Грузовой легкосплавный
Диски от компании Alcoa
О сегодняшнем дне компании, ассортименте выпускаемой продукции, задачах конструкторов и методах испытаний рассказали специалисты бесспорного лидера в производстве легкосплавных дисков для грузового транспорта – компании Alcoa.
В мире легковых автомобилей колёсные диски из алюминиевых сплавов давно завоевали заслуженное признание: лёгкие и прочные, к тому же красивые колёса удачно сочетают эстетическую и практическую части обыденной эксплуатации. Наиболее массовые и доступные по цене литые диски, но знатоки предпочитают использовать кованые, так как им свойственна ещё бо’льшая прочность и практически идеальная геометрия.
Диски всех типоразмеров
В 1948 году компания Alcoa создала первое в мире кованое алюминиевое колесо для грузового автомобиля. Сейчас в её каталогах колёсные диски практически всех посадочных диаметров обода сегодняшнего грузового транспорта – от 17,5 до 22,5’’. Недавняя новинка прошлого года – диски диаметром 16,5’’, созданные специально для Mercedes-Benz Sprinter последнего поколения. Компания по добыче и переработке алюминия со 127-летней историей (год основания – 1888) на сегодняшний день присутствует в 30 странах, имеет 267 лабораторий и штат 60 000 сотрудников.
С грузовым автотранспортом ситуация гораздо сложнее. Мало того, что красота колёсных дисков является далеко не самым важным достоинством для коммерческого транспорта, так ещё и нагрузки здесь на порядок выше. Я не случайно употребил термин «на порядок». Некоторые технически не грамотные используют это словосочетание для описания некоего большего значения величины, но в математике термин «порядок» точно обозначает превосходную степень, т. е., когда говорят «на порядок» больше или меньше, это значит изменение исходной величины в десять раз, на «два порядка» в сто раз и так далее.
Действительно, нагрузки, которые должны выдерживать колёса большегрузов, отличаются примерно на порядок по отношению к легковушкам (колёсный диск Alcoa посадочным диаметром 22,5’’ выдерживает нагрузку 71 200 кг до деформации борта обода на 5 см, а стандартный стальной «собрат» – 13 600 кг, но это немало в сравнении с «легковыми» значениями, около 1200 кг), именно поэтому на применение литых дисков здесь табу, остаются только кованые, но они существенно дороже, и, чтобы удержать приемлемые цены, возможен лишь один выход – массовое производство.
Ликбез в области легкосплавных дисков
В 2010 году производитель подготовил подробное руководство по эксплуатации колёс «Alcoa Wheel – Европа», которое доступно и на русском языке. В данном издании отражены все возможные вопросы, связанные с эксплуатацией колёсных дисков: подбор с учётом конструкции осей и тормозных механизмов, измерение и идентификация, деформация и повреждения, центровка на ступице, резьбы и крепёж, балансировка, совместное использование стальных и легкосплавных дисков, предупреждение коррозии.
Зачем грузовику алюминиевые колёса?
Колёсные диски Alcoa изготовляют из цельной алюминиевой заготовки, полученной из высокопрочного и устойчивого к коррозии сплава. Заготовке придаётся форма колеса с использованием пресса усилием 8000 т. После ковки диск подвергают термообработке для достижения максимальной механической прочности. Процесс ковки выравнивает кристаллическую структуру алюминия даже в критических зонах – на стыке диска и обода, такой диск в 4 раза прочнее стального, так как он по всей поверхности имеет равномерную зернистую структуру без швов. В результате использования таких колёс одновременно улучшается целый ряд эксплуатационных параметров: обеспечивается снижение массы автопоезда на 228–394 кг (в зависимости от типа, конструкции сцепки и суммарного количества осей), увеличивается полезная нагрузка, а экономия топлива составляет до 4 %. К тому же не следует забывать, что это всё даёт серьёзное снижение неподрессоренных масс – алюминиевый диск в два раза легче стального.
Теплопроводность алюминиевого колеса в 3 раза выше стального, что положительно сказывается на общей температуре колёсного узла, обеспечивается некоторый запас по охлаждению, и в конечном итоге шины и тормозные механизмы работают в более благоприятных температурных режимах – по сравнению со стальными колёсными дисками, температура ступиц ниже на 22 °С. Высокая прочность позволяет противостоять всевозможным дорожным неожиданностям в виде выбоин, ям, колейности, а технологически обеспечиваемая практически идеальная круглая форма позволяет выполнить точную балансировку, бережёт шины и ходовую часть. Теперь всё же можно вспомнить и про эстетическую составляющую. Пусть не всем грузовикам важен нарядный вид, но в автобусной отрасли этот фактор далеко не на последнем месте, да и нет необходимости в окраске дисков и использовании декоративных колёсных колпаков, которые часто теряются…
Piece of technology
«Кусок технологий» – именно так говорят коллеги из Alcoa о своём продукте. Если владелец твёрдо решил укомплектовать свой грузовик легкосплавными колёсными дисками Alcoa, то кроме подбора соответствующего типоразмера, придётся определиться с выбором покрытия и функционального назначения диска. Познакомимся с основными решениями, предлагаемыми на рынке.
Забота об окружающей среде
Забота об окружающей среде – задача любого современного производства. Компания Alcoa подтверждает экологическую безопасность международным сертификатом «Cradle to Cradle». Даже без этого титула нет сомнений в 100-процентной вторичной переработке алюминия. Но и в нашей стране, где пока экологической проблематике общественное сознание не уделяет столь пристального внимания, как в Европе, маловероятно, что вы обнаружите отслуживший своё легкосплавный колёсный диск на опушке леса…
Топовая линейка дисков Dura-Bright характеризуется патентованной поверхностной обработкой, которая производится непосредственно при изготовлении колеса. Специалисты подчёркивают, что Dura-Bright – это не покрытие, а поверхностный слой, являющийся частью колеса, который не растрескивается, не откалывается и не отслаивается. Колёса линейки Dura-Bright не нуждаются в полировке. Для сохранения идеального внешнего вида их достаточно содержать в чистоте.
Другая линейка Dura-Flange – это колёса со специальным матовым покрытием, которое создаёт защитный слой, предотвращающий износ бортов обода. По данным испытаний, полное отсутствие признаков износа обода было зафиксировано при пробеге 240 000 км. Основное назначение данной линейки – работа с тяжёлыми грузами и высокими центрами масс в условиях разбитых, грязных и запылённых дорог, где тяжело гружёный автомобиль постоянно раскачивается, что приводит к дополнительному трению шины об обод колеса в абразивной среде.
Влияние в сторону России
Впервые в России свою продукцию компания Alcoa продемонстрировала на выставке «КОМТРАНС» в 2013 году. В 2014 году Alcoa участвовала на выставке «СТТ-2014» совместно с дистрибьютором – компанией «Автоэкспорт», так как, несмотря на все трудности, российский рынок здесь видят как перспективный.
Линейка колёс WorkHorse появилась благодаря пожеланиям заказчиков из Европы. Сегодня многие современные грузовики, работающие в строительном сегменте, оборудованы дисковыми тормозными механизмами. Для защиты передних суппортов от песка и гравия колёсные диски серии WorkHorse не имеют вентиляционных отверстий. Такое решение невозможно для стальных колёс из-за возможного перегрева, в то время как алюминий обеспечивает необходимый теплоотвод, а отсутствие отверстий повысило индекс нагрузки дополнительно на 10 %.
Куда качнётся чаша весов?
Представить использование алюминиевых колёс на грузовом транспорте только в самом лестном виде было бы несправедливо. Всегда существует обратная сторона медали. Итак, первый и самый существенный недостаток – цена. Частный владелец на любимую легковушку раскошелится без проблем, а какие затраты лягут на плечи автопарков с десятками, сотнями автопоездов? Не все перевозчики имеют настолько чёткое финансовое планирование, чтобы позволить себе инвестировать в гаджет, который окупится через пару-тройку лет в виде экономии топлива, износа шин и продажной стоимости техники на вторичном рынке. Теперь опять о наших российских дорогах. Редко, но бывает и так, что иногда лучше согнуть стальной диск при ударе, чем расколоть алюминиевый, но это скорее из области дьяволиады, чем регулярной эксплуатации. Актуальна и проблема «запасок». Оснастить каждый автопоезд комплектом легкосплавных запасных колёс и не опасаться угрозы воровства? Основная проблема – совместная установка алюминиевого и стального дисков на сдвоенной ошиновке: в месте их контакта может возникнуть гальваническая коррозия. Чтобы предупредить возможные негативные последствия, предусмотрена специальная смазка и крепёж, важно только про это помнить. Тем не менее, несмотря на все подводные камни, уже некоторые реальные, а не фантастические российские эксплуатанты (в США по разным данным до 70 % грузового парка используют легкосплавные колёсные диски) постепенно переходят на кованые алюминиевые колёса, шаг за шагом «переобувают» подвижной состав. В офисе Alcoa мне дали несколько адресов таких предприятий, чтобы я мог поехать туда и поговорить с водителями, механиками и инженерами, об этом обязательно расскажу в следующий раз.