Опубликовано: ГП 03-2013

Автобусы Америки: школьные

Обзор автобусной отрасли Северной Америки

Алексей Стариков
Фото из архива автора, Марка Редмана (Mark A. Redman), Яна Мак-Корда (Ian A. McCord) и библиотеки Конгресса США

В обзоре автобусной отрасли Северной Америки нельзя обойти и весьма специфичное направление – в сфере перевозок школьников. Устойчивое словосочетание «школьный автобус» родилось, развивалось и ныне задаёт тон всему миру именно здесь.

Первые специальные транспортные средства для перевозки детей в школу родились задолго до появления автобуса. Конечно, сначала это были гужевые повозки: school hacks, school cars, school trucks, kid hack и school hack (hack – в значении «наёмная лошадь»). Весьма простые по конструкции, но специализированные. К концу XIX века в ряде штатов уже появились законодательные акты, регулирующие эту деятельность.

Само собой, как только лошадей сменили грузовики с ДВС, уже существовавшие производители сразу начали приспосабливать их для этих целей. Одним из первенцев в производстве нового типа транспортных средств стала компания Wayne Works. Она установила деревянный фургон на автомобильное шасси ещё в 1914 году. Сиденья располагались по периметру, как в линейке или кузове типа тонно – дети сидели спиной к борту, как в современном метро. Стёкол в салоне по-прежнему не было, от непогоды юных пассажиров защищал брезентовый полог. Единственная пассажирская дверь для входа и выхода располагалась в заднем торце (так повелось на конных экипажах, чтобы не пугались лошади).

Характерный пример ранних школьных автобусов – деревянный кузов без стекол, дверь сзади. Это самый первый школьный автобус, выпущенный фирмой Blue Bird в 1927 г., ещё до официального открытия компании

В результате появилась несложная, надёжная, и, что немаловажно, дешёвая машина. В дальнейшем эта тенденция сохранилась, и постепенно появился классический тип американского школьного автобуса.

Итак, в его основе – рамная конструкция грузового шасси на рессорной подвеске. Двигатели небольшой мощности, дизельные, а в последнее время – газовые и гибридные (учитывая высокие требования к безопасности перевозки детей, максимальная скорость ограничена 60 км/ч, а вес «груза» при этом небольшой). На раме установлен каркасно-модульный кузов, позволяющий варьировать длину, вплоть до разрешённых 45 футов (13,7 м). Боковые панели и крыша изготовляются из металла, а бамперы, передняя и задняя панели – из пластика. Учитывая, что автобусы изначально рассчитываются для перевозки детей, расстояния между рядами сидений уменьшены.

Отдельно о цвете. Знаменитый оранжево-жёлтый имеет официальное название «National School Bus Chrome Yellow». Он законодательно появился ещё в 1939 году, после прошедшей в Нью-Йорке конференции, установившей национальные стандарты для школьных автобусов, и был выбран из-за лучшей видимости в утренних и вечерних сумерках. Кстати, предложили его инженеры второй ведущей компании в этой отрасли – Blue Bird. Конференция проходила неделю, и на ней было принято 45 стандартов, включая технические требования, касающиеся длины автобуса, высоты потолка и ширины прохода. Она стала значительным событием, поскольку в ней участвовали представители 48 штатов.

Стажировка механиков и водителей на курсе по повышению квалификации в обслуживании школьных автобусов в высшей школе Коалинга, 1938 г.

Кроме яркой окраски для повышения безопасности используются и специальные предупреждающие знаки. Во время остановки начинают мигать поочерёдно 4–8 красно-жёлтых фонарей, при этом раздаётся громкий тикающий звук. Кроме этого слева механически выдвигается знак «STOP», а справа из бампера выдвигается ограничитель, препятствующий переходу улицы перед машиной. Кстати, проезд автомобиля во время остановки школьного автобуса – серьёзное правонарушение, в ряде штатов это влечёт за собой лишение прав.

Само собой, обязательными элементами являются 3-точечные ремни безопасности для пассажиров, травмобезопасные стёкла-триплекс, эвакуационные двери, люки в бортах и крышах. Для бόльшего внимания при высадке капоты автобусов снабжены дополнительными сферическими зеркалами. Видеокамеры, рекордеры и навигационные системы уже стали стандартным оборудованием. Современные школьные автобусы оборудуют кондиционерами, лифтами для инвалидных кресел, двухсторонней связью и т. д.

Конструкционные дополнения школьного автобуса типа А2 на коммерческом полноразмерном шасси Ford E350 Econoline

Кстати, на базе школьных выпускают специальные исполнения, популярные во многих областях – для полиции, армии США, пенитенциарной системы, религиозных и туристских организаций и т. д.

Кроме того, большинство школьных автобусов, попадая на вторичный рынок, импортируется во многие страны Латинской Америки, где служат на местных перевозках и из-за своей многофункциональности (перевозка крестьянами кур и животных) называются «чиккен-бас». Небольшие партии подержанных автобусов стабильно закупают компании из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Океании и Африки.

В США зарегистрировано 480,5 тыс. школьных автобусов, из которых 70% приходится на частные компании либо школы, 30% приходятся на контракторов – подрядные компании, входящие в систему SBC (School Bus Contractor).

Далее представлены основные игроки рынка школьных автобусов США либо современные, либо игравшие на нём заметную роль.

Шарлотт Каунти (шт. Вирджиния), 1943 г. Нехватка коммерческих шасси для школьных автобусов во время Второй мировой войны заставила возить школьников бόльшими группами
Повозка kid school hack в Вильямс Каунти (шт. Северная Дакота) с буржуйкой для работы зимой, 1941 г.

Blue Bird Corporation

Blue Bird Corporation основана в 1932 году Альбертом Льюсом (Albert L. Luce), владельцем дилерской станции Ford. Название «Синяя птица» было заимствовано у знаков (изображений птичек синего или жёлтого) цвета, по которым учителя разделяли школьников на группы до появления классов.

Первыми в программе и появились школьные автобусы, причём в 1937 году Blue Bird начала устанавливать на шасси стальные кузова вместо обычных тогда деревянных.

А два года спустя на конференции производителей инженеры компании предложили окрашивать школьные автобусы в жёлтый цвет, позже ставший для них общеупотребительным сначала в США, а потом и во всём мире.

После Второй мировой войны Штаты приняли программу укрупнения начальных школ, что вызвало рост производства школьных автобусов, и Blue Bird стала крупнейшим производителем. На автобусном шоу 1948 года в Париже фирма представила свой первый бескапотный автобус. Он стал основой для широко известной модели All American, использовавшейся и на регулярных перевозках.

В 1952 году первая из всех кузовных компания начинает производство собственных шасси.

Blue Bird становится интернациональной компанией с открытием филиала в Канаде в 1958 году. Через семь лет начинается производство в Гватемале. Причём кузова устанавливали не только на собственные или типовые шасси. В конце 1960-х их монтировали на малораспространённые в Штатах шасси Mercedes-Benz, Isuzu, Hino и Toyota.

Последнее поколение школьных машин Blue Bird Vision произведено полностью самостоятельно

В 1975 году были представлены модели В-класса, малая – Micro Bird и большая Mini Bird, обе на шасси капотных фургонов. Их производили почти 35 лет, менялись лишь базовые шасси.

В 1988 году бескапотный All American превратился в серию TC 1000, TC 2000 и TC 3000 с освежённым дизайном и новыми агрегатами.

В 1991 году появился первый школьный автобус, работающий на сжиженном природном газе (CNG). В 1994-м совместно с Westinghouse Electronic Systems был представлен электрический school bus для Калифорнии. В 2004 году появился капотный Blue Bird Vision, производимый без сторонних компаний. Через три года компания отказалась от производства всех типов, кроме школьных.

В октябре 2009 года Blue Bird основала СП с канадским производителем школьных автобусов Girardin Minibus.

К третьему тысячелетию Blue Bird превратился в корпорацию, 42,5% которой владеет Volvo Group. На сегодняшний день в программе четыре школьных модели – капотные MicroBird, Vision и бескапотные All American FE и RE.

Carpenter Body Company

В разные годы (Ralph H. Carpenter Body Company, Carpenter Body Works, Carpenter Manufacturing Company, Carpenter Industries, Crown by Carpenter) была одним из главных производителей школьных автобусов. Фирма, основанная Р. Карпентером в Индиане в 1919 году, через четыре года выпустила первую машину. До этого она производила конные повозки для перевозки школьников, поэтому без проблем адаптировала надстройки на шасси автомобилей.

Примечательно, что именно на автобусах Carpenter впервые появились откидные знаки остановки, столь известные сейчас. Они были выполнены откидывающимися в виде кулаков с указательным пальцем, выкрашенным в красный цвет.

Следующие 60 лет фирма выпускала типичные капотные школьные автобусы Cadet, Classmate и Classic.

В 1998 году Carpenter приобрёл производитель шасси, в том числе и автобусных, – фирма Spartan.

Школьным флагманом стал бескапотный Chancellor RE на шасси Spartan. К его особенностям относились воздушная подвеска на обеих осях и ровный пол, а также колёса уменьшенного до 19" диаметра.

Однако в 2001 году новый владелец в связи с кризисом рынка принял решение о закрытии производства школьных машин.

Машина серии Cadet лёгкого класса А1 от Carpenter

Crown Coach Corporation

Компания основана в Калифорнии в 1904 году. Стала известна благодаря бескапотным школьным автобусам большого класса (тип D), появившимся в 1932 году. Кроме того, Crown одна из первых начала производить кузовные панели из алюминия.

Её школьная серия SuperCoach была известна своей долговечностью – ресурс составлял 20 лет. Это и послужило причиной банкротства – другие производители предлагали менее надёжные машины, но за гораздо меньшую стоимость. Несмотря на вхождение в концерн General Electric в 1987 году, через четыре года фирма закрылась.

Самый большой 3-осный школьный автобус серии SuperCoach от Crown имел алюминиевый кузов, вмещал 90 школьников

По всеамериканской официальной классификации школьные автобусы делятся на 4 класса:

  • малый класс «А» – на шасси полноразмерных мультивэнов и малотоннажных шасси, полной массой до 4,5 т (A1) или больше 4,5 т (A2);
  • средний класс «В» – капотное или полукапотное грузовое шасси, полной массой до 4,5 т;
  • тяжёлый класс «С» – капотное или полукапотное грузовое шасси, полной массой более 4,5 т;
  • класс «D» – бескапотная компоновка, может иметь переднее (FE) или заднее (RE) расположение двигателя.

Малые школьные автобусы вмещают около 10 детей, большие – вплоть до 90.

Gillig Corporation

Производитель городских машин из Калифорнии. До 1993 года делал и школьные. Первый автобус был собран в 1932 году, до этого производили кузова, грузовики, лодки и др. В 1957 году у известного Kenworth была приобретена Pacific Bus division.

Два года спустя был представлен школьный автобус в двух вариантах: капотный (С класс) и бескапотный (D класс), ставший очень популярным.

В 1967 году появился самый большой школьный автобус в Штатах – 855D, рассчитанный на 97 учеников.

Школьная версия класса D бескапотной модели Phantom от Gillig

IC Corporation

Integrated Coach (ранее AmTran, Ward Body Works) – автобусный производитель, полностью принадлежащий Navistar International.

История его начинается с 1933 года, когда в Арканзасе была основана фирма Ward Body Works. Была известна как школьными автобусами, так и своими инновациями – ещё c 1960-х гг. одной из первых начала использовать на производстве компьютеры от IBM. Однако это не спасло её от банкротства. В 1980 году с помощью тогдашнего губернатора Билла Клинтона её активы перевели в новую корпорацию American Transportation (AmTran). К 1995 году контроль над ней полностью перешёл к производителю грузовиков и шасси, компании Navistar International.

Тогда выпускали модели Senator, Genesis и Vanguard на шасси Ford, GM или чаще всего International Harvester.

В настоящее время выпускаются четыре серии – школьные, специальные, коммерческие и междугородние. Все построены на агрегатах нового хозяина, включают несколько моделей в каждой группе, в том числе школьные: капотные AE, BE, CE вместимостью 30–77 школьников, бескапотные RE – 84 пассажира; все серии предлагают в газо-дизельном или в гибридном вариантах.

Новейшая версия малого «школьника» АЕ от IC на агрегатах хозяина, компании Navistar International

Thomas Built Buses, Inc.

Производитель школьных и городских автобусов из Северной Каролины полностью принадлежит компании Freightliner и через неё концерну Daimler AG.

Перли А. Томас, сотрудник автобусной фирмы Brill, основал фирму в 1916 году и начал производство трамваев. Лишь в 1934 году были выпущены первые 10 городских машин. Два года спустя фирма начала производство школьных автобусов и сразу же выполнила заказ на 200 единиц с деревянными кузовами. Но уже в 1938 году компания представила свой первый сварной кузов. В послевоенные годы Thomas был одним из шести крупнейших производителей «школьников» в США.

В 1980 году появилась самая маленькая модель А-класса под именем Minotour (производится до сих пор). В 1988 году было представлено собственное шасси для передне- и заднемоторного автобуса Saf-T-Liner (до этого все шасси были покупными марок Ford, Freightliner, GMC, International и даже Volvo).

В 1998 году фирму выкупил Freightliner, и с тех пор почти все автобусы собирают на новых шасси, в первую очередь FL 65.

Последней новинкой компании было появление самой лёгкой школьной серии MyBus на шасси GM в 2009 году.

Сейчас программа Thomas Built Buses выглядит так: капотные MyBus, Minotour и Saf-T-Liner С2 вместимостью 30–81 пассажир, бескапотные Saf-T-Liner EFX, HDX на 56–90 мест.

Thomas Built, принадлежащая Freightliner, производит модель Saf-T-Liner класса В на его шасси FL65

Wayne Corporation (ранее Wayne Works)

Старейший американский производитель автобусов был основан в Индиане ещё в 1837 году как производитель конных экипажей. Затем, как и многие другие, начал с 1914 года устанавливать кузова на автомобильные шасси. В 1927-м они стали металлическими, и почти сразу же Wayne начал их остеклять.

В разное время фирма меняла хозяев, ими были Divco-Wayne, Boise Cascade, Indian Head и Thyssen-Bornemisza.

К 1957 году продукцию собирали в 60 странах мира. Корпорация была лидером в производстве школьных автобусов, кроме них производили городские и туристские машины, специальные автомобили и развозные фургоны.

Школьная серия отличалась повышенной безопасностью (Wayne начал устанавливать усиливающие брусья в кузова ещё в 1930 г.) и включала в разное время семейства Busette, Chaperone, Papoose, Lifeguard, Lifestar, RD 9000. Не выдержав падения спроса, Wayne закрылась в 1992 году.

Автобус класса С, Lifestar от старейшего производителя, Wayne Corp.
Большая редкость – школьный автобус от Ward на шасси Mack B

Ward Body Works

Фирма была известна с 1933 года, когда её основал Д.Х. Уорд в Арканзасе. Её специализацией в первую очередь были школьные автобусы. Кроме того, славилась передовыми технологиями – ещё c 1960-х гг. одной из первых начала использовать на производстве компьютеры серии 360 от IBM. Однако это не спасло от банкротства, и в 1980 году её активы перевели в новую корпорацию American Transportation (AmTran).

 

На сегодняшний день школьный автобус стал одним из символов США, и не только – наши КавЗы, СемАРы и даже китайские school-bus изготовлены со многими атрибутами, присущими американским «школьникам».

Об распространённости и популярности school-bus говорит следующий факт: из 843 тысяч автобусов, зарегистрированных в 2010 году в США, более половины, а именно 480 тысяч машин, составляют школьные автобусы. При этом они являются самым безопасным из всех видов пассажирского транспорта.

Thomas Built, принадлежащая Freightliner, производит модель Saf-T-Liner класса В на его шасси FL65
Комментировать ... >>