13-е золото «Синей армады»
Тотальная победа «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар-2015»
Успех челнинцев на ралли-рейдах в последние годы напоминает избиение младенцев. Третий раз за всю историю участия в «Дакаре» команда КАМАЗа заняла весь пьедестал. Причём дважды занимает молодёжная команда. Ну и конечно же 13-й раз она стала победителем этого многодневного ралли-рейда!
Гонки моторов на 37-м «Дакаре» превратились в настоящую войну. Против КАМАЗа за трофеи боролись четыре IVECO, шесть Tatra, четырнадцать MAN, шесть GINAF, тринадцать DAF, пять Renault, пять Mercedes, два Hino и LIAZ. К этому надо добавить ещё три белорусских МАЗа. Всего на старт вышло 665 участников на 138 джипах, 64 грузовиках, 164 мотоциклах и 48 квадроциклах. Как видно, конкуренция только растёт.
Для экипажей «Синей армады» кроме возросшей ответственности сама гонка оказалась непростой ещё и потому, что согласно требованиям регламента о сокращении рабочего объёма двигателей грузовиков до 16,5 л. На всех КАМАЗах пришлось установить моторы Liebherr. К этому стоит добавить отмену «Шёлкового пути», из-за чего «КАМАЗ-Мастеру» не хватило соревновательной практики и времени для доводки новых силовых агрегатов. Тестирование проходило в условиях 2-недельной экстремальной гонки.
«КАМАЗ-Мастер» выехал составом в четыре «боевых» автомобиля: № 500 (А. Каргинов, А. Мокеев, И. Леонов), № 502 (Э. Николаев, Е. Яковлев, Р. Ахмадеев), № 507 (А. Мардеев, А. Беляев, Д. Свистунов) и № 520 (Д. Сотников, И. Девяткин, А. Аферин).
Один из лидеров мирового ралли – команда Eurol Veka MAN – получила в свои ряды опытного чеха Алеша Лопрайса (его Tatra не была допущена к соревнованиям из-за несоответствия техническому регламенту гонки).
Чешская Tatra Buggyra Racing претендовала на призовые места грузового зачёта: отличное финансирование, опытный пилот Мартин Коломы, слаженная команда и прекрасный автомобиль, оснащённый двигателем, подготовленным профессионалами из команды кольцевиков Buggyra.
Голландец Мартин Ван ден Бринк, вступив в союз с командой MKR Adventure Марио Кресса и заручившись поддержкой ZF, Renault, Mammoet и Eurol, создал совершенно новый грузовик Renault с двигателем Volvo D13.
Вуф и Эдвин Ван Гинкель из команды GINAF оснастили в этом году свои гоночные болиды полностью автоматическими коробками передач Allison и рассчитывали занять место в первой десятке.
Для команды «МАЗ-СПОРТ-авто» нынешний «Дакар» стал четвёртым. В этом году они выбрали новую стратегию – идти только за лидерами. На следующий год команде предстоит определиться с новым двигателем.
Капотные грузовики становятся всё более популярными, и «КАМАЗ-Мастер» уже присматривается к этим машинам с прицелом сделать такую же самим. Голландцы из команды Жерара де Роя были заняты доводкой своих машин в аргентинском филиале IVECO, которая оказывает максимальное содействие. Капотник IVECO Torpedo был специально модифицирован для быстрой замены основных узлов и агрегатов.
Экипажи команды Bonver Dakar Project и Astana выкатили капотный прототип Tatra Jamal T63 с независимой подвеской на хребтовой несущей раме, двигателем Renault MKR 1050 л.с. Сухой вес машины соответствует регламенту FIA и составляет не более 8500 кг, автомобиль разгоняется до 200 км/ч и способен разгоняться до «сотни» за 8 секунд! Команды RIWALD DAKAR TEAM и RALLYOZ остановились на бескапотных грузовиках.
В ответ на то, что «Дакар» становится всё более скоростным, японская команда Hino поэтапно модифицирует двигатели. В 2015 году на автомобили установлен двигатель A09C, который на 1 литр больше, чем двигатель серии J08C, используемый в прошлых рейдах.
Организаторы гонки «Дакар-2015» продолжили традицию проведения церемонии стартового подиума отдельно от собственно спортивного старта гонки. Шоу торжественного старта 3 января началось в аргентинской столице Буэнос-Айресе в 14.30 и затянулось до позднего вечера. Появление экипажа Андрея Каргинова, победителя прошлого «Дакара», было встречено невообразимой какофонией и ликованием, поглотившим площадь Пласа-де-Майо перед президентской резиденцией Каса-Росада.
4 января участникам гонки предстояло пройти первый этап по направлению к Вилла-Карлос-Пас протяжённостью 838 километров с относительно коротким 175-километровым скоростным спецучастком. Общая же протяжённость маршрута для участников в грузовой категории составила 8181 км.
Первый этап – самый коварный ещё и потому, что приходится вкатываться, к этому добавляется психологический дискомфорт первых гонщиков, «открывающих» трассу. Осторожность в таких случаях оправдана: не все повороты были прописаны в роуд-буке. Из-за пыли от впереди идущей машины в один из таких поворотов не вписался Эдуард Николаев и на высокой скорости уткнулся в ров, погнув правый лонжерон рамы и сместив передний мост. За ночь машину механики, конечно, «вылечили», но второй этап оказался не лучше. При 45 °С жары на участке Вила-Карлос-Пас – Сан Хуан пришлось преодолевать перевал высотой 2 км. Каменистую трассу с пропастями и ущельями усугублял более чем 100-километровый спуск, на котором сильно грелись тормоза.
Вкатывание в трассу случилось на третьем этапе, когда пилоты прочувствовали моторы Liebherr. Гонка стала походить на соперничество, поскольку ралли пришло в зону бездорожья, каменистых покрытий и высохших русел рек, где очень важна техника пилотирования и выносливость машин.
Четвёртый этап Чилесито–Копиапо принёс массовые остановки из-за пробитых колёс и поломок, поскольку маршрут проходил через бугристые дюны, называемые ещё «верблюжьей травой». Их объезжают легковушки и мотоциклы, а грузовики проходят на полной скорости. Но тем не менее уже к шестому этапу КАМАЗ, взяв высокий темп, увеличил разрыв. Минские автогонщики решили не отставать и ехали буквально на хвосте у челнинцев.
Стабильно высокий темп движения, задаваемый славянским пелетоном, заставлял иностранцев уже более не расслабляться, но отрыв по времени только увеличился.
Чуть отыграть отставание европейцы смогли только 10 января на этапе Икике–Марафонский бивуак в Атакаме. Марафонский этапы – это когда во время ночёвки между двумя (7 и 8) этапами гонки, ремонтом и обслуживанием машины может заниматься только сам экипаж без помощи команды. Естественно, это заставило потрудиться сервисные службы всех команд.
Но случались поломки турбокомпрессора, мостов и драгоценное время тратилось на устранение неполадок. Тем не менее разрыв КАМАЗа с ближайшим европейским экипажем составлял уже час, и первые три места стабильно закрепились за челнинскими спортсменами.
Поскольку трасса оба дня не менялась, гонщики отметили трассу как очень скучную. Однако 9-й этап поразвлёк многих. Евгений Яковлев, штурман экипажа Эдуарда Николаева, рассказал, что очень многие плутали на 330-м километре: «Были намешаны следы хвоста автомобильного и мотоциклетного зачётов. Участники, не сильно владеющие навигацией, намотали там столько, что возникло ощущение, что ты попал в муравейник!» К этому добавляется взвешенная в воздухе пыль, которая не оставляет шанса последующим экипажам на обгон лидера.
10-й этап пролегал на юго-восток через Анды. 358-километровый спецучасток был проложен организаторами в предгорьях Анд на высотах, достигавших 4,5 км. Низкое атмосферное давление является причиной падения мощности и перегрева моторов. Возникающие проблемы устранялись на месте, поскольку маршрут лиазона боевых экипажей и маршрут экипажей ассистанс («технички») совпадали. К 11 этапу в Аргентине в победе грузовиков КАМАЗ уже никто не сомневался, тем более что предстоял быстрый раллийный доп. Приятной неожиданностью оказалось уверенное вхождение в «десятку» лидеров белорусского экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто».
Заключительный 12-й этап Росарио–Буэнос-Айрес стал завершающим броском ралли «Дакар». Дорога к автодрому Барадеро представляла собой живой коридор из зрителей. Из 64 грузовиков к финишу добрались чуть более половины участников.
Место | Имя | Команда | Результат | Отставание |
---|---|---|---|---|
1 | Айрат Мардеев | KAMAZ | 42:22:01 | +0:00 |
2 | Эдуард Николаев | KAMAZ | 42:35:53 | +13:52 |
3 | Андрей Каргинов | KAMAZ | 43:13:01 | +51:00 |
4 | Алеш Лопрайс | MAN | 44:18:38 | +1:56:37 |
5 | Дмитрий Сотников | KAMAZ | 44:46:33 | +2:24:32 |
10 | Александр Василевский | MAZ | 49:31:00 | +7:08:59 |
34 | Сергей Вязович | MAZ | 73:43:08 | +31:21:07 |
41 | Владимир Василевский | MAZ | 97:47:49 | +55:25:48 |
Синяя армада «КАМАЗ-Мастера», считавшаяся фаворитом соревнования и претендентом на главный трофей, удивила всех! Никто не ожидал от молодёжной сборной КАМАЗа, что она второй раз займёт весь пьедестал! Три экипажа – Айрата Мардеева, Эдуарда Николаева и Андрея Каргинова – заняли весь пьедестал почёта в категории грузовых автомобилей. А пятое место экипажа Дмитрия Сотникова ещё больше укрепило тотальное доминирование российских грузовиков на престижном международном ралли-рейде.