Опубликовано: ГП 02-2010
Шведско-финская формула

Междугородние автобусы Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI и Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB

Андрей Филиппов, фото автора
Производитель: Scania Lahden Buses & Coaches
Модель: Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB
Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI
Начало продаж: 2008 г.
Цена: 230 тыс. евро

Автобус Scania OmniExpress был впервые представлен в России на выставке «ComTrans-2008». С тех пор прошло полтора года. За это время мы несколько раз пытались провести полноценный тест-драйв, но нам могли предложить только тест, без драйва – автобусы практически мгновенно находили покупателей, и у нас, естественно, не было возможности сесть за руль. Первое полноценное тестирование удалось провести после выставки «Мир автобусов-2009» (см. «ГП» № 11, 2009 г.), на которой компания Scania презентовала 15-метровую версию этой машины. Второе тестирование мы провели по первому снегу, в зимних условиях, присовокупив 12-метровую машину.

15 метров и три оси

Белоснежный Scania OmniExress, несомненно, имеет свой запоминающийся облик. Ну, и хватит о внешности. Лучше сразу спрятаться от пронизывающего ветра в салон.

По общепринятой автобусной традиции входить лучше через 1-ю дверь. Расстояние между поручнями здесь шире, да и водителю можно состроить гримасу, чтобы он, нажав на кнопку, опустил автобус на 90 мм или, наоборот, поднял на 10 мм вверх, или подал автобус вперед, ближе к платформе. Впрочем, пользоваться 2-й дверью тоже не возбраняется, тем более что ее трап не намного хуже.

Верх…, …норма…, …низ

Передвигаться по салону удобно, на полу несколько пандусных подъемов, но угол их невелик и почти не чувствуется. Полуметрового расстояния между креслами вполне достаточно для прохода, а подлокотники, сужающие его на 20 мм, при посадке можно складывать.

А вот когда все расселись согласно купленным билетам, началось самое интересное. Это первый автобус на моей памяти, где так явно видна разница в удобстве посадки между правым и левым рядами. Как выяснилось, расстояние между креслами в правом ряду больше, чем в левом. Перемеряли несколько раз, результат устойчивый – 2 см.

Высота ступеней на входе в 1-ю дверь…
…на 55 мм меньше, чем во 2-ю

Но это только начало. Насколько изменяется по высоте подоконная линия, можно судить даже по фотографиям. Это результат попытки конструкторов сохранить небольшую высоту пандусов независимо от колебаний уровня пола. Я предпочел бы один раз чуть выше поднять ногу вместо того, чтобы всю дорогу подпирать плечом стенку. А расположение самого неудобного места предопределила унифицированная стенка для автобусов с санузлом и без оного. Таким образом, удобнее всего оказалось ехать на последнем ряду справа – там, где обычно хуже всего. Своеобразный подход.

В остальном все традиционно. Удобные сиденья с сетками-карманами, а вот спинку хотелось бы чуть-чуть повыше. Два экрана мультимедийной системы. Индивидуальные светильники и дефлекторы обдува. Все, как и в других автобусах подобного класса, – пассажиры останутся довольны.

Компоновка салона различается только… …количеством мест и расстоянием между ними Изгибы пола видны по подиумам

«Коротышка»

Мы ошибались, когда полагали, что двух- и трехосные автобусы Scania различаются только длиной и количеством мостов. Различий оказалось гораздо больше.

Расстояние меду креслами в 12-метровом лайнере на 2 см больше, чем в 15-метровом. А вот левый и правый борта оказались идентичными.

Самым заметным различием стала механическая КП. Манипулировать джойстиком управления, закрепленным справа на водительском кресле, оказалось вполне удобно. Чтобы не цепляться полой форменного пиджака за набалдашник, водительское кресло можно поворачивать к проходу, заметно облегчая процесс посадки в кабину. Из-за отсутствия бортового компьютера приборная панель на коротком автобусе иная. Не хуже и не лучше, просто иная. Приборы и контрольные лампы скомпонованы по-другому.

Шторка очень хороша! А вот что за окном, не понять
Главное – чтобы шея не затекла и плечо не болело
Самое неудобное место в салоне там, где должен быть санузел
VIP-место, два светильника, два воздуховода

Изменения в «железе» не ограничиваются менее мощным двигателем и более простой коробкой передач. Из-за применения зависимой подвески впереди произошла небольшая перестановка вспомогательного оборудования. Передний пневморесивер переехал за ось, ближе к центру и стал еще недоступнее для обслуживания. Теперь добраться до него можно только загнав автобус на яму. Утешает одно – стравливать конденсат вручную придется только после нескольких лет интенсивной эксплуатации.

Из-за отсутствия задней управляемой оси исчезла необходимость тянуть под днищем кучу трубопроводов. Вместо пяти их осталось там только два, соответственно в два раза уменьшилось количество уязвимых элементов в одном из самых повреждаемых на наших ухабах мест.

Уменьшенная длина несколько улучшила маневренность автобуса в стесненных условиях города. Остальные отличия двухосника от автобуса с колесной формулой 6х2 не так бросаются в глаза, а потому останавливаться на них не будем.

Рычаг КП расположен сразу под рулем

Тот, кто за рулем

Кресло, в котором путешествует водитель… Красивое начало, но очень далекое от жизни. Труд водителя не похож на прогулку. Поэтому вся обстановка в кабине должна настраивать на рабочий лад. Решение сделать панель слева наклоненной к водителю показалось мне интересным. Символы на клавишах не исчезают в ярком солнечном свете, а рычаг ручного тормоза поставлен на горизонтальную площадку, чтобы пользоваться этим важным элементом водителю было удобно и привычно. Для подачи теплого и холодного воздуха служит пара дефлекторов в верхней части панели, другая пара подает воздух к ногам. Но кроме этого за спиной водителя установлен стандартный отопитель.

А вот к боковому окну есть претензии. Конечно, хорошо, что для его большой удобной рукоятки в пластике передней стойки есть специальная выемка. Замечательно, что его размер позволяет создать значительный приток воздуха. Но почему сдвижной сделана задняя секция стекла? Ведь при наличии кондиционера окно обычно используют курильщики для вытяжки дыма, а так он частично будет попадать в салон. Даже если учесть всемирную борьбу с курением и отсутствие кондиционера, все равно решение неразумное, так как холодный воздух вряд ли понравится пассажирам первого ряда. Намного логичнее было бы сделать открываемой переднюю часть окна.

Несмотря на общую концепцию рабочего пространства… …непосредственно щитки приборов различны

Не понравилось и размещение внутрисалонного зеркала – слишком высоко и очень близко к водителю. Чтобы что-то разглядеть, нужно основательно отвлекаться от дороги. Думаю, в повседневной эксплуатации водители сразу перенесут его слева направо и навсегда забудут об этой проблеме.

По остальным параметрам никаких вопросов. Прекрасная обзорность через большие окна, мощные и отлично работающие дефлекторы. Потоки воздуха отовсюду, даже нижнее стекло первой двери имеет свое сопло против запотевания. А среди клавиш панели удобно разместились розетки на 12 и 24 вольта.

У любого профессионального водителя в кабине всегда найдется куча нужных мелочей на все случаи жизни. И он будет очень рад, если все их удастся спрятать от посторонних глаз. Scania для этих целей предоставила пару боксов на панели и два вещевых ящика над первыми рядами кресел. Отдельная благодарность за то, что все они запираемые. Впрочем, ожидать иного вряд ли стоило, ведь забота производителей о тех, кому доверены жизни людей, всегда была не на словах, а на деле.

Хочешь посмотреть в салонное зеркало?
Хорошенько запрокинь голову
Кресло водителя в «коротышке» поворотное
«Бардачок» не только для хранения бумаг
Стеклоочиститель почти не создает «мертвых» зон

Скандинавский тест-полет

Наиболее яркие впечатления я получил от езды на 15-метровой машине. Езда по Коломне и трассе показала, что машина достаточно маневренна несмотря на свои кажущиеся гигантскими размеры. У рулевого колеса удобный для хвата обод, вращается достаточно легко, и главное – на него не передаются все тычки от дорожных выбоин. В то же время не могу сказать, что руль «пустой» – дорога чувствуется прекрасно и автобус послушно следует за поворотом баранки.

Несмотря на большие зеркала в начале пути немного напрягало то, что не виден задний угол кузова. Особенно это было заметно в контрасте с дополнительными секциями, позволяющими четко отслеживать передние углы. Но очень быстро я понял, что при перестроениях достаточно видеть то, что линзы в состоянии показать, а невидимый «хвостик» и так никуда не денется, коль «голова» прошла. Двигаться назад помогает камера. Оказалось, маленький с виду монитор дает довольно четкое и на удивление удобное для пользования изображение – видна даже выступающая на пять сантиметров выхлопная труба. Так что с городским трафиком проблем нет.

Изображение на камере…
…и реальное положение вещей

Казалось бы, раз уж все хорошо в городской толчее, о трассе и говорить нечего. Ан нет. «Прокол» пришел откуда не ждали. Оказалось, что на пространствах, не ограниченных небоскребами или хотя бы стандартными 5-этажками, солнце умудряется конкретно достать водителя. Дело в том, что противосолнечная шторка сконструирована довольно странно: ее непрозрачная часть представляет собой полоску шириной сантиметров двадцать пять, которая прикрывает только левую сторону. Все остальное – мелкая сетка, которая от ярких лучей не очень-то защищает. С натяжкой такое решение можно было бы оправдать заботой об обзоре пассажиров – водитель как бы прикрыт, но быстро выяснилось, что при поворотах, которыми изобилуют любые дороги, ясное солнышко периодически начинает слепить и водителя, и как обычно в самый неподходящий момент. Досадно, ведь других явных недостатков не обнаружено.

Так выглядит автобусное шасси и…
…двигатель без кузова

Понравилась работа 8-ступенчатой роботизированной КП Opticruise. Сцепление необходимо выжимать только при трогании и при остановке. Все остальные переключения происходят без участия левой ноги. Сам рычаг больше похож на обыкновенный подрулевой переключатель. Пользоваться им оказалось так же удобно, как и любым переключателем, что очень актуально в свете завязанного на нем моторного тормоза – замедление достаточно эффективное и понятное. Переключение происходит плавно и незаметно, хотя, конечно, двух человек в салоне, включая водителя, тяжело признать полной нагрузкой.

Если обобщить впечатления от автобуса, то они таковы. Дорогу машина держит прекрасно. Колеи, ямы, поперечные трещины – все это OmniExpress, а значит, и того, кто за рулем, как бы не касается. Хорошо откликается Scania и на нажатие на педаль газа, по крайней мере, пока салон пустой. Про то, насколько утомительно сидеть за рулем в дальней дороге, сказать не могу, ибо проехал не очень много. Замечу только, что подлокотники расположены именно там, где надо, а пользоваться клавишами и кнопками было удобно.

Средний расход топлива на 188 км пути составил 24,4 л / 100 км, при этом среднюю скорость удалось выдержать в пределах 56 км / ч. Неплохо для трехосного автобуса и напряженного ритма движения на подмосковных дорогах.

АКБ размещены в переднем свесе на выдвижном лотке
Замена воздушного фильтра или доливка масла выполняются без проблем

Экскурсионно-междугородный

То, что автобус Scania OmniExpress K 340 междугородный, нет сомнений. В багажном отсеке легко разместится поклажа тех, кто перебирается из города в город. Полки для ручной клади тоже вместительные, причем на них легко ложатся не только кейсы, но и небольшие дорожные сумки. При необходимости можно положить даже мужскую дубленку или женскую, если очарование обладательницы позволит убедить соседа держать свои вещи в руках. Плавность хода хорошая, и длинные перегоны в автобусе переносятся довольно легко. Пожалуй, только столиков не хватает и откидного кресла для стюардессы около 1-й двери.

А вот для экскурсий автобус подходит с натяжкой – из-за высокой подоконной линии наблюдать за красотами не очень неудобно. Да и отсутствие туалета не есть хорошо, особенно для иностранных туристов, не привыкших использовать для этих целей окружающие леса. Впрочем, эта проблема как раз устранима. Кстати, кроме стандартного размещения перед 2-й дверью на 12- и 15-метровых машинах, у 14-метровых автобусов санузел установлен сзади справа, что, согласитесь, немного необычно.

Третья поворотная ось оснащена стабилизатором… …а впереди – независимая подвеска У двухосника передняя подвеска зависимая, со стабилизатором

Гарантия на шведско-финский автобус составляет 1 год, а периодичность ТО – 30 тыс. км. Проведение ЕТО не станет проблемой для водителя. Коммутационный блок, как и моторный отсек, оснащен мощными лампочками подсветки. АКБ для удобства обслуживания размещены максимально низко. Понравилось, что скандинавские инженеры реально оценили возможный расход омывающей жидкости в борьбе с нашими химреагентами и грязью. Они оснастили автобус 40-литровым баком омывателя, так что водителям OmniExpress не придется волочь через полстраны бутыли с запасом «незамерзайки». Что касается эксплуатационных свойств, то говорить что-либо определенное пока рано, слишком мало прошло времени с начала продаж. Впрочем, то, что автобус создан в стране с климатом, очень похожим на наш, несомненно, дает определенную гарантию того, что русская зима и «генерал мороз» не станут неприятным сюрпризом для OmniExpress.

Технические характеристики автобусов Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI и Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB (по данным завода-изготовителя)
Модель Scania OmniExpress
K 340 EB6х2NI
Scania OmniExpress
K 310 IB4х2NB
Полная масса, кг 24 600 18 000 (19 100)*
Снаряженная масса, кг 15 195 13 375
Пассажировместимость, чел. 65 51
Допустимая нагрузка, кг:
  • 1-й оси
  • 2-й оси
  • 3-й оси

7100
11 500
6000

7100
11 500 (12 000)*
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с. крутящий момент, Н.м
Scania DC 1210, турбодизель
11 705
340 при 1800 мин-1
1711 при 1160 мин-1
Scania DC 918, турбодизель
18 867
310 при 1800 мин-1
1582 при 1320 мин-1
Коробка передач:

  • количество ступеней вперед/ назад
GR875R Opticruise, роботизированная с ретардером
8/1
GR 875 Comfortshift полуавтомат с ретардером
7/1
Подвеска Передняя независимая, задняя на шести пневморессорах Передняя зависимая на двух пневморессорах, задняя на четырех пневморессорах
Колесная формула 6х2 4х2
Минимальный радиус поворота, м 10 12,5
Вместимость топливного бака, л 500 475
*По данным информационной таблички завода.
Комментировать ... >>