Mercedes-Benz Arocs – «специалист» по строительству
Новость, что Daimler AG презентовала новый грузовик Arocs, уже не нова. Вечером 28 января вся мировая интернет-сеть уже бурлила фотографиями и сообщениями о том, что в Мюнхене, в необъятном зале Bavaria Filmstudios, состоялся предпоказ нового строительного чуда известной немецкой компании. Разумеется, нашлись и скептики, заявлявшие, что никакое это не чудо, а просто немножко переделанный Actros. Мол, и цвет такой же, и двигатель от Mercedes-Benz. Они правы, но на этом сходство заканчивается. Arocs проектировался для других задач, а потому и воспринимается совсем иначе.
Презентации своих машин немцы делают немного лучше, чем все остальные производители. Всегда присутствуют продуманность, торжественность и глянец. Кто их знает, как им это удаётся. Одновременно немного достаёт немецкая излишняя аккуратность. Сначала о новой строительной машине подробно рассказывали менеджеры высшего звена во главе с Андреасом Реншлером. Причём, машину ещё не показали, а что она может, уже изложили. Потом всё то же, но с бόльшей деталировкой, повторили технари, уже показывая на конкретных машинах и узлах. Так что после такого двойного прохода российские журналисты, да и вся приглашённая публика получили солидный багаж знаний.
Наличие на сцене двух мощных экскаваторов я воспринимал как элемент декораций строительной тематики. Оказалось, это главные действующие лица. Когда спецтехника двинулась к центру сцены, захватила своими грейферными захватами края покрывала и начала их поднимать, стало понятно, что наступила кульминация показа. Белый занавес поднимался, обнажая уже чем-то знакомые, но в то же время совсем другие элементы облика. Arocs не разочаровал, он был не такой великолепный, как Actros, но производил впечатление очень надёжного.
Могучий облик
Конечно же новый «специалист» по строительству Mercedes-Benz Arocs унаследовал некоторые визуальные особенности дизайна кабины у своих коллег – Actros («ГП» № 8, 2011 г. и «ГП» № 11, 2011 г.) и Antos. Вместе с тем дизайн Arocs легко узнаваем. Семейство строительных автомобилей отличается «зубастой», как ковш экскаватора, радиаторной решёткой. Совсем по-другому выглядит бампер. Встроенные в него стальные элементы выполняют функцию противоподкатных брусьев. По-другому устроены и складные подножки, они мощнее, чем у Actros, и гармонично сочетаются с внешним видом машины. В общем, во внешнем облике Arocs функциональность превалирует над визуальностью. Но это его нисколько не портит.
Daimler предложил своим покупателям ранее невиданное для строительного сектора разнообразие исполнений: семь кабин в 14 различных вариантах; 7x14 это будет... это будет... зачем же так много? Предлагаемые варианты включают короткие и удлинённые 2,3-метровые кабины с разной внутренней высотой, позволяющие обеспечить лёгкий доступ и компенсировать высоту моторного тоннеля. Будут и более просторные 2,5-метровые варианты кабин StreamSpace и BigSpace с ровным полом.
Экстраполируя ситуации, связанные с будущей деятельностью машин, конструкторы наделили Arocs кабиной, приспособленной к интенсивной эксплуатации. Он сделан из износостойких и легко чистящихся поверхностей, окрашенных в цвет «антрацит». В сочетании с чёрными вставками смотрится очень даже неплохо.
Эргономика сиденья водителя обеспечена широким диапазоном регулировок, как и у магистрального грузовика. Для особо требовательных можно установить анатомическое сиденье с функцией массажёра и вентиляцией.
Напористый нрав
Существует широкий спектр требований, которые предъявляются к специальным грузовым автомобилям, предназначенным для транспортировки строительного оборудования или сверхтяжёлых крупногабаритных грузов. Именно поэтому семейство моделей Arocs предлагается с беспрецедентно широкой гаммой модификаций, так нужной в столь многопрофильной области применения. Новые лёгкие самосвалы, полноприводные самосвалы, бетоносмесители, седельные тягачи и бортовые автомобили доступны в двух-, трёх- и четырёхосных исполнениях с 16 вариантами мощности двигателя в пределах от 175 кВт (238 л.с.) до 460 кВт (625 л.с.).
Arocs будут оснащать дизельными двигателями Blue-Efficiency Power с низким уровнем эмиссии отработавших газов (Euro 6). Это рядные 6-цилиндровые силовые агрегаты с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, развивающие высокий крутящий момент при частотах вращения, лишь немногим превышающих обороты холостого хода. Диапазон максимальных крутящих моментов от 1000 до 3000 Н∙м достигается четырьмя вариантами рабочего объёма в 7,7; 10,7; 12,8 и 15,6 литра.
Важной особенностью рядных 6-цилиндровых двигателей Mercedes-Benz серии OM 470/471/473 является их уникальная аккумуляторная система впрыска X-Pulse с полностью электронным управлением и мультипликатором давления. В то время как максимальное давление в топливном аккумуляторе составляет не более 900 бар, в индивидуальных форсунках оно повышается до максимальных 2100 бар. В результате система X-Pulse позволяет минимизировать расход топлива, одновременно обеспечив максимальную плавность работы двигателя. Турбонаддув осуществляется турбокомпрессором с асимметричным корпусом турбины и неизменяемой геометрией. Такая технология улучшает приёмистость двигателя.
На двигателях используется декомпрессионный моторный тормоз с двойной синхронизацией. Отработавшие газы очищаются по технологии BlueTec 6, использующей систему SCR с впрыском раствора AdBlue, окислительный каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр закрытого типа.
Разумная мощь
Все варианты силовых агрегатов модельной гаммы Arocs комплектуют полностью автоматизированными быстродействующими 8-, 12- или опционально 16-ступенчатыми коробками передач Mercedes PowerShift 3. Они отличаются малым временем переключения, которое осуществляется на 20% быстрее в сравнении с прежней коробкой передач Mercedes PowerShift 2 и на 50% – с автоматической трансмиссией Telligent. Одной важной особенностью этой трансмиссии является возможность контроля за превышением оборотов двигателя на затяжных спусках и, как следствие, удерживание необходимой передачи. Появилась новая функция, важная для строительного сектора, – плавное трогание (повышение начального крутящего момента) с дополнительным режимом маневрирования. Вполне уместным на строительной площадке будет ещё один режим трансмиссии – свободная раскачка застрявшего автомобиля. Он поможет автомобилю самостоятельно выбраться из грязи или рыхлого грунта.
Заслуживают внимания ещё две интересные функции новой коробки: механизм прямого переключения, позволяющий непосредственно переходить с I передачи на задний ход без промежуточной «нейтрали» и скоростная передача заднего хода.
В зависимости от типа автомобиля новый Arocs может быть оснащён программами мощностного или внедорожного управления трансмиссией. В мощностном режиме переключение передач осуществляется с повышением оборотов двигателя на 100 об/мин по сравнению со стандартным экономичным режимом. Внедорожный режим обеспечивает увеличенный крутящий момент. Для маневрирования можно использовать «ползущий» режим.
Механическую коробку передач устанавливают на строительный Arocs только опционально. Это будет КП с пневматическим приводом механизма переключения по схеме двойной буквы Н. Покупатели смогут выбрать либо 9-ступенчатую коробку, либо одну из трёх оптимально настроенных 16-ступенчатых КП.
Обе стандартные коробки передач Mercedes PowerShift 3, а также их механические варианты оснащают сцеплением нового поколения в сочетании с системой оповещения и защиты от перегрузок. На автомобилях с одним ведущим мостом используется однодисковое сцепление, обеспечивающее передачу крутящего момента до 2800 Н∙м. На автомобилях с несколькими ведущими мостами и крутящим моментом до 3000 Н∙м применяется двухдисковое сцепление.
Новая сила в строительстве
Чтобы максимально соответствовать предъявляемым требованиям, конструкторы Daimler разработали две серии строительных автомобилей: Arocs Loader и Arocs Grounder.
При разработке Arocs Loader использовали любую возможность уменьшить снаряжённую массу автомобиля. В результате были созданы оптимизированные седельные тягачи с колёсной формулой 4x2, которые являются одними из самых лёгких автомобилей в строительном секторе, а также бетоносмесители с колёсной формулой 8x4х4 и допустимой полной массой 32 т. Благодаря необычайно малой снаряжённой массе, не превышающей 9250 кг, эти автомобили способны доставить за одну поездку до 8 м3 подготовленного бетона.
Серия Arocs Grounder предназначена для работы в наиболее сложных условиях, например, в карьерах или на строительных площадках. Благодаря комплексу технических решений, таких как увеличенная до 9 мм толщина лонжеронов рамы, эти модели очень надёжны, отличаются повышенной устойчивостью и максимальной грузоподъёмностью.
Обе серии Loader и Grounder имеют допустимую полную массу в диапазоне от 18 т для двухосных вариантов до 41 т. Новый Mercedes-Benz Arocs предлагается в исполнениях от двухосных моделей (4x2) до четырёхосных полноприводных моделей с двумя передними управляемыми мостами (8x8х4). При этом специалисты немецкой компании отмечают, что семейство автомобилей Arocs специально разрабатывалось для выполнения всех видов строительных работ. Поэтому даже самая лёгкая «дорожная» модель Arocs – двухосный седельный тягач с задним ведущим мостом (4x2) – это не модификация модели Actros, а отдельный полноценный автомобиль. Форма рамы, высота лонжеронов и длина свесов изначально отличаются от таковых у магистральных грузовиков.
Очередная встреча с новым строительным автомобилем Arocs состоится в апреле 2013 года на выставке BAUMA (Мюнхен).