Эвакуатор на базе «Москвича» для краш-тестов на АЗЛК
В начале семидесятых на АЗЛК в Отделе главного конструктора (ОГК, впоследствии переименованный в УКЭР – Управление конструкторских и экспериментальных работ) было создано новое подразделение – Бюро исследования и доводки пассивной безопасности автомобилей, в обязанности которого кроме всего прочего входило и проведение различных краш-тестов «Москвичей».
В связи с ужесточением европейских норм по безопасности автомобилей отечественным автозаводам, чтобы поддерживать экспортный потенциал своей продукции, пришлось много заниматься вопросами пассивной безопасности. Не остался в стороне от этой проблемы и Автозавод имени Ленинского комсомола в Москве, который в то время уже размещался на двух территориях – «старой» и «новой». Здание УКЭР, как и лаборатория бюро безопасности, размещалась на «старой» территории, а подготовленная испытательная площадка для проведения краш-тестов – на «новой». Между ними примерно три километра обычных городских улиц, по которым приходилось перевозить на новую территорию подготовленный в лаборатории автомобиль для испытаний и возвращать всё, что от него осталось после краш-теста, обратно в лабораторию для изучения и анализа. С целым автомобилем особых проблем не было – зацепили и поехали, а вот доставить обратно разбитый автомобиль после фронтального столкновения доставляло много хлопот. Количество испытаний стремительно росло, и вопрос с транспортировкой становился с каждым разом всё острее и острее. К тому же возникала необходимость доставки «Москвичей» для аналогичных испытаний на Автополигон НАМИ, который находится в Московской области, недалеко от города Дмитрова. А это уже без малого 100 километров в один конец.
Именно тогда у меня (в то время руководителя группы дорожных испытаний) родилась идея построить на базе обычного легкового «Москвича» автомобильный эвакуатор и специальный прицеп к нему, которые были бы способны решить возникшую проблему малыми средствами. Сказано – сделано. Заручившись поддержкой начальника бюро Волкова Сергея Андреевича и заместителя главного конструктора Никифорова Геннадия Сергеевича, мы начали работать. Мы – это сам автор идеи, конструктор и сборщик Александр Яковлев, техник-исследователь, основной добытчик и первый помощник Владимир Максимов и, конечно, весь коллектив бюро безопасности.
Вспоминая то время, а это начало восьмидесятых годов, стоит отметить, что ни специальных эвакуаторов, ни прицепов для перевозки легковых автомобилей в то время в нашей стране серийно не выпускали. Различные автохозяйства тогда выходили из положения таким же путём – создавали собственные конструкции автоэвакуаторов из подручных средств.
Выбор шасси на АЗЛК был небогатый – в то время на заводе массово выпускали только одну базовую модель «Москвич-2140». Зато возможности для творчества в УКЭР были практически безграничны.
«Чёрный» (сваренный и неокрашенный) кузов привезли с производства в лабораторию бюро, где его подвергли полной переделке. Специальные кузовные детали изготавливались как собственными силами, так и с помощью работников экспериментального цеха. Первоначальный проект пришлось много дорабатывать в процессе изготовления, приспосабливая агрегаты и детали, что называется «по месту». Усиленная задняя часть, кран-стрела для подъёма буксируемого автомобиля, прицепное устройство для прицепа – всё это было изготовлено в кратчайшие сроки примерно за два месяца.
Практически весь коллектив УКЭР был в курсе нашей работы и с большим энтузиазмом оказывал нам посильную помощь. Так, главную пару заднего моста «агрегатчики» специально нарезали по нашему заказу с передаточным отношением 5,125 вместо стандартных 4,22.
Машину собирали по принципу «с миру по нитке». Коробку передач на автомобиль установили особенную – экспериментальную КП-10, не убиваемую даже спортсменами. Сцепление Borg & Beck с максимально возможным диаметром ведомого диска. Задние колеса спаренные, с дисками, переделанными от гоночного автомобиля Г-1. Электрическую лебёдку для крана подарили знакомые авиаторы. Обшивку для салона сшили по индивидуальному заказу в экспериментальном цехе. Передний бампер с газовыми амортизаторами позаимствовали от Volvo 164. Полностью готовый кузов отвезли на производство в цех окраски и полностью покрасили по заводской технологии.
В процессе изготовления кто-то назвал наш автомобиль «Боливаром» (видимо, подразумевая известное изречение «Боливар не выдержит двоих») – это название приклеилось к машине навсегда, а мы и не возражали.
И вот сборка завершена, осталось только зарегистрировать в ГАИ. Вы не поверите, но в центральном ГАИ без всяких проблем оформили все необходимые документы и даже выдали на машину «красивые номера». Видимо, автоинспекторы тоже прониклись вниманием к необычной машине.
Вторым этапом работы над машиной стало изготовление специального двухосного прицепа для перевозки легковых автомобилей, после чего «Боливар» окончательно включился в рабочий процесс.
С тех пор прошло около тридцати лет. Давно уже нет АЗЛК, нет коллектива УКЭР, создававшего «Боливара», а единственный построенный в нашей стране эвакуатор на базе отечественного легкового автомобиля сохранился! Правда, его состояние уже не рабочее… Находится он в собрании автомобилей Михаила Красинца, расположенном в деревне Черноусово (Чернский р-н, Тульская область), и при большом желании каждый может его увидеть.