Опубликовано: ГП 03-2015

13-е золото «Синей армады»
Тотальная победа «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар-2015»

Юрий Петров
Фото «КАМАЗ-Мастер», «МАЗ-СПОРТавто», Michelin, IVECO, Astana Team, ChileSatelital, Orobica Raid, Team Bocou, Ginaf Rally Service и Toyota Motors Co.

Успех челнинцев на ралли-рейдах в последние годы напоминает избиение младенцев. Третий раз за всю историю участия в «Дакаре» команда КАМАЗа заняла весь пьедестал. Причём дважды занимает молодёжная команда. Ну и конечно же 13-й раз она стала победителем этого многодневного ралли-рейда!

Гонки моторов на 37-м «Дакаре» превратились в настоящую войну. Против КАМАЗа за трофеи боролись четыре IVECO, шесть Tatra, четырнадцать MAN, шесть GINAF, тринадцать DAF, пять Renault, пять Mercedes, два Hino и LIAZ. К этому надо добавить ещё три белорусских МАЗа. Всего на старт вышло 665 участников на 138 джипах, 64 грузовиках, 164 мотоциклах и 48 квадроциклах. Как видно, конкуренция только растёт.

Для экипажей «Синей армады» кроме возросшей ответственности сама гонка оказалась непростой ещё и потому, что согласно требованиям регламента о сокращении рабочего объёма двигателей грузовиков до 16,5 л. На всех КАМАЗах пришлось установить моторы Liebherr. К этому стоит добавить отмену «Шёлкового пути», из-за чего «КАМАЗ-Мастеру» не хватило соревновательной практики и времени для доводки новых силовых агрегатов. Тестирование проходило в условиях 2-недельной экстремальной гонки.

Административная проверка перед стартом

«КАМАЗ-Мастер» выехал составом в четыре «боевых» автомобиля: № 500 (А. Каргинов, А. Мокеев, И. Леонов), № 502 (Э. Николаев, Е. Яковлев, Р. Ахмадеев), № 507 (А. Мардеев, А. Беляев, Д. Свистунов) и № 520 (Д. Сотников, И. Девяткин, А. Аферин).

Один из лидеров мирового ралли – команда Eurol Veka MAN – получила в свои ряды опытного чеха Алеша Лопрайса (его Tatra не была допущена к соревнованиям из-за несоответствия техническому регламенту гонки).

Чешская Tatra Buggyra Racing претендовала на призовые места грузового зачёта: отличное финансирование, опытный пилот Мартин Коломы, слаженная команда и прекрасный автомобиль, оснащённый двигателем, подготовленным профессионалами из команды кольцевиков Buggyra.

Голландец Мартин Ван ден Бринк, вступив в союз с командой MKR Adventure Марио Кресса и заручившись поддержкой ZF, Renault, Mammoet и Eurol, создал совершенно новый грузовик Renault с двигателем Volvo D13.

Вуф и Эдвин Ван Гинкель из команды GINAF оснастили в этом году свои гоночные болиды полностью автоматическими коробками передач Allison и рассчитывали занять место в первой десятке.

Для команды «МАЗ-СПОРТ-авто» нынешний «Дакар» стал четвёртым. В этом году они выбрали новую стратегию – идти только за лидерами. На следующий год команде предстоит определиться с новым двигателем.

Капотные грузовики становятся всё более популярными, и «КАМАЗ-Мастер» уже присматривается к этим машинам с прицелом сделать такую же самим. Голландцы из команды Жерара де Роя были заняты доводкой своих машин в аргентинском филиале IVECO, которая оказывает максимальное содействие. Капотник IVECO Torpedo был специально модифицирован для быстрой замены основных узлов и агрегатов.

[b]Tatra 815[/b] Мартина Коломы

Экипажи команды Bonver Dakar Project и Astana выкатили капотный прототип Tatra Jamal T63 с независимой подвеской на хребтовой несущей раме, двигателем Renault MKR 1050 л.с. Сухой вес машины соответствует регламенту FIA и составляет не более 8500 кг, автомобиль разгоняется до 200 км/ч и способен разгоняться до «сотни» за 8 секунд! Команды RIWALD DAKAR TEAM и RALLYOZ остановились на бескапотных грузовиках.

В ответ на то, что «Дакар» становится всё более скоростным, японская команда Hino поэтапно модифицирует двигатели. В 2015 году на автомобили установлен двигатель A09C, который на 1 литр больше, чем двигатель серии J08C, используемый в прошлых рейдах.

Организаторы гонки «Дакар-2015» продолжили традицию проведения церемонии стартового подиума отдельно от собственно спортивного старта гонки. Шоу торжественного старта 3 января началось в аргентинской столице Буэнос-Айресе в 14.30 и затянулось до позднего вечера. Появление экипажа Андрея Каргинова, победителя прошлого «Дакара», было встречено невообразимой какофонией и ликованием, поглотившим площадь Пласа-де-Майо перед президентской резиденцией Каса-Росада.

[b]МАЗ-5309RR[/b] Александра Василевского

4 января участникам гонки предстояло пройти первый этап по направлению к Вилла-Карлос-Пас протяжённостью 838 километров с относительно коротким 175-километровым скоростным спецучастком. Общая же протяжённость маршрута для участников в грузовой категории составила 8181 км.

Первый этап – самый коварный ещё и потому, что приходится вкатываться, к этому добавляется психологический дискомфорт первых гонщиков, «открывающих» трассу. Осторожность в таких случаях оправдана: не все повороты были прописаны в роуд-буке. Из-за пыли от впереди идущей машины в один из таких поворотов не вписался Эдуард Николаев и на высокой скорости уткнулся в ров, погнув правый лонжерон рамы и сместив передний мост. За ночь машину механики, конечно, «вылечили», но второй этап оказался не лучше. При 45 °С жары на участке Вила-Карлос-Пас – Сан Хуан пришлось преодолевать перевал высотой 2 км. Каменистую трассу с пропастями и ущельями усугублял более чем 100-километровый спуск, на котором сильно грелись тормоза.

[b]Mercedes-Benz Unimog U400[/b] Агостино Риццарди

Вкатывание в трассу случилось на третьем этапе, когда пилоты прочувствовали моторы Liebherr. Гонка стала походить на соперничество, поскольку ралли пришло в зону бездорожья, каменистых покрытий и высохших русел рек, где очень важна техника пилотирования и выносливость машин.

Четвёртый этап Чилесито–Копиапо принёс массовые остановки из-за пробитых колёс и поломок, поскольку маршрут проходил через бугристые дюны, называемые ещё «верблюжьей травой». Их объезжают легковушки и мотоциклы, а грузовики проходят на полной скорости. Но тем не менее уже к шестому этапу КАМАЗ, взяв высокий темп, увеличил разрыв. Минские автогонщики решили не отставать и ехали буквально на хвосте у челнинцев.

Стабильно высокий темп движения, задаваемый славянским пелетоном, заставлял иностранцев уже более не расслабляться, но отрыв по времени только увеличился.

[b]Renault Truck K530[/b] Паскаля де Баар

Чуть отыграть отставание европейцы смогли только 10 января на этапе Икике–Марафонский бивуак в Атакаме. Марафонский этапы – это когда во время ночёвки между двумя (7 и 8) этапами гонки, ремонтом и обслуживанием машины может заниматься только сам экипаж без помощи команды. Естественно, это заставило потрудиться сервисные службы всех команд.

Но случались поломки турбокомпрессора, мостов и драгоценное время тратилось на устранение неполадок. Тем не менее разрыв КАМАЗа с ближайшим европейским экипажем составлял уже час, и первые три места стабильно закрепились за челнинскими спортсменами.

Поскольку трасса оба дня не менялась, гонщики отметили трассу как очень скучную. Однако 9-й этап поразвлёк многих. Евгений Яковлев, штурман экипажа Эдуарда Николаева, рассказал, что очень многие плутали на 330-м километре: «Были намешаны следы хвоста автомобильного и мотоциклетного зачётов. Участники, не сильно владеющие навигацией, намотали там столько, что возникло ощущение, что ты попал в муравейник!» К этому добавляется взвешенная в воздухе пыль, которая не оставляет шанса последующим экипажам на обгон лидера.

[b]Hino 500[/b] братьев Терухито и Ёшимаса Сугавара

10-й этап пролегал на юго-восток через Анды. 358-километровый спецучасток был проложен организаторами в предгорьях Анд на высотах, достигавших 4,5 км. Низкое атмосферное давление является причиной падения мощности и перегрева моторов. Возникающие проблемы устранялись на месте, поскольку маршрут лиазона боевых экипажей и маршрут экипажей ассистанс («технички») совпадали. К 11 этапу в Аргентине в победе грузовиков КАМАЗ уже никто не сомневался, тем более что предстоял быстрый раллийный доп. Приятной неожиданностью оказалось уверенное вхождение в «десятку» лидеров белорусского экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто».

Заключительный 12-й этап Росарио–Буэнос-Айрес стал завершающим броском ралли «Дакар». Дорога к автодрому Барадеро представляла собой живой коридор из зрителей. Из 64 грузовиков к финишу добрались чуть более половины участников.

Генеральная классификация грузового зачёта ралли «Дакар-2015»
Место Имя Команда Результат Отставание
1 Айрат Мардеев KAMAZ 42:22:01 +0:00
2 Эдуард Николаев KAMAZ 42:35:53 +13:52
3 Андрей Каргинов KAMAZ 43:13:01 +51:00
4 Алеш Лопрайс MAN 44:18:38 +1:56:37
5 Дмитрий Сотников KAMAZ 44:46:33 +2:24:32
10 Александр Василевский MAZ 49:31:00 +7:08:59
34 Сергей Вязович MAZ 73:43:08 +31:21:07
41 Владимир Василевский MAZ 97:47:49 +55:25:48

Синяя армада «КАМАЗ-Мастера», считавшаяся фаворитом соревнования и претендентом на главный трофей, удивила всех! Никто не ожидал от молодёжной сборной КАМАЗа, что она второй раз займёт весь пьедестал! Три экипажа – Айрата Мардеева, Эдуарда Николаева и Андрея Каргинова – заняли весь пьедестал почёта в категории грузовых автомобилей. А пятое место экипажа Дмитрия Сотникова ещё больше укрепило тотальное доминирование российских грузовиков на престижном международном ралли-рейде.

12 этап. Финиш!
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен