Несколько вопросов о лизинге грузовиков
Из различных средств массовой информации мы ежедневно узнаём о санкциях, изменениях курса рубля, ценах. И за этими глобальными темами не совсем видны частности. Например, что происходит в сфере лизинга грузового транспорта. Меняются ли условия сделок по лизингу грузовой техники в нынешних рыночных условиях? Меняется ли политика лизинговых компаний в области оценки рисков? И нужен ответ на вопрос: претерпела ли существенные изменения стратегия по работе с малым и средним бизнесом?
Обобщая информацию для нетерпеливых, можно сказать, что незначительно увеличены авансовые платежи по лизингу в сегменте автотранспорта и спецтехники, скорректированы планы продаж по некоторым продуктам в сторону уменьшения. Что касается конкретных условий именно на грузовые автомобили, то они таковы:
- аванс от 12 %;
- срок лизинга – от 1 года до 6 лет;
- удорожание от 0 % (по спецпредложениям) до 5–9 % в среднем. Однако ожидается, что в ближайшие месяцы среднее удорожание будет выше на пару процентов.
Все ли в проигрыше?
В экономике России сложилась непростая ситуация. И она привела к падению платёжной дисциплины среди клиентов лизинговых компаний. В 2014 году фиксировался стабильный рост доли просроченной задолженности. Если ранее она составляла около 2 % от суммы платежей, то сейчас 8–10 %. И такая тенденция характерна для всего рынка лизинга. В этой связи лизинговые компании вынуждены вести более жёсткую политику по оценке рисков, не меняя коренным образом условий лизинга. Просто они гораздо внимательнее оценивают саму возможность вхождения в сделку. Лизинговые компании предпринимают ряд мер для того, чтобы обезопасить свой портфель от заведомо дефолтных сделок, неликвидных предметов лизинга, недоброкачественных поставщиков.
В структуре финансирования большинства лизинговых компаний кредитные ресурсы занимают большую долю, и повышение кредитной ставки неизменно повлечёт удорожание стоимости услуг лизинга. Чем больше доля заёмных ресурсов в структуре капитала лизинговой компании, тем тяжелее ей придётся, тем в большей степени она будет вынуждена повышать стоимость лизинга. В этом плане тяжелее придётся малым и средним лизинговым компаниям. Лидеры рынка чувствуют себя увереннее благодаря доступу к более широкому кругу источников финансирования, более высокой доли собственного капитала.
В любом случае стоимость автокредитования для юридических лиц из числа представителей малого и среднего предпринимательства растёт сильнее, чем стоимость кредитования для крупнейших лизинговых компаний. А это значит, что крупные игроки на рынке лизинга могут предлагать клиентам более лояльные условия, чем предлагают банки. Положительным образом на сдерживание стоимости лизинга влияют партнёры лизинговых компаний из числа автомобильных дилеров. Стремясь привлечь клиентов выгодными финансовыми продуктами и увеличить продажи, они активно развивают сотрудничество с крупными лизинговыми компаниями, предоставляют им скидки, которые в конечном счёте проецируются на стоимость лизинга для клиентов лизинговых компаний.
Можно ли каким-либо образом повлиять на спрос?
Стагнация на рынке сильно повлияла на все сферы бизнеса, что в большей степени негативно сказалось на потребителях грузовых автомобилей и спецтехники. В 2014 году зафиксировано заметное снижение спроса на грузовую технику иностранного производства ввиду падения курса национальной валюты и других негативных экономических и политический тенденций. Тем не менее существуют факторы, которые в некоторой степени способствуют поддержанию спроса на услуги лизинга грузовой техники. Например, государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в частности, программы субсидирования аванса по договору лизинга или процентов по лизинговым платежам. С 2014 года заработала программа по утилизации, согласно которой покупатель получает скидку на новый грузовик за сданный на утилизацию старый.
Лизинговые услуги – это в какой-то мере тоже специальная программа. Ведь лизинг позволяет экономить на налогах, применять ускоренную амортизацию, получать субсидии от государства и имеет некоторые другие преимущества перед кредитной схемой финансирования и приобретением техники за счёт собственных средств.
Одной из наиболее заметных тенденций на рынке лизинга является ужесточение конкуренции между лизинговыми компаниями, каждая из них стремится занять свою долю, что, в свою очередь, сдерживает ужесточение условий лизинга. Поэтому можно сказать, что в настоящий момент рынок лизинга – это рынок покупателя, а не рынок продавца. Однако при более-менее лояльных условиях процент одобрения лизинговых сделок уменьшился, так как качество самих клиентов сейчас ниже, чем в предыдущие годы. Если на протяжении двух месяцев подряд лизингополучатель не исполняет своих обязательств перед компанией, то ему предлагают поставить технику на дебиторскую стоянку в качестве обеспечения с последующим приоритетным правом выкупа. Если же клиент не идёт на сотрудничество, то договор расторгается, а техника изымается. В любом случае лизинговая компания не заинтересована в изъятии техники у клиентов, так как в этом случае на её плечи ложится бремя её повторной реализации.
Снижается ли количество лизинговых операций?
С этим вопросом я обратилась к конкретному должностному лицу – заместителю генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексею Сичинаве, и он рассказал о достаточно интересной статистике.
«В целом по рынку прослеживается падение спроса на грузовую технику. В связи со стагнацией экономики многие компании откладывают покупку новой техники и снижают темпы обновления парков. Учитывая рост цен на технику зарубежных производителей ввиду изменения курса иностранной валюты всё большим спросом пользуется техника отечественного производства. Российские производители предлагают современную технику, во многом не уступающую по характеристикам западной, но имеющую значительные выгоды в цене. Нельзя не отметить повышенный спрос на технику с пробегом. Значительное количество подержанной техники вышло на рынок после завершения ряда крупных федеральных проектов, например, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Сочи, Саммит АТЭС. Лизинговые компании, следуя за пожеланиями клиентов, переориентируют предложения в том числе и в сторону подержанной грузовой техники.
Если сравнивать результаты спроса на лизинговую грузовую технику в 2013 и в 2014 годах, то в 2013-м по заказам клиентов компанией «ВЭБ-лизинг» было приобретено автомобилей на общую сумму 13,6 млрд рублей, в 2014 году (без учёта последних 10 дней года) приобретена техника на сумму 13,85 млрд рублей. Выйти в плюс удалось даже, несмотря на то, что объём продаж последних 6 месяцев 2014 года уступает объёму продаж аналогичного периода 2013 года. Несмотря на то что рост в этом году минимальный, с одной стороны, мы удовлетворены и таким результатом на фоне текущей ситуации в экономике страны, с другой стороны, после окончания кризиса 2008 года мы год от года фиксировали рост сегмента лизинга грузового автотранспорта в разы». В целом же на рынке лизинга грузового транспорта в России по итогам 2014 года фиксируется падение продаж.
Какая грузовая техника сейчас пользуется наибольшим спросом?
Что касается потребительских предпочтений, то они практически не изменились по сравнению с 2013 годом. Значительно большим спросом у лизингополучателей пользуются грузовые автомобили российского и иностранного производства грузоподъёмностью свыше 5 тонн. Импортные седельные тягачи, отечественные тягачи, а также автомобили грузоподъёмностью менее 5 тонн не так популярны.
Если говорить о конкретных марках автомобилей грузоподъёмностью свыше 5 тонн, то наибольшей популярностью у лизингополучателей в 2014 году пользовались Scania, Shacman, MAN, Volvo, Mercedes-Benz (в порядке убывания). Из российских марок в наибольшей степени популярен КАМАЗ, который, кстати, по объёму продаж превзошёл вышеперечисленные марки вместе взятые, а также МАЗ. Среди седельных тягачей в большей степени были востребованы MAN, Scania, DAF.
Кто в основном берёт грузовую технику в лизинг?
Основная масса клиентов лизинговых компаний – это перевозчики, логистические компании, крупные ритейлеры, а также строительные компании. В течение последних лет прослеживается динамика отказа от аренды грузового транспорта для нужд бизнеса в пользу развития собственных парков. Лизинг в этом ключе является привлекательным инструментом для пополнения основных средств. Наибольшей активностью в плане приобретения транспорта в лизинг отличаются предприниматели южных и центральных регионов России.
Для большего числа клиентов решающее значение имеет размер первоначального взноса. Как правило, с меньшим авансовым платежом технику стремятся приобрести компании, занимающиеся строительством и перевозками, так как для них чаще всего наиболее важно приобрести большее количество предметов лизинга, задействовав меньшее количество оборотных средств. Большое значение, очевидно, имеет размер удорожания, а также срок оформления лизинговой сделки от момента прихода в компанию до момента получения техники. Тот факт, что ранее лизинговая сделка от начала до конца оформлялась в течение 3–5 рабочих дней, привлекал многих потенциальных клиентов, сейчас сделки оформляются дольше, так как лизинговые компании тщательнее проверяют клиентов и поставщиков.
Привлекательным для клиентов является также набор дополнительных сервисных услуг, которые предоставляют им крупнейшие дилеры по договоренности с лизинговой компанией. Например, техническое обслуживание автомобиля, приобретённого в лизинг, может быть дешевле, чем приобретённого клиентом в кредит или собственность, так как до момента погашения всех лизинговых платежей автомобиль находится в собственности лизинговой компании, а ей, как крупному партнёру и оптовому покупателю, предоставляются скидки на техобслуживание или, например, страховку.