Выставка образцов пассажирского транспорта ГУП МО «Мострансавто»
Необычная техническая выставка состоялась 16 марта на территории автоколонны № 1788 в подмосковном Подольске. Осмотреть действующие и перспективные образцы пассажирского транспорта съехались как представители транспортных компаний, так и производители отечественного автопрома.
Авторитетная компания
Организатор мероприятия, ГУП МО «Мострансавто», сегодня является одним из самых крупных в мире транспортных операторов. Компания насчитывает 31 автобусный парк (ПАТП), 19 автовокзалов, 25 автостанций, 79 диспетчерских пунктов, 6 сервисных центров. Парк автобусов, а это почти 5000 машин самого разного класса, обслуживает 1266 маршрутов. По масштабам с областными транспортниками в России может сравниться лишь Москва.
Особый интерес у всех вызвал опыт эксплуатации автобусов. Пожалуй, лишь в «Мострансавто» автобус одного маршрута может начинать свой путь в Москве, затем следовать по областной магистрали и заканчивать путь в небольшом поселке. При этом машина сталкивается с разнообразными условиями эксплуатации. В сопоставимых условиях работают автобусы малой, средней, большой и особо большой вместимости.
Внушительный список модельного ряда автопарков «Мострансавто» включает чуть больше дюжины российских и мировых брендов.
Свои и пока чужие
На экспозиции были представлены проверенные временем автобусы и перспективные модели, разработанные как в инициативном порядке силами заводов, так и при участии специалистов «Мострансавто». Среди завсегдатаев областных магистралей были представлены ГолАЗ-525110- (11), ПАЗ-320405-04 «Вектор NEXT», ГАЗ А64R42 «ГАЗель NEXT», ЛиАЗ-429260. Отдельное внимание привлёк микроавтобус «Луидор-225030» на базе ГАЗ А65R32 «ГАЗель NEXT», оборудованный подъёмником для пассажиров с ограниченной возможностью перемещения и инвалидов-колясочников. Машина создана совместно конструкторами ООО «ПКФ Луидор» и службой главного инженера ГУП МО «Мострансавто». Первый образец, представленный в Подольске останется здесь для последующих ходовых испытаний на маршруте № 35.
Новые междугородные автобусы большой вместимости представили Ликинский и Нефтекамский автобусные заводы и Минский автомобильный завод. ГолАЗ-529115-10 «Круиз», по сути, является представителем новой базовой модели группы ГАЗ. НЕФАЗ-52994-30-42 – редкий гость для московского региона. Башкирские автобусы этого семейства в большом количестве никогда не эксплуатировались на предприятиях Московского региона, однако нефтекамские автобусостроители, возможно, передадут свою новинку на опытную эксплуатацию.
Необычным дизайном привлекал собравшихся новый минский автобус МАЗ-231062. Первый экземпляр, стоявший на выставке, белорусы отдали на испытания в «Мострансавто». Видимо, автобусу предстоят серьёзные испытания, но на вопросы собравшихся водитель ответил исчерпывающе: «Еду, как на «МАНе». Автобус проходит в день до 600 км, а за время испытаний прошёл 46 500 км по маршруту Москва – Зарайск.
Гвоздь выставки
Особняком в ряду экспонатов стоял электробус КАМАЗ-6282, который для многих эксплуатантов является малоизученным направлением в области пассажирского транспорта. Если ещё несколько лет назад трудно, а фактически невозможно было себе представить электротранспорт в сугубо автобусной компании, то теперь интерес к электробусам обретает конкретику.
Нужно отметить, что «Мострансавто» во многих вопросах и инновациях на пассажирском транспорте была первой в России. Именно ЛиАЗ-4292, испытанный в «Мострансавто», стал примером для других городов, которые при заказе этого автобуса ориентировались на техзадание, разработанное областными транспортниками. Первые ПАЗ «Вектор» и «ГАЗели NEXT» также прошли через «область». Электробус КАМАЗ сначала испытывали в Московской области, а уже потом новинку опробовали в Москве и Санкт-Петербурге.
Свою первую поездку с пассажирами выставочный электробус КАМАЗ-6282 сделал прямо по территории подольской автоколонны с гостями технического совета. По словам главного инженера «Мострансавто» Виктора Хальзова, электробус будет работать в Одинцовском ПАТП на маршруте № 818 в Сколково. Электробус второго поколения готовился к работе в области, запас аккумуляторной батареи позволит ему пройти без подзарядки 80 км. За 15 минут АКБ машины можно зарядить на зарядной станции и продолжить маршрут.
Нужно заметить, что Виктор Хальзов сегодня является одним из ведущих экспертов не только в области автомобильного, но и электротранспорта. В начале 2000-х годов при его непосредственном участии в Москве, а затем и других городах России были внедрены электронные системы управления, начался выпуск машин с низким уровнем пола.
Область задаёт правила игры
Все производители надеются на успешные испытания своей техники и дальнейшее продвижение продукции на рынке. Исторически сложилось, что передовой типаж сегодня формируется в «Мострансавто», но гостей удивил выбор новой площадки. Обычно презентации и симпозиумы проходят в столичных автобусных парках или в рамках выставки «Мир автобусов» в коломенской АК № 1417, которая в нулевых годах стала эталоном в пассажирских перевозках и гордится качеством обслуживания пассажиров.
Но Коломна не может (да и не должна!) быть вечно палочкой-выручалочкой и показательной выставкой. Сейчас «Мострансавто» является самым активным испытателем и пользователем новой техники и поэтому понятно желание распространять полезный опыт презентаций на другие города области, прививая на местах опыт организации крупных мероприятий и культуру проведения международных сейшнов.