Опубликовано: ГП 05-2017
Великое разнообразие

Модельный ряд двигателей АО «СП «Камминз Кама»

Даниил Минаев, фото автора

В марте 2017 на ЗАО «СП «Камминз Кама» в Набережных Челнах стартовало производство линейки двигателей рабочим объёмом 8,9 л. Ранее здесь изготовляли дизельные двигатели рабочим объёмом 4,5 и 6,7 л.

В России было локализовано производство моторов, широко востребованных не только для грузовиков КАМАЗ, но и для целого ряда автомобилестроительных кластеров, а также и для предприятий самого разнообразного профиля, в том числе и агропромышленного. Статус двигателя российского производства позволяет российским производителям техники участвовать в различных программах государственных субсидий, что в свою очередь отражается на снижении стоимости продукции для конечного покупателя.

Отливка блока цилиндров 9-литрового двигателя поступает из Бразилии

Историческая справка

История сотрудничества компаний «КАМАЗ» и «Cummins» насчитывает три десятилетия. Первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли в 1987 году, и результатом тех переговоров стало освоение советской стороной мелкосерийного производства тягачей КАМАЗ с десятилитровыми дизелями Cummins. Новый виток сотрудничества пришёлся на 2004 год, когда Камский автозавод вывел на рынок среднетоннажник КАМАЗ-4308. И в 2006 году были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия по производству двигателей. Так и родилось ЗАО «КАММИНЗ КАМА».

Ради борьбы за стабильность качества ежемесячно один случайный двигатель с конвейера вместо отдела сбыта направляется в лабораторию для проведения периодических испытаний. Там его «гоняют» под нагрузкой на стенде, а потом полностью разбирают для контроля

Производство и модельный ряд

Производственные мощности совместного предприятия с высокой степенью автоматизации отличаются компактностью, занимая участок площадью всего 14 100 м2. Суммарная производительность предприятия – 25 000 шт. двигателей в год. Начав с простой отверточной сборки, СП постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав более 50% компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.

Линии для подсборки головки блока цилиндров и поршня с шатуном

Итак, с марта 2017 года в производственную программу ЗАО «КАММИНЗ КАМА» входят три семейства двигателей. Основную массу из них по-прежнему составляют рядные «шестёрки» Cummins ISBe 6.7 мощностью до 300 «лошадок». Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжёлых грузовиках КАМАЗ, а также на автобусах марок НефАЗ и КАвЗ. Остальной объём выпуска приходится на дизельные «четвёрки» Cummins ISBe 4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л.с., и шестицилиндровые автомобильные двигатели серии ISL рабочим объёмом 8,9 л, мощностью до 400 л.с.

Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом Быстроразъёмное соединение двигателя с испытательным стендом

Все семейства двигателей, предназначенные для установки на автомобили предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического классов. Но параллельно с автомобильными моторами уже более двух лет СП развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Двигатели серии QSB 6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемым на автомобильной технике ISBe 6.7, по аналогии с ними унифицированы и девятилитровые моторы серии «L».

Конвейер Thyssen Krupp Krause (Германия)

Технологический процесс и качество

Предприятие ежегодно подтверждает соответствие системы менеджмента качества автомобильному стандарту ISO / TS 16949. Оборудование для производства двигателей распределено по следующим технологическим участкам: линия блока цилиндров, сборочный конвейер, испытательные стенды, линия окраски, склад. Отдельного описания заслуживает процедура обработки отливки блока цилиндров. Сама отливка импортируется из-за рубежа (точно такие же заготовки поставляются на другие заводы Cummins в США, Бразилию и Англию) либо поставляется с Литейного завода ПАО «КАМАЗ». Механическая обработка отливки производится с помощью немецких обрабатывающих центров Heller и Nagel. Посты контроля качества размещены на каждой рабочей станции, при этом оператор, исходя из важности размера, производит замеры самостоятельно c помощью средств измерений Air Gauge, либо отправляет деталь на координатно-измерительную машину Carl Zeiss. Статистический контроль стабильности технологических процессов производится автоматически и охватывает более 500 размеров.

Контроль размеров и геометрии на координатно-измерительной машине Carl Zeiss
Участок тестирования: здесь проводятся испытания двигателя на стендах AVL (Австрия)

Заключительным аккордом в деле контроля качества является проверка на герметичность полостей системы смазки и системы охлаждения. И лишь после успешного прохождения всех этих тестов на готовый блок цилиндров набивается серийный номер. Перед сдачей в сбыт полностью готовый двигатель подвергается «горячей» обкатке на испытательном стенде, результаты всех выполненных проверок по каждому экземпляру выпущенного двигателя сохраняются в заводской базе данных.

Технологические и финишная моечные машины с ультратонкой фильтрацией от Durr (Германия, Китай) и вспомогательное оборудование, компоновка линии от Durr (США)

Некоторые подробности о новой девятилитровой серии

Серия ISLe, соединяющая преимущества лёгкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей, обеспечивает достойные технические характеристики при выполнении экологических требований. При массе чуть более 700 кг двигатель подходит для применения на грузовых автомобилях и средних тягачах и обеспечивает высокий уровень крутящего момента для двигателей такой размерности. Это семейство уже нашло своё применение на тяжёлых грузовиках и шасси семейства КАМАЗ-6520, спецтехнике производства ОАО «РИАТ», локализованную версию серии «L» будут устанавливать на сельскохозяйственную и внедорожную технику других российских производителей: комбайны «Ростсельмаш», бульдозеры «Четра». Промышленные модификации серии «L» будут представлять собой механическую и электронную версии мотора для разных уровней сертификации. Мировая гарантия на двигатели составляет 2 года без ограничения по пробегу с глобальным покрытием в сервисной сети Cummins в 190 странах мира. С 2017 года гарантия на автомобильные двигатели производства ЗАО «КАММИНЗ КАМА» составит 3 года или 200 тысяч км пробега.

У девятилитровых двигателей ISL переднее расположение шестерёнчатого привода ГРМ в отличие от ранее освоенной в Набережных Челнах серии ISB
Серия двигателей Cummins ISG12 состоит из рядных 6-цилиндровых моторов рабочим объёмом 10,5 и 11,8 л, которые отличаются компактными размерами и небольшой массой, мощностной диапазон 350–500 л.с.
Девятилитровый новичок российского производства – двигатель Cummins ISL, общий вид
Линейка настроек двигателей серии ISLe
Мощность, л.с., при мин-1 Число цилиндров Крутящий момент, Н∙м, при мин-1
400 / 2100 6 1700 / 1400
370 / 2100 6 1550 / 1400
360 / 2100 6 1500 / 1400
340 / 2100 6 1460 / 1500
325 / 2000 6 1400 / 1400
300 / 2000 6 1230 / 1400
Линейка промышленных двигателей серии QSB
Мощность, л.с., при мин-1 Число цилиндров Крутящий момент, Н∙м, при мин-1
110 / 2200 4 488/1500
110 /1800 4 488/1300
130 / 2200 4 600/1500
160 / 2200 4 624/1500
160 / 2500 4 624/1500
160 / 2500 6 732 / 1500
173 / 2200 6 800 / 1400
190 / 2200 6 929 / 1400
200 / 2100 6 743 / 1500
220 / 2200 6 945 / 1500
240 / 2500 6 987 / 1500
240 / 2000 6 986 / 1500
260 / 2500 6 990 / 1500
260 / 2200 6 990 / 1400
275 / 2500 6 990 / 1500
Двигатель Cummins ISL – шорт-блок позволит быстро восстановить двигатель без применения технологий расточки и шлифования
Двигатель Cummins ISВ6.7 – первенец СП «КАММИНЗ КАМА», общий вид
Линейка настроек двигателей серии ISBe
Мощность, л.с. при 2500 мин-1
Число цилиндров Крутящий момент, Н∙м
140 4 550 / 1100–1700
160 4 600 / 1100–1800
185 4 700 / 1200–1800
210 6 800 / 1200–1700
230 6 900 / 1200–1700
245 6 925 / 1200–1700
270 6 970 / 1200–1700
285 6 970 / 1200–1700
300 / 2300 6 1100 / 1200–1600
Линейка промышленных двигателей серии «L»
Мощность, л.с., при мин-1 Число цилиндров Крутящий момент, Н∙м, при мин-1
6LTAA8.9
240 / 2200 6 1180 / 1400
260 / 2200 6 1200 / 1300
300 / 2200 6 1230 / 1400
325 / 2200 6 1350 / 1400
325 / 2000 6 1400 / 1400
360 / 2200 6 1400 / 1400
QSL8.9
220 / 2200 6 936 / 1500
325 / 2100 6 1385 / 1500
340 / 2100 6 1455 / 1500
360 / 2100 6 1500 / 1500
Двигатель семейства Cummins серии «L» с ТНВД для «Ростсельмаша»
Двигатель Cummins ISL без навесного оборудования для ремонтных организаций и автохозяйств будет поставляться в запасные части
Комментировать ... >>