о банкротстве.
ElDorado National
Это третья марка автобусов в кляссере компании Thor (другие марки Champion Bus, Goshen Coach). Появилась она в 80-е годы прошлого века. Производит три линейки машин – прогулочные и экскурсионные микроавтобусы на коммерческих шасси в Техасе, городские и пригородные модели в Калифорнии: Transmark RE, XHF – стандартные длиной 10 и 11 м, Escort RE-A, EZ Rider – низкопольные длиной 10–11,5 м, Passport HD – капотные среднеразмерные, Axess – полноразмерные низкопольные на 28–47 мест, Enviro 500 – двухэтажные городские (по лицензии Alexander-Dennis), а также прицепы для прогулочных автобусов.
Proterra
Компания была основана лишь в 2004 г. в Гринвилле (шт. Южная Каролина), и о её новинках мы в последнее время писали часто. Создатели поставили задачу разработать абсолютно чистый автобус с нулевым выхлопом. Неудивительно, что в результате появился гибридный бус, оснащённый экономичными батареями серии EcoRide. По словам разработчиков, они позволяют работать по 20 часов в сутки с перерывами на зарядку по 10 минут каждый час, разгоняя 68-местную машину до 65 км/ ч. Первые машины уже поступили в парки Лос-Анжелеса и Далласа.
Отечественная параллель
Родство отечественных автобусов с американскими началось с началом выпуска АМО-2 (лицензия Autocar) и ГАЗ-03-30 (на шасси ГАЗ-АА). Конструкторская школа СССР шла в русле мировой тенденции, выпуская автобусы на шасси грузовиков. ЗИС-8 и ЗИС-16 были достаточно типовым решением автобусов, присущих и для САСШ (так раньше называли США).
С появлением в 1930-х автобусов вагонной компоновки в 1937 г. в НИИГТ и НАТИ были изготовлены два образца автобусов. Последний воспроизводил решения GM Coach моделей 718 и 731 – двигатель сзади, дверь в переднем свесе, а вторая дверь перед задним мостом. Эти модели, кстати, фигурировали в каталогах Ампромторга для советских организаций в 1936–1939 гг.
Когда после окончания Великой Отечественной войны встал вопрос о массовом советском городском автобусе, по решению правительства в США было закуплено несколько (от 2 до 4, по разным источникам) машин Yellow Coach-GM TDH-3610 и TDH-4509, которые и послужили образцами для ЗИС-154.
ЗИС-154 – первый советский массовый автобус вагонной компоновки. Городская 9,5-метровая модель вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения) выпускалась с 1946 г. Её конструкция была передовой для советского автопрома: первый серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа с пассажирской дверью в переднем свесе и двигателем в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое водительское сиденье, электрическая трансмиссия.
Всего было произведено 1164 автобуса ЗИС-154. Однако только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по надёжности, поэтому оснащённый им ЗИС-154 стал объектом серьёзных нареканий... Кроме того, эксплуатационники, привыкшие к максимальной простоте, оказались не готовы обслуживать такую машину, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 г., причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л.с. карбюраторными моторами ЗИС-110.
Впоследствии, в 1970-х, для сопоставительных испытаний советское ГСКБ по автобусам испытало автобус GM TDH-4517, который по ряду параметров уступал не только западным аналогам, но и отечественным машинам.