17-я Международная автомобильная выставка Auto Shanghai 2017
Auto Shanghai 2017 стала одной из ключевых международных выставок автомобильной индустрии. В рейтингах значимости этот форум, основанный в 1985 году, вошёл в тройку крупнейших автосалонов мира. По уровню посещаемости Shanghai International Automobile Industry Exhibition и вовсе абсолютный лидер – 17-ю Международную автомобильную выставку с 21 по 28 апреля посетило более миллиона человек.
Девизом Auto Shanghai 2017 стал слоган из соцреализма: «Во имя лучшей жизни» – Committed to better life! Но по пути на выставку погода не предвещала праздника. Облака висят почти над магистралью. Автобус из аэропорта мчится в строю живого трафика и в окне вдруг вырисовывается и проплывает мимо высоченная свалка из скутеров и мопедов! Ощущение, что нас окунули в оруэлловскую фантастику. Сюда свозят неликвид, который уже не соответствует стандартам Euro 3.
Венец электрического века
Пока остальной мир готовится к лучшей жизни, в Китае она уже началась, и если бы не правостороннее движение, то кажется, что оказался в Токио или Гонконге. Проспекты Шанхая с небоскрёбами вогнали в землю вонючие трущобы-хутонги. Деловая жизнь немыслима без электрических розеток: тут снуют исключительно электрические скутеры. То и дело встречаются машины с зелёными «электромобильными номерами», на выставку ходят только электробусы, да и на выставке в каждой экспозиции всё радостно сквозило о ближайшей прекрасной перспективе автомобильной индустрии.
В 2016 году в КНР было выпущено более полумиллиона электрических легковушек 469 марок! А в одной только провинции Шаньдун было зарегистрировано 187 000 единиц LCEV – электромобилей полной массой до 3,5 т.
В этом году в автосалоне приняли участие более 2000 компаний (два года назад – 1700), было продемонстрировано свыше 1300 автомобилей и состоялось 113 мировых премьер! Подобные рекорды не ставила даже BAUMA.
Большинство экспонентов – компании, производящие легковые автомобили, но в связи с тем, что многие китайские автозаводы в своей линейке имеют всю гамму машин (грузовики, автобусы, пикапы, минивэны и легковушки), то один из залов был заставлен исключительно грузовиками и автобусами.
Приглашение посетить Auto Shanghai 2017 в этот раз исходило от компании Foton Motor, для которой капризный рынок России остаётся ещё более ценным, особым и значимым.
Массовое движение Foton в Россию?
Новейший 8,5-метровый туристский автобус Foton AUV BJ6852 на водородных топливных элементах поражает смелыми решениями.
Он продолжает задачу, воплощённую в Nikola One, и предрешает концептуальную миссию, от которой уже никуда не деться в мегаполисах, которых угораздило оказаться в котловинах. В таких водородомобилях прежде всего нуждаются Пекин, Лос-Анджелес и Красноярск, которые до сих пор загазованы газовыми стоками местной промышленности.
Компания Beiqi Foton Motor Co., Ltd мучительно разрабатывала этот проект в рамках долговременной стратегии по защите окружающей среды и была поддержана на уровне правительства КНР.
Foton AUV BJ6852 не только отличается отсутствием вредных выбросов в атмосферу, но и показывает низкие характеристики низкого уровня шума, большого запаса хода и высокой производительности.
Заправка водородом Foton AUV BJ6852 осуществляется в 4 баллона объёмом по 140 л каждый. Запас хода в 300 км обеспечивает современная силовая установка, включающая тяговую батарею ёмкостью 45 кВт∙ч и электромоторы мощностью 30 кВт. Максимальная скорость электробуса 100 км/ч, пассажировместимость до 35 человек в зависимости от исполнения салона.
Электрофургон Foton Ollin EV построен на платформе М4. При полной массе 5,5 т его грузоподъёмность варьируется от 1,5 до 3,5 т в зависимости от количества батарей и исполнения. Силовая установка состоит из литий-ионной батареи ёмкостью 83,2 кВт∙ч и электродвигателя мощностью до 100 кВт. На одной зарядке грузовик способен проехать до 260 км при максимальной скорости 90 км/ч.
Сейчас Beiqi Foton Motor Co., Ltd в полную силу использует унификацию модельных рядов. Это же семейство представлено в версиях Ollin CTS (грузоподъёмность 1,5; 2,0; 4,0 и 5 т) c экономичным дизелем Cummins ISF2.8s5129T стандарта Euro 5.
Особое внимание следует обратить на линейку грузовиков Aumark S, построенных на платформе червёртого поколения. К концу 2017 года эту серию Foton Motor намерена сделать самой продаваемой на российском рынке. Сначала будут представлены модификации S1 полной массой от 3,5 до 6,5 т. Ориентировочные сроки начала продаж новинки – октябрь 2017 г. В 2018 году планируется старт более тяжёлых модификаций S3 полной массой 8,3 и 9,5 т. 12-тонный флагман модельного ряда S5 станет доступным российскому покупателю в начале 2019 года. Лёгкие и средние версии модели Aumark S1 будут представлены с двигателями Cummins ISF 2,8 и 3,8 л.
Главный экспонат Auman EST A H5-2490 High Roof 4x2 (Energy Super Truck) заслуживает особого внимания, так как будет поставляться в Россию. Этот седельный тягач вобрал в себя самые современные технологии, доступные для грузового транспорта. Модель является представителем 5-й генерации грузовиков Foton и собирается на заводе Beijing Foton Daimler Automotive Co., Ltd.
Новое поколение получило полный список электронных систем: слежения за дорожной разметкой LDWS (Lane Departure Warning System), курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Program), конструкцию кабины ROPS (Roll Over Protective Structure) с защитой при опрокидывании. Есть в машине и система Smart Fleet, которую ставили до того только европейские производители. Теперь получать информацию о стиле вождения водителя, условиях движения автомобиля, его техническом состоянии и местонахождении можно в режиме онлайн через интернет.
Отдельного упоминания заслуживает турбодизель Cummins X12 производства подразделения Beijing Foton Cummins Engine Co., Ltd. Его премьера прошла в Пекине буквально за месяц до перезентации Auman EST A. Cреди аналогов рабочим объёмом 10–15 л 460-сильный Cummins X12 имеет самые лучшие мощностные характеристики. Технология ISOPOD, применённая в новом турбокомпрессоре MFS, позволяет регулировать подачу и объём нагнетаемого воздуха в зависимости от условий движения, температуры или разряженности воздушной среды. При увеличении наддува воздуха на 4% потребление топлива снижается на 2%. Побочная выгода заключается в увеличении надёжности.
Технология динамического управления мощностью и крутящим моментом ADEPT, которая применяется на Cummins X12, обеспечивает экономию топлива 5–8%. Что изумляет – максимальный показатель крутящего момента в 2300 Нм достигается уже при 1000 оборотах коленвала. Применение технологии CumminsBrake2 вкупе с трансмиссионным тормозом ZF-Intarder увеличивает тормозное усилие до 400 л.с., увеличивая эффективность тормозов и снижая износ тормозных механизмов.
Легковая экспозиция Foton Motor располагалась в другом зале и там тоже было на что посмотреть. Например, были представлены пикап Foton Tunland BJ2073Y3MDV-A1 и внедорожник Foton Sauvana со 163-сильными дизелями Cummins ISF 2.8s4161P. Они дебютировали буквально год назад и к 2017-му получили ряд изменений, главным образом в интерьере. Кстати, пикапы в КНР гораздо чаще, чем в России используют как раз по своему прямому, грузовому, назначению – в коммерческо-хозяйственных целях.
Среди премьер были служебный (LCV) микроавтобус Foton Toano и 15-местный электроавтобус Toano EV. В классе MPV были представлены семейный Foton Gratour в нескольких типоразмерах и вариантах компоновки салона от УПВ до минивэна. Предполагается, что после изучения спроса и потребностей рынка Foton Gratour и Foton Toano появятся в России, пикап Foton Tunland продаётся у нас с начала 2016 года, а продажи внедорожника Foton Sauvana стартовали в марте 2017.
Собрание старейшин
Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) совместно с федерацией машиностроителей Китая опубликовали список крупнейших компаний-производителей транспортных средств и агрегатов к ним. Список возглавила компания SAIC с объёмом доходов в размере 1,2 трлн юаней.
Чтобы было понятно: всего в перечне CAAM перечислено 30 ведущих машиностроителей КНР: 16 производителей автомобилей, подпадающих под категорию «B», четыре производителя коммерческой техники, семь производителей узлов и агрегатов и три компании, производящих мотоциклы и трёхколесные транспортные средства.
Концерн SAIC образовал множество СП, среди которых MG, Buick, Chevrolet, IVECO, Škoda и Volkswagen. Помимо этого компания представлена брендами Roewe, Baojun и Wuling.
Самый крупный актив SAIC – подразделение Yuejin Motor Corporation – старейшая компания Китая. Она начинала свою деятельность с выпуска лицензионных ГАЗ-51, которые под маркой «Юэцзинь» имели обозначение NJ130. На выставке SAIC Yuejin представила две новых модели лёгких грузовиков: электрофургон Yuejin EC100-33 (NJ5047ZFEVNZ) и концептуальный Yuejin C300-33 (NJ1042ZFDCMZ).
Электрофургон оборудован электродвигателем мощностью 76 кВт, который запитывается от тяговых батарей напряжением 345,6 В и позволяет развить скорость 100 км/ч. С рефрижератором EC100-33, который оборудован 128-сильным 2,8-литровым дизелем SC28R125Q5A, чуть сложнее. Новизна скрыта в фургоне. Кузов поделён на три изолированных изотермических отсека с разными показателями температур. Это позволяет транспортировать различные смешанные грузы, требующие специальных термических условий.
Ещё 12 лет назад SAIC за $104 млн взяла под крыло британскую MG Rover Group. А после кризиса 2008-го и LDV Group, чью продукцию (микроавтобусы и малотонажники) хотела в 2007 начать выпускать у себя «Группа ГАЗ». После всех сделок на рынке ЮВА был сформирован бренд Maxus. С 2011 года выпуск Maxus V80 только расширялся за счёт поставок в Россию, Австралию, Таиланд, Малайзию и Индонезию. Модельный ряд расширен благодаря новым коммерческим моделям, среди которых есть полутонный пикап T60. Ну а там, где есть пикап, следует искать и внедорожник, который не заставил себя ждать. Для выставки на базе 7-местного джипа D90 были подготовлены внедорожники с турбодизелями 2,8 л мощностью 136 и 150 л.с. и 6-ступенчатым автоматом, а также снегоход с четырьмя гусеничными движителями.
На данный момент производители электробусов освоили все типажи городского общественного транспорта, начиная с минивэнов и заканчивая даблдеккерами. Поэтому в их ряду сочленённые электробусы Sunwin SWB6188EV сначала не выглядят чем-то революционным. Эту низкопольную машину габаритной длиной 17 990 мм в SAIC разработали специально для BRT-линий, из-за чего двери расположены с обеих сторон. С целью снижения и без того немалой снаряжённой массы в 18,1 т (полная – 28 т!), пришлось ограничить число АКБ, что снизило запас автономного хода до 150 км. Поэтому подзарядку машина производит от зарядных станций на остановках через токосъёмный пантограф.
Салон, рассчитанный на перевозку 152 пассажиров, оборудован 47 креслами. Несколько удивляет не очень высокая мощность электродвигателей (в совокупности 245 кВт).
Отдельную ценность представляет СП SAIC IVECO Hongyan, которое в конце 2016-го представило серию магистральных тягачей Genlyon С500 с 650-сильным двигателем для вождения автопоездов полной массой до 42 т.
Местные порядки
Надо отметить, что рынок КНР находится в динамичном состоянии. Статусы концернов находятся в постоянном движении. Если первое положение заняла SAIC, то на II и III местах расположились FAW и Dongfeng.
Обе компании на выставке сделали упор исключительно на массовый продукт, но FAW Group Corporation в последнее время сосредоточивается в легковом сегменте: среди 17 премьер не нашлось ни одной грузовой.
Концерн Dongfeng Motor Co. развёл линейку легковых и коммерческих машин настолько, что придал им разное звучание и имярек Dongfeng (Дунфын) будет использоваться только для коммерческой техники. А легковые теперь проходят под маркой DFM, и на выставке было заявлено сразу 10 новинок, среди которых компактный кроссовер DFM AX4, молодёжный кроссовер DFM MX3, новый 7-местный УПВ DFM X6, DFM 580. Компания показала 5 новых моделей автомобилей собственной разработки на новых источниках энергии – DFM E70, DFM AX5-EV, DFM AX7-PHEV, DFM S50-EV и корпоративный минивэн DFM M5-EV. Отдельной строкой стоит отметить конкурента «Тигру» – армейский штурмовой автомобиль Brave Warrior на 10 бойцов – DFM Mengshi CSK181 10 с усиленной броневой защитой. Машина крупнее (5650х2380х2125 мм) и значительно отличается от Dongfeng EQ2050, которые экспортируют в Россию. Для машины полной массой 8 т предусмотрено два двигателя: YC6DV1 (241 л.с.) или Cummins ISDE 300 40 (299 л.с.), которые развивают крутящий момент 850 Н∙м в диапазоне 1300–2000 об/мин.
О вреде единообразия
Компании, которые представлены только в одном из сегментов рынка, за минувший год существенно ухудшили свои позиции в рейтинге CAAM. Так, крупнейший китайский производитель тяжёлых грузовиков – компания China National Heavy Duty Truck Group Corp. Ltd (CNHTC) оказалась лишь на 10 месте, что на одну строчку ниже, чем в 2015-м году, а её конкурент, компания Shaanxi Heavy Duty Automobile Co. (Shacman), и вовсе выпала из списка 30 крупнейших автопроизводителей Китая. Среди новичков рейтинга можно отметить компании BYD и Weifu Group. Своё место в рейтинге сохранили лишь 19 компаний из прошлогоднего списка «ведущей тридцатки».
В рейтинге CNHTC остаётся лидером китайской тяжёлого грузового транспорта. На выставке компания объявила о заключении соглашения о стратегическом партнёрстве с Allison Transmission для оптимизации полностью автоматических трансмиссий для китайского рынка. В своей экспозиции она представила 7 новых грузовиков, включая грузовик Sitrak C7H, Howo T6G и Howo G5X. Трудно обойти вниманием тот факт, что новые Howo T5G и T7H обзавелись новыми кабинами типа MAN, но на этом их сходство с немецким изделием и заканчивается.
Вершина, которая всегда впереди
Конкуренция на авторынке Китая уже достигает пика, но вершина ещё впереди. Об этом говорит и вклинивание в тяжёлый сегмент компании Jiangling Motors Co., Ltd. Первые тяжёлые грузовики JMC были показаны именно на Auto Shanghai 2017. Новый грузовик Weilong является результатом совместного предприятия JMC-Ford в Китае. Компания значительно расширила палитру предложений от легковых автомобилей и минивэнов Ford Transit до пикапов и среднетоннажников. Сейчас JMC вложила $2,3 млрд в разработку крупнотоннажных строительных самосвалов, грузовиков и тягачей Ford Cargo сразу на трёх различных платформах.
На своих первых крупнотоннажных тягочах JMC впервые использует 9- и 13-литровые турбодизели JX6D (Ford Otosan турецкого производства), адаптированные под нормы China 5. Они рассчитаны на тяжёлые условия работы, в том числе и в горах и, по словам конструкторов, за счёт совершенствования процесса сгорания позволяют снизить расход топлива до 10%, по сравнению с предыдущими версиями, которые были доступны ранее.
Большой интерес вызвал концепт-трак JMC Veyron Race Truck Concept с крупными цифрами 02 на борту. Сейчас компания не подтверждает, что готова участвовать с ним на кольцевых гонках в Китае, Индии и бразильском Formula Truck Brazil. Но заявку следует понимать буквально.
Локализация без прав
Среди китайских предприятий JAC являлся последним оплотом консерватизма, что давало концерну маржу. JAC удачно и неудачно сочетал эпохи разных рынков и стандартов. Но экспансия КНР на внешние рынки, заставила 10 лет назад пересмотреть стратегию развития. В итоге к 2017 году компания имеет целый выводок электромоделей Shuailing отличимых внешне, но плохо отличимых по названиям: I3, I5, I6, X6, T6, а также семейства: Kangling, Jinling и Gallop.
Shuailing I6 – самые ожидаемые на рынке минивэны, которые на скорости 40 км/ч могут пройти 350 км. Подзарядка от двухфазной сети длится 6 часов. Выбора не оставляет трёхтонка Shuailing I5. Да, у неё те же характеристики зарядки, и у модели I3 и IS тоже! Три разных машины со сходными характеристиками рабочего дня – нужно просто выбрать себе удобный распорядок работы, вид бизнеса и точку подзарядки. А дальше можно выбирать вид груза.
Представляя первый прототип тяжёлого тягача нового поколения Gallop K7 в 2015 году ни в JAC, ни в Magna Steyr и Automotive Research Institute не предполагали, что запуск настолько затянется. Новый тягач получил новую кабину, 540-сильный двигатель MC13.54-50 по лицензии MAN и автоматизированную механическую трансмиссию ZF.
Компания Sichuan Hyundai отметилась на выставке двумя премьерами, включая новый лёгкий грузовик Mighty, специально приспособленный для китайского рынка и седельный тягач Trago Xcient. Hyundai Mighty нацелен на решение логистических задач в городской и пригородной торговой среде. Новый лёгкий грузовик создан на основе классического корейского Mighty но в несколько упрощённом виде, исходя из потребностей китайского рынка.
Седельный тягач Trago Xcient, показанный на выставке, представляет собой топовую машину с 12,7-литровым двигателем мощностью 480 л.с. и с максимальным крутящим моментом 2303 Нм.
В число производителей электромобилей недавно вошла новая компания Changjiang Auto. Её модельный ряд помимо малогабаритной легковушки eCOOL представлен тремя моделями электробусов: eBOSS формата «ПАЗ Вектор» на 10–25 мест, eGLORY с претензией на IVECO Daily и городской 10-метровый eZONE – этакий ЛиАЗ.
Тлетворный запад
В Китае, несмотря на влияние западных тенденций и доступность технологий, слепое копирование и подражательство часто не давало нужного эффекта. Поэтому IVECO действует осторожно. Филиал NAVECO начал выпуск нового поколения фургонов и микроавтобусов IVECO Daily. New Daily представлен во всех вариантах длины и покрывает рынок транспорта полной массой от 2,8 до 4,5 т. Хотите подвох? Параллельно предприятие продолжит выпускать предыдущее поколение за счёт развития электрических версий Power Daily. Помимо городских цельнометаллических электрофургонов EV42 грузоподъёмностью 0,75–1,33 т входят 10–20-местные электробусы для корпоративного сегмента пассажирских перевозок.
К числу последних экспансий можно отнести компанию Jiangsu Joylong Automobile Co., которая освоила выпуск пассажирских автомобилей по лицензии Toyota.
Для Китая представлены микроавтобусы A4, A5 и A6 и цельнометаллические фургоны c вместимостью грузового отсека 8 м3. Машины идентичны Toyota Hi Ace и выпускаются в версиях электромобиля E5 и EW4.
Joylong C6 HKL6701CV представляет собой Toyota Coaster и оснащается как бензиновыми, так и дизельными двигателями.
Импорт закрывает брешь
Последние годы в КНР растёт спрос на моторхоумы и кемперы. Их берут на прокат вместе с путёвкой по уже заданному туристическому маршруту. Примечательно, что в качестве базы производители жилой надстройки ранее анонсировали только проверенные европейские шасси, то на дорогах чаще встречаются китайские шасси. Объяснение простое: за 5 лет эксплуатации шасси, находящееся круглый год под максимальной нагрузкой, всё равно деградирует, невзирая на бренд. Но учитывая высокую стоимость, экономия на местном продукте уже не становится принципиальной, поэтому производители автокемперов выбирают локализованные шасси Ford Transit или Mercedes Benz Sprinter.
В Европе и США сейчас испытывают особый интерес к Китаю, считая его «несобранным рынком», где в 1990–2000-х было много прорех и слишком много лишних ниш. Чего стоили тупиковые седан-пикапы, творимые из малолитражных хэтчбеков и минивэны на базе джипов. Из внимания маркетологов не ускользнуло и то, что до сих пор остаётся свободным рынок корпоративного транспорта. А там целая пропасть для деятельности! Аренда полноразмерных внедорожников для представительских целей (свадьбы, похороны, встреча делегаций) в мегаполисах стоит сумасшедших денег и очереди расписаны на недели вперёд! На выставке за концептом Lincoln Navigator приглядывал отдельный секьюрити! Этот люксовый пульман с опускаемыми ступеньками как раз привезли для реакции вернувшихся на историческую родину бизнесменов-хуацяо.
Примерно так же почти 20 лет назад специально для Китая на платформе GMT250 (Pontiac Montana, Chevrolet Venture) концерн General Motors разработал минивэн Buick GL8. По китайским меркам машина имела ограниченный успех.
Но теперь китайский корпоративный феншуй смещается в сторону больших американских пикапов. Отечественных пикапов в Китае навалом, и все они особой оригинальностью не блещут. На этом фоне Ford Motor Co. и планирует запустить производство среднеразмерного пикапа Ford Ranger в Китае в 2018 году. Для проверки рынка 13 мая был намечен старт продаж полноразмерного Ford F-150 Raptor Dual Cab 4WD для изучения спроса в КНР и корректировки выпуска.
Устойчивым является интерес Isuzu к рынку Китая. На выставке был представлен весь модельный ряд, начиная от длиннобазных пикапов Isuzu TF, выпускаемых в Китае наряду с малотоннажниками KV600 (серия Elf) и среднетоннажной серией 700P, и заканчивая новейшим магистральным Isuzu Giga.