Выставка «Mining World Russia» 2017
Горняки давно не испытывают недостатка в рыночном предложении. На фоне острой конкуренции можно было предположить, что выставка «Mining World Russia» станет вершиной маркетинговых битв ведущих производителей. Но Москва – не самое лучшее место для экспонирования крупногабаритных машин и оборудования, используемого в горном деле. Тем более, что не ожидаешь увидеть здесь громких премьер. Но участники свято чтут главную маркетинговую заповедь «Присутствующие выиграли, отсутствующие проиграли».
На 21-й Международной выставке машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых, которая проходила в конце апреля в «Крокус Экспо», сенсаций не обещалось. Но интригу внесло сообщение, что свои стенды развернут два бывших конкурента из большой европейской семёрки – MAN и Scania. Ныне обе марки входят в состав Volkswagen Truck & Bus GmbH, и такой дуплет означает массированное наступление на рынок добывающей техники.
Дуэт MAN – Бецема
Компания «МАН Трак энд Бас РУС» представила два новых самосвала с кузовами БЕЦЕМА. Чтобы хоть как-то отделить самосвалы от крупнотоннажной карьерной техники вроде БелАЗ, Komatsu или Caterpilar, для машин дорожного габарита маркетологи в 2014 году ввели внесистемный термин – майнинговые самосвалы (от англ Mining). Новояз быстро стал фигурой речи и уже не требует дополнительной расшифровки.
Выгода от применения таких автомобилей слишком очевидна: возможность эксплуатации на дорогах общего пользования, высокая ликвидность на рынке, широкая доступность сервиса. Сейчас MAN в РФ располагает 52 станциями техобслуживания в ключевых регионах страны. В скором времени к ним добавятся два новых центра в Калуге и Рязани и СТО в Санкт-Петербурге.
Первая новинка – красный MAN TGS 41.440 8x4 BB-WW c самосвальным кузовом БЦМ-59.6 «Бецема Формат Уголь» предназначен для транспортировки угля и оборудован турбодизелем MAN D2066LF62 мощностью 440 л.с. и механической КП ZF 16 S 253 OD. Второй экспонат концерна – оранжевый MAN TGS 41.480 8х8 BB-WW c самосвальным кузовом БЦМ-59.6 «Бецема Формат Скала» рассчитан на транспортировку скальных пород и укомплектован более мощным двигателем MAN D2676LF20 (480 л.с.) с роботизированной КП MAN TipMatic 12 23 OD.
Директор по продажам грузовых автомобилей ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Павел Селев отметил, что рынок карьерных самосвалов последние 2 года находится в фазе роста.
По итогам 2016 года компания MAN стала лидером в сегменте самосвалов 6x6 с долей 72% среди европейских производителей и долей 47% в сегменте полноприводных седельных тягачей иностранного производства в России.
Оба самосвала MAN, представленные на выставке, оборудованы облегчёнными кузовами, подходящими для работы в тяжёлых условиях добывающих производств. «Бецема Формат Уголь» вместимостью 25 м3 будет эксплуатироваться в Кемерово в эстафетном режиме у нескольких клиентов, что позволит за короткое время испытать машину в разных сезонных, дорожных и рабочих режимах. Кузов «Бецема Формат Скала» вместимостью 20 м3 имеет уникальную W-образную геометрию днища, которая демпфирует ударные нагрузки загружаемой породы, что увеличивает срок службы и долговечность.
Трио от Scania
ООО «Скания-Русь» одно из первых вошло на рынок технологического транспорта России и сейчас марка Scania сохраняет ведущие позиции среди европейских производителей грузовой техники полной массой свыше 16 т. Про итогам 2016 года Scania зарегистрировала 2255 единиц техники, и среди большой европейской «семёрки» по количеству новых регистраций имеет долю рынка в 23,4%.
Костяк на выставке составило трио самосвалов семейства G для работы в карьерах и на технологических дорогах с возможностью выезда на дороги общего пользования.
Модификации Scania G480 CB8x8EHZ и Scania G480 CB8x4EHZ представлены с кузовами производства компании KH-Kipper геометрической вместимостью 20 и 23 кубометров. Как видно из индекса модели Scania G480 CB8x8EHZ полноприводный самосвал рассчитан на транспортировку инертных материалов в условиях бездорожья. Самосвал Scania G480 CB8x4EHZ в свою очередь предназначен для работы со скальными породами. Самосвал Scania G440 CB8x4EHZ укомплектован кузовом Wielton полезным объёмом 31 м3, который способен решить любые задачи по транспортировке угля как из забоя, так и на среднем плече до 30 км. Традиционно для Scania, модульность конструкции позволяет подобрать автомобиль абсолютно под любые нужды бизнеса. Обеспечивается это в первую очередь за счёт возможности комбинировать шасси Scania с кузовами как Wielton и KH-Kipper, так и многих других производителей.
Карьерные самосвалы Scania G480 и Scania G440 созданы для перевозки больших объёмов материалов в карьерах и месторождениях, а также в трудных дорожных условиях. Специально подобранные передаточные числа позволяют машинам без проблем преодолевать как повышенное сопротивление качению в условиях плохого дорожного покрытия, так и большие уклоны внутрикарьерных дорог. Все три модели оснащены 13-литровыми двигателями мощностью от 440 до 480 л.с., способными развивать крутящий момент до 2300 и 2400 Нм в диапазоне от 1000 до 1300 об / мин соответственно. Двигатели агрегатированы с 12-ступенчатой автоматической трансмиссией с функцией Opticruise, снабжены ретардером, демультипликатором и понижающей передачей.
Tatra ищет тяжёлую работу
А / О Martimex имеет 48-летнюю историю, а прямыми поставками на рынок России занимается 25 лет. Основным коньком фирмы в автомобильной программе конечно же остаётся продукция Tatra. За последние 20 лет компания из Копрживнице претерпела множество реорганизаций и пертурбаций, не самым лучшим образом сказавшихся на продажах и производстве. Но главным коньком фирмы остаётся выпуск выносливых машин для суровых условий эксплуатации. Самосвал Tatra Phoenix T158-8P5R46 8x8.1R оборудован 24-кубометровым кузовом VS-mont, рассчитанным на нагрузку 31 т. Шестицилиндровый 13-литровый 462-сильный турбодизель PACCAR MX340HD агрегатирован с 16-ступенчатой КП ZF 16S 2530 TO. Полный привод и демультипликатор Tatra 2,30 TRK 0,76 / 1,44 позволяют машине преодолевать 100% подъём при полной массе 50 т.
Благодаря мостам с качающимися полуосями, машина представляет собой альтернативу шарнирно-сочленённым самосвалам ADT, спрос на которые даже в России с её бездорожьем остаётся ограниченным по двум причинам: дороговизна в эксплуатации и низкая ликвидность на вторичном рынке.
Машины-невидимки
Машины для подземных работ (самосвалы, автобусы, ПДМ агрегаты и т.п.) для большинства людей являются неизведанной темой. Едва они выходят из ворот завода, горняки их тут же прячут в подземелье, где они и трудятся до потери пульса и сознания… и списания. Поэтому неизменный интерес даже у праздной публики вызывают эти подземные кроты.
Так совершенно случайно на выставке находятся новые производители, о которых раньше и слышать не доводилось. Среди них, например, ООО «Амкодор-Инвар», которое выпускает целый спектр техники для подземных работ.
Подземные самосвалы – не частые гости выставок, и ООО «ГХХ Фарцойге» в этот раз представила модель GHH MK-A35. 35-тонный самосвал оборудован 408-сильным дизелем Deutz TCD2015 V06 с водяным охлаждением и автоматической трансмиссией Clark.
Использование роботизированных комплексов в горном деле давно не является чем-то уникальным. По крайней мере на рынке много компаний предлагают решения для дистанционной работы в забое и штреках. Но крайне редко одно и то же решение исполнено сразу для нескольких сфер работы. Хорватский производитель многоцелевых транспортных средств DOK-ING d.o.o. представил уникальный мобильный робототехнический комплекс (МРК) eXLP. Бульдозер размерами 3445х1436х834 мм способен работать не только в шахтах. Управление по радиоканалу позволяет его задействовать в МЧС.
Кстати, к невидимкам можно отнести и совсем уж узкоспециальное оборудование, которое встречается на дорогах, но о функции которых невозможно догадаться, не будучи посвящённым специалистом. Установка разведочного бурения ZBO S15 «Завода бурового оборудования», смонтированная на базе прицепа НЕФАЗ-8332–04, в походном положении больше напоминает 30-футовый контейнер. Но в развёрнутом положении буровое укрытие раздаётся в ширину на 4,3 м, а высота по мачте достигает 11,5 м.
Формула КАМАЗА
В России открывается всего 1–2 новых площадки в год по добыче ископаемых (без учёта песчаных карьеров), и, таким образом, мировые производители могут поставить лишь 50–100 новых машин для нового объекта. Остальные машины поставляют лишь на замену изношенной техники или для модернизации парка. Это накладывает большие ограничения по вхождению на рынок даже для КАМАЗа и БЕЛАЗа.
Жодинским машиностроителям нет резона везти в Москву новые 180-тонный БелАЗ-75180 или 320-тонный БелАЗ-7560. Каждый год у себя на заводе они устраивают показ карьерной техники, среди которой есть и шахтные машины МоАЗ из Могилёва.
С КАМАЗом ещё проще: с модельным рядом можно ознакомиться в каждом городе. Но в чём действительно у завода не возникает проблем, так это с использованием автомобилей в качестве монтажной базы под разнообразное оборудование. Самой востребованной продукцией конечно же являются полноприводные шасси 6х6. На Mining World Russia были представлены сразу две новинки: смесительно-зарядная машина МЗВ-16-014 (мод. 703205) на шасси КАМАЗ-6522-43 производства НАО «НИПИГОРМАШ» из Екатеринбурга. Разгрузка взрывчатого вещества осуществляется через шланг со скоростью подачи 100–250 кг / мин. Стоимость одной такой машины составляет 10 млн руб.
Второй образец – СЗМ.TDR.REPUMP-14-КМУ с гидроманипулятором на шасси КАМАЗ 6522-RG, представленный ООО «АЗОТТЕХ», стоит ещё больше – 25 млн руб. С учётом цен, очевидно, что заказчик мог бы выбрать и импортное шасси, благо, производители надстройки предлагают выбор – MAN, Mercedes-Benz, IVECO, Scania, Volvo, Hyundai, Ford. Но на выставке были всё-таки КАМАЗы. Помните – «отсутствующие проиграли»…