ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Урал» начинают разработки новых АМН
В ноябре 2012 г. на конференции «Подвижность XXI» состоялось обсуждение перспективного отечественного военного автомобиля многоцелевого назначения (АМН). Тогда же были оглашены основные тактико-технические требования к новой технике и предполагаемые сроки принятия нового семейства АМН на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации. Однако после завершения конференции вопросов осталось больше, чем готовых решений...
На конференции начальник ГАБТУ генерал А.А. Шевченко сообщил, что параллельно реализуются две задачи:
- специалисты ГАБТУ и 3 ЦНИИ МО РФ разработали проект типажа ВАТ, по которому прошла дискуссия в Генеральном штабе ВС РФ. Проект типажа был поддержан и принят за основу, согласован со всеми потребителями ВС РФ и в ближайшее время будет представлен Министру обороны РФ на утверждение (вполне возможно, что на момент выхода этой статьи утверждение состоялось). Типаж учитывает потребности ВС РФ в военной автомобильной технике (ВАТ) до 2020 г. и на дальнейшую перспективу;
- ГАБТУ совместно с Генеральным штабом провело значительную работу, и в настоящее время требования МО РФ по разработке, созданию и представлению на испытания семейства АМН уже выставлены предприятиям промышленности.
По словам Александра Шевченко, в первой декаде ноября 2012 г. было принято решение на проведение полномасштабной работы по созданию семейства АМН. Поставлена задача разработать технический проект, представить его и защитить. В дальнейшем требуется представить на испытания полномасштабные макетные и опытные образцы. Военные специалисты провели определённую работу, и есть понимание, что техника, которая нужна ВС РФ, может быть создана.
Требования военных к АМН
Каким же представляется Заказчику облик военного автомобиля будущего?
На первое место выдвигается требование мобильности. Необходимо повысить среднюю скорость передвижения по пересечённой местности с нынешних 35 км/ч до 45–50 км/ч. Но для этого придётся решить комплекс проблем, в том числе разработать новые силовые установки, подвески и т. д.
На второе место поставлена грузоподъёмность. Машины семейства должны иметь возможность транспортировать грузы в диапазоне от 4 т до минимум 24 т, и ещё нужны машины грузоподъёмностью 28–30 т. Данное требование заставит увеличить нагрузки на оси, для чего нужно разработать новые рамы, подвески, шины и т. д. На третьем месте – вопросы защищённости. В конструкции АМН должна быть защита как от подрыва на минах, так и от стрелкового оружия. Причём неважно, для каких целей автомобиль предназначен – для перевозки личного состава, монтажа вооружения и военной техники (ВВТ) или для транспортировки имущества. Защита может меняться в зависимости от требования потребителя (баллистическая и минная стойкость), но не должна быть ниже установленного уровня.
Состав будущего семейства уже известен: в него предполагается включить автомобили с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8, и, возможно, семейство расширят за счёт автомобиля 10х10. Внимание конструкторов автомобилей было обращено и на требования разработчиков ВВТ, которые используют АМН для монтажа вооружений.
Некоторые конструкторские коллективы уже приступили к разработкам, и есть надежда, что к концу 2013 г. макетные образцы будут показаны Заказчику. Предполагается, что новое семейство пойдёт в войска в 2015 г.
Что предлагает ОАО «КАМАЗ»
В докладе представителя КАМАЗа было отмечено, что при разработке нового семейства АМН вряд ли удастся добиться большого процента унификации с народно-хозяйственными грузовиками, как у нынешнего семейства «Мустанг». Чтобы выполнить требования Заказчика, новые автомобили должны быть только армейскими. Но полностью исключать унификацию АМН и коммерческих автомобилей нельзя, иначе для МО РФ это будет слишком дорогая техника.
В части требований к ВАТ по мобильности и защищённости мнения специалистов КАМАЗа в целом совпали с мнением Заказчика. Требования по грузоподъёмности оказались даже выше (до 30–40 т и более), но дополнительно была обозначена возможность обеспечения монтажных размеров (монтажная длина и ширина). Конструкторы КАМАЗа также рассматривают в качестве важнейших требований проходимость (регулируемый дорожный просвет 400–550 мм, углы свесов 40–45º и др.) и безопасность (наличие АБС, ПБС, габаритная ширина более 2500 мм по требованию изготовителей монтируемого ВВТ и т. д.). По сути, эти требования перекрывают нишу, занятую СКШТ, но не случайно: КАМАЗ ведёт несколько работ, в том числе создание специальных колёсных шасси (СКШ) грузоподъёмностью более 50 т (хотя рассматриваются варианты этих СКШ и на меньшую грузоподъёмность).
Впервые публично были оглашены все работы, которые ведёт КАМАЗ по созданию ВАТ. Если следовать указанным ограничениям на формат статьи, из всего множества следует упомянуть три ОКР: «Тайфун-К», «Мустанг-1» и «Торнадо-М».
О первой, ОКР «Тайфун-К», кое-что рассказано в первой части статьи. Но, исходя из доклада представителя ОАО «КАМАЗ», следует сделать уточнение. В состав семейства «Тайфун-К» планируется включить автомобиль и шасси 4х4, модульные автомобили и шасси 6х6 и 8х8, а также корпусные автомобили 6х6 и 8х8. Рабочую конструкторскую документацию планируется разработать к середине 2013 г., а к концу года начать изготовление опытно-промышленной партии. Постановка автомобилей семейства на серийное производство планируется на конец 2015 – начало 2016 г. Наработки предполагается использовать при создании автомобилей двух других семейств.
Название второй ОКР «Мустанг-1» уже просачивалось в СМИ в ходе различных интервью. Ещё в 2005–2006 гг. КАМАЗ предлагал МО РФ проект с таким названием. Изначально предусматривалось увеличение мощности моделей 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно до 280, 320 и 400 л.с. Но реализация проекта была отложена в пользу ОКР «Тайфун-К». В настоящее время концепция АМН будущего семейства под условным названием «Мустанг-1» кочует в сторону зарубежных армейских аналогов: на представленных на конференции слайдах я увидел... немецкие MAN! Старт ОКР «Мустанг-1» намечен на конец текущего года, изготовление опытно-промышленной партии планируют начать в 2015-м и завершить в 2016 г., со второй половины 2016 г. планируют серийное производство. АМН, разрабатываемые в рамках ОКР «Мустанг-1», должны прийти на смену семейству «Мустанг», но название будущего семейства может быть иным, нежели название ОКР.
Третья упомянутая ОКР, «Торнадо-М», для меня стала новостью. Но, как пояснил представитель КАМАЗа, в названии применена внутризаводская терминология – для удобства работы. Не исключаю, что в конечном итоге автомобили, разработанные в рамках ОКР «Мустанг-1» и ОКР «Торнадо-М», сведут в одно единое семейство под иным названием. Разработки в рамках ОКР «Торнадо-М» идут по двум направлениям – с использованием классических решений и с использованием наработок ОКР «Тайфун-К». Будучи разработанными, автомобили «Торнадо-М» должны заменить выпускаемые ныне модели КАМАЗ-6560 и КАМАЗ-65224, которые позиционируются как АПГ. По срокам реализации ОКР «Торнадо-М» полностью совпадает с ОКР «Мустанг-1».
Были отмечены стоящие перед заводом проблемы. Основная из них связана с разработкой новой кабины. Кабину придётся делать заново, так как наработки от коммерческих автомобилей не подходят.
Работы по повышению мощности двигателей продвинулись намного дальше: проводятся исследования и модернизация двигателей КАМАЗ-740; в запасе проект с фирмой Cummins; есть и другие планы (о них сказано не было, но, скорее всего, это проект с Тутаевским моторным заводом). От себя замечу, проект с фирмой Cummins реализован вряд ли будет, так как государственный департамент США запрещает передавать технологии на производство двигателей мощностью более 400 л.с., и на КАМАЗе об этом хорошо знают. Да и стратегический партнёр КАМАЗа – немецкий концерн Daimler AG вряд ли горит желанием передать в Россию такие технологии. А на продукцию ЯМЗ конструкторы из Челнов вряд ли обратят свой взор, тут конкуренция...
По подвескам рассматриваются самые различные варианты как с неразрезными мостами с рессорными, пружинными подвесками, так и разрезные мосты. Последний вариант предпочтительнее, так как кроме прочих достоинств позволяет менять ширину рамы, что необходимо для монтажа ВВТ. Но даже при использовании неразрезных мостов применить подвески, которые ставятся на коммерческие автомобили, не получится, так как не будут выполнены требования Заказчика.
Самый «больной» вопрос – отсутствие отечественных АКП... Докладчик подвёл итог: вопрос об использовании импортных агрегатов будет стоять, и без их использования ОАО «КАМАЗ» новое семейство, скорее всего, создать не сможет. Как вариант – придётся использовать гидромеханические передачи (ГМП) производства МЗКТ либо создавать совместные производства на территории России.
Что предлагает ОАО «АЗ «Урал»
Технические проблемы, стоящие перед Автозаводом «Урал» в ходе разработки нового семейства АМН, в целом похожи на проблемы КАМАЗа. Представитель АЗ «Урал» отмечал отсутствие необходимых автокомпонентов, особенно делая акцент на АКП. Требуется проведение работ по двигателям, выполняющим специфические военные требования (двигатели мощностью более 400 л.с. есть, но требуется их доработка и адаптация), продолжить работы по подвескам, боестойким шинам и т. д.
Но говорить о том, что направления работ двух конструкторских коллективов полностью совпадают, было бы неверно. На КАМАЗе, скорее всего, не планируют вводить в будущее семейство АМН капотные модификации, а армейские автомобили «Урал» ещё с 1960-х гг. преимущественно капотной компоновки. Предполагается, что состав унифицированного семейства «Тайфун-У» будет включать только капотные модели (шасси 4х4, 6х6 и 8х8 с защищёнными модулями управления, автомобили 4х4 и 6х6 с защищёнными корпусами, включающими модули управления и десантные отделения; автомобили 6х6 и 8х8 с защищёнными модулями управления и защищёнными функциональными модулями). Весьма любопытным стало сообщение о том, что для семейства «Тайфун-У» предусмотрены дистанционно-управляемые вынесенные пулемётные установки в различных вариантах.
Специалисты АЗ «Урал» разработали собственные подходы к унификации и минимизации числа платформ автомобилей коммерческого и армейского назначения. Предполагается, что поузловая унификация узлов и агрегатов перспективных АМН с перспективными коммерческими автомобилями ускорит реализацию разработки, постановку на производство, увеличит серийность, снизит затраты при эксплуатации. Предлагается обосновать и разработать типоразмерный набор модульных агрегатов, из которых должны строиться семейства АМН, АПГ и частично народно-хозяйственные автомобили. Но было отмечено, что компонентная база военных и коммерческих автомобилей в дальнейшем будет становиться всё более различной и унификация снижаться.
В рамках работ по перспективным АМН предполагается разработать защищённые логистические транспортные средства капотной компоновочной схемы (4х4 и 6х6 с однорядными и двухрядными кабинами) и защищённые транспортно-логистические автомобили бескапотного исполнения (4х4, 6х6 и 8х8); защищённые каркасно-панельные кабины предполагается унифицировать. В конструкции этих автомобилей предполагается использовать наработки, выполненные в рамках ОКР «Тайфун-У».
По АПГ было заявлено что в ближайшее время будут завершены приёмочные испытания автомобиля «Урал-6370»; в этом семействе предусмотрен седельный тягач и бронированные варианты с различными классами защиты.
В презентации также были указаны условные шифры новых семейств – АМН «Мотовоз-2» и АПГ «Ратник». Однако подробности не раскрывались, так как специалисты завода ещё не получили требования, которые уже согласовал Заказчик.
Отдельно было сказано о платформе на основе электромеханической трансмиссии (ЭМТ). По мнению специалистов из Миасса, анализ технических особенностей автомобилей с ЭМТ показывает, что наиболее полно их преимущества могут быть реализованы на автомобилях армейского назначения и на автомобилях для экстремальных условий эксплуатации, т. е. на автомобилях «Урал». Среди преимуществ были выделены:
- бесступенчатое автоматическое изменение передаточного числа трансмиссии;
- снижение утомляемости водителя;
- компоновочные удобства;
- повышение проходимости автомобиля вследствие плавного и непрерывного изменения величины тягового момента;
- повышение долговечности двигателя и трансмиссии.
Было сообщено, что технический проект автомобиля с ЭМТ отработан на коммерческих полноприводных автомобилях (проведены предварительные расчеты и компоновочные работы автомобиля и мотор-колёс, разработана инженерная записка, изготовлены макеты мотор-колеса). Однако специалисты, которые уже имеют реальный опыт разработки транспортных средств с ЭМТ, скептически высказались насчёт применения мотор-колёс, так как пока достичь заявленных требований не удаётся. А это скажется на той самой мобильности – вряд ли удастся достичь средней скорости 45 км/ч при движении по пересечённой местности.
Проблемы с автокомпонентами
По моим данным, сегодня в РФ никто не ведёт серьёзные разработки ГМП или ДГП для грузовиков. В недавней истории РФ было несколько шансов решить проблему, но ряд причин, в том числе субъективных, ситуацию только обострил.
Сегодня в РФ ещё остались квалифицированные специалисты по автоматическим коробкам. Очень мощный конструкторский центр имеется в Кургане; потихоньку там делают АКП для гусеничных машин новых моделей на основе наработок закрытой НИР «Естественница», и одну из народно-хозяйственных машин с новой коробкой неоднократно показывали на выставках. Но дальше этого дело не движется...
Сборку автобусных ГМП осуществляют в Казани по лицензии немецкой фирмы VOITH, но автобусные ГМП не годятся для ВАТ – там совершенно иные режимы работы.
Остались ещё люди в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», но институту нужны молодые кадры, готовые перенять опыт у ветеранов. А удержать грамотных специалистов весьма непросто – сегодня много автосервисов, где их познания достойно оплачиваются...
ОАО «КАМАЗ» на свои грузовики, в том числе армейские, ставит АКП немецкой фирмы ZF. В Набережных Челнах работает завод ZF-КАМА, но там имеется только сборка и механообработка валов и шестерёнок, да ещё рядом есть литейное производство (также с инопартнёром). Ключевые технологии немцы нам никогда не передадут – они и сами об этом говорят. То есть в любой момент нам перекроют поставки после того, как из госдепа США в Германию поступит команда. Об этом я уже говорил.
Основной мировой производитель АКП для тяжёлой техники – Allison Transmission, Inc. Доля этой фирмы в мировом производстве зашкаливает за 90%, остальное – это ZF, VOITH, Volvo Trucks и ряд других производителей. Налицо монополия США. Неудивительно, что очень много образцов военной техники нашего вероятного противника (ВАТ и бронетехника) оснащены коробками Allison.
Исходя из вышесказанного, нет ничего удивительного в том, что на «Тайфуны» (и «Урал», и КАМАЗ) поставили АКП Allison. Но пока проект «Тайфун» не вышел за рамки стадии макетных образцов, можно городить любой «огород». А что будет, если всё же случится чудо и примут решение поставить машины такого класса на снабжение ВС РФ? КАМАЗ уже планирует серийное производство, но какие коробки будут ставить? У АЗ «Урал» проблемы те же...
Особняком работают по теме АКП в Республике Беларусь. Ещё с советских времён там сохранились сильные конструкторские коллективы, разработки ГМП есть на МЗКТ и на БЕЛАЗе. Причём ОАО «МЗКТ» вести новые разработки ГМП вынудили обстоятельства. Некоторое время назад МЗКТ выиграл тендер на поставку армейских тягачей в Турцию, и по условиям контракта эти тягачи предполагалось поставить с АКП фирмы Allison Transmission, Inc. Однако США наложили эмбарго. Контракт в итоге был всё равно выполнен; насколько мне известно, белорусы обошлись «механикой», но вывод сделали, и сегодня у них свои разработки АКП есть, причём это не одна коробка, а семейство! Доведут ли разработку до ума – это вопрос, но в России и этого нет!
Почему никто из российских бизнесменов не горит желанием вкладывать средства в этот проект? Дело в том, что требуются огромные инвестиции, и они окупятся не за год и не за два. А если вдруг руководство МО РФ опять сменится и придёт новый специалист по мебели, деньги могут оказаться выброшенными на ветер. Для коммерческой техники сегодня заказчики предпочтут купить ГМП или ДГП у инофирм, но на поставки импортных АКП для российской военной техники будет однозначно наложено эмбарго. Всё это в сумме означает лишь одно: без АКП российские АМН не смогут превзойти импортную технику. Как это может сказаться на ходе боевых действий, случись война, думаю, объяснять не надо. Однако, когда дело находится под неусыпным контролем высшего политического руководства и устанавливается персональная ответственность, отечественные разработки превосходят лучший мировой уровень!
Если с ГМП беда, то с шинами пока ещё только полбеды, хотя аналогичные проблемы стремительно нарастают. На конференции много говорилось о том, что необходимо увеличить нагрузку на ось, иначе нельзя добиться увеличения грузоподъёмности. Но это сразу порождает новую проблему – требуемые шины в РФ не производятся.
Выпускаемая сегодня шина 425/85 R21 модели «Кама 1260» морально устарела, исчерпан ресурс для дальнейшего усовершенствования её конструкции. Можно модернизировать рисунок протектора, но это не решает главного – на этих шинах перспективное семейство АМН никогда не выполнит требования военных.
В конце 2011 г. КАМАЗ представил в НТЦ «КАМА» технические требования на новую шину для перспективной платформы нового поколения большой и средней грузоподъёмности. Анализ, проведённый шинниками, показал, что комбинированная конструкция грузовых шин не позволяет выполнить ряд требований, в том числе по боестойкости. Возможное решение задачи – создание нового поколения шин с цельнометаллокордной конструкцией. Но выяснилось, что на имеющемся на заводе оборудовании требуемую по размеру и конструкции шину изготовить невозможно.
В качестве решения проблемы шинники предлагают создать новое производство. Стоимость оборудования составит по примерной оценке 1,5 млрд рублей, но сюда нужно ещё добавить стоимость строительно-монтажных, наладочных и других работ. Так как данная шина нужна только военным, коммерческие структуры, наученные выкручиванием рук со стороны специалиста мебельных наук, не особо хотят вкладывать инвестиции в данный проект. Поэтому реализация проекта возможна только при участии государства.
В качестве временной меры возможна разработка боестойкой шины на основе шины 390/95 R20 модели «Кама-Урал», но полностью выполнить требования военных не удастся, хотя будет сделана попытка максимально к ним приблизиться.
В требованиях военных особо указывается, что сырьё и материалы для шин должны быть российские. Однако выполнить это требование МО РФ невозможно в принципе. На конференции было сообщено, что для выполнения требований в составе сырья для изготовления шин доля натурального каучука составит не менее 60% (при более скоростных характеристиках шины и сочетании их с нагрузочными требованиями доля импортного сырья приближается к 100%), и заменить его нечем.
Что делать?
Обсуждение проблем, подстерегающих разработчиков перспективных АМН, состоялось. Но ряд вопросов требует срочного вмешательства руководства МО РФ, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, других министерств и ведомств. Вероятно, даже уровень заместителя председателя правительства РФ Д.О. Рогозина может быть недостаточен, и потребуется вмешательство лично президента РФ.
Дело в том, что победитель в конкурсе на разработку АМН класса грузоподъёмности от 4 т и выше будет один. Что это означает? Рассмотрим варианты.
Вариант I: выиграет ОАО «КАМАЗ»
В совете директоров ОАО «КАМАЗ» сейчас присутствуют лица из немецкого концерна Daimler AG. В.В. Путин уже всем дал понять – он хочет, чтобы немецкий концерн увеличил свой пакет акций до размера более 25%, т. е. иностранная компания получит возможность блокировать любые производственные планы КАМАЗа. Кто-нибудь даст гарантию, что представители страны НАТО, случись что, будут действовать в интересах повышения обороноспособности России? Кстати, у немцев опцион на доведение пакета акций КАМАЗа до более чем 42%, а там не за горами и полный контроль над предприятием.
Допустим, некоторое время немецкие партнёры КАМАЗа будут лояльны к интересам России. Но возникнет ли кооперация между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал», о которой говорилось? «Это вряд ли», – как говорил известный персонаж популярного советского боевика. Если АЗ «Урал» лишится Гособоронзаказа, для завода наступят другие времена, и не факт, что завод, который всё время существования работал по заказам военных, захочет ещё какую-либо технику выпускать по заказам МО РФ. В дальнейшем и конструкторы при желании могут сменить профиль.
А сможет ли КАМАЗ поставить на серийное производство новое семейство, которое не будет пользоваться спросом на гражданке и которое производить сегодня просто негде? Обе нитки конвейера в Набережных Челнах загружены, а если вспомнить предкризисный 2007 г., то были загружены на все 100%, мощностей производства не хватало, грузовики были в дефиците. Есть гарантия, что ситуация не повторится?
Ходят слухи, что КАМАЗ подумывает перенести производство ВАТ на другую площадку. Говорят, в Смоленскую область. Но сегодня эта область находится на границе, т. е. если действовать грамотно, завод там размещать крайне нежелательно. Исходя из стратегических соображений более подошёл бы какой-либо регион в Сибири, но согласится ли на это концерн «Ростехнологии», который фактически сегодня управляет КАМАЗом?
Вариант II: выиграет ОАО «АЗ «Урал»
Полный контроль над АЗ «Урал», в отличие от КАМАЗа, имеет один собственник. Исходя из сказанного, казалось бы, этот вариант предпочтительнее, так как проще договариваться. Но вдруг возникнет какой-либо конфликт интересов – хватит ли в этом случае у руководства страны политической воли убедить собственника производить продукцию в интересах МО РФ? У нынешнего руководства, может быть, и хватит, но что будет после следующих выборов президента РФ? Мы ведь эпоху великих перемен пережили совсем недавно (в 1980-х гг. никто даже подумать не мог, что СССР развалят, не так ли?), стало быть, надо предусматривать всякие негативные варианты развития событий, какими бы сегодня фантастическими они ни казались. И опять встаёт тот же вопрос о кооперации между ОАО «АЗ «Урал» и ОАО «КАМАЗ», о которой говорилось, но в этом варианте партнёры поменялись местами...
Цугцванг?
Может, не надо дожидаться, когда проблему решать будет поздно, т. е. если дело дойдёт до войны? Чтобы решить проблему в корне уже в ближайшей перспективе, мне представляется необходимым на уровне МО РФ, а ещё лучше на уровне правительства РФ или даже президента РФ предпринять ряд упреждающих мер.
1. Обязать поставить на производство перспективное семейство АМН одновременно на двух заводах – и на ОАО «КАМАЗ», и на ОАО «АЗ «Урал», причём вне зависимости от того, какой коллектив конструкторов одержит победу в конкурсе. Естественно, ставить на производство нужно семейство АМН, победившее в конкурсе. Пусть каждый завод после постановки моделей на производство лепит свои шильдики на автомобили, но зато унификация изделий в рамках АМН абсолютная, и к тому же производство будет задублировано. А необходимость дублирования производства доказала история – достаточно вспомнить уроки Великой Отечественной войны и уже упоминавшийся пожар на заводе двигателей КАМАЗа. В противном случае может произойти такая ситуация, что ВС РФ навсегда потеряют подвижность.
2. Чтобы процесс дублирования производства прошёл менее болезненно, необходимо начать процесс создания объединённой автопромышленной компании (типа холдингов в авиационной и судостроительной отраслях – ОАК и ОСК). Я бы включил в эту компанию не только ОАО «АЗ «Урал» и ОАО «КАМАЗ», но и всех остальных производителей ВАТ – и БАЗ, и УАЗ, и АМЗ, ряд заводов, выпускающих автокомпоненты. В конечном итоге конструкторские коллективы между собой будут конкурировать, а ВС РФ получат необходимую ВАТ по более низким ценам и в более короткие сроки. Процесс этот длительный, но когда-то нужно начинать!
Предвижу, что скажут о моих предложениях читатели: это ненаучная фантастика. Да я и сам не верю в то, что глобально что-то в российском автопроме поменяется. Для изменений пока нет предпосылок, для этого в стране должно быть руководство, заинтересованное в приоритетном развитии промышленности. А пока ждём развития ситуации по В.С. Черномырдину: «Никогда такого не было, и вот опять». Скорее всего, клановая борьба перейдёт на новый уровень – слишком уж лакомый кусок должны поделить два заклятых конкурента. Но если ничего не менять, то начнут ли АМН нового поколения поступать в войска в 2015 г., как это планирует ГАБТУ?