УАЗ-468 – одна из малоизвестных моделей Ульяновского автозавода
Непосвященному этот «уазик» покажется самым обычным, но кто хорошо знаком с ульяновскими внедорожниками, сразу разглядит на нем «военные» редукторные мосты от УАЗ-469. Перед вами УАЗ-468 – одна из малоизвестных моделей Ульяновского автозавода.
Еще в процессе разработки новой модели легкового внедорожника произошло разделение на две основные модификации одной базовой модели. Для военных ульяновцы в 1961 году предложили машину УАЗ-469 с новыми редукторными мостами, призванными увеличить дорожный просвет (по требованию военных), а для гражданской версии УАЗ-469Б предусмотрели такие же мосты, но без редукторов.
Логично было бы предположить, что новые редукторные мосты попытаются применить и для семейства УАЗ-452, которое осваивалось заводом в то же время. Еще в 1962 году конструкторский коллектив УАЗа под руководством главного конструктора П.И. Музюкина предложил такую машину, присвоив ей индекс УАЗ-468. В 1964 году УАЗ-468 вместе с УАЗ-469 прошли государственные испытания, по их результатам с 1965 года приказом Министра обороны СССР обе машины приняты на вооружение Советской Армии. Но их выпуск откладывался по понятным причинам, пока новые мосты не были освоены в серийном производстве, что случилось только в 1972 году.
Совершенно естественно, что в 1972 году вновь вернулись к теме УАЗ-468 под предлогом проверки ресурса данных машин уже с серийными агрегатами. В том же году в экспериментальном цехе ОГК УАЗ для испытаний построили две машины – фургон УАЗ-468 (на снимке) и санитарный УАЗ-468А.
Новые испытания, проведенные в условиях автополигона, позволили более внимательно взглянуть на особенности поведения «буханок» с военными мостами на дороге. Ведь в сравнении с легковыми внедорожниками УАЗ они имели значительно более высокий центр тяжести, что отрицательно сказывалось на их устойчивости. Санитарная машина УАЗ-468А, пройдя чуть больше 40 тыс. км, даже перевернулась на дорогах полигона, повредив кузов так, что его пришлось менять в сборе. Но даже после этого испытания были продолжены.
Тем не менее уже все стало ясно – будущего у этих машин нет. В результате запланированный цикл испытаний был проведен не в полном объеме и прекращен по решению Ульяновского автозавода. Фактический пробег машин составил для УАЗ-468 – 76 025 км, а для УАЗ-468А – 84 009 км. При этом было отмечено, что к качеству и ресурсу основных агрегатов, в том числе и к редукторным мостам, претензий практически не возникало. А отмеченные недостатки являлись типичными для автомобилей, проходящих ускоренные ресурсные испытания (на булыжнике): это обрыв амортизаторов и стремянок рессор, усталостные трещины кузова, повышенные люфты в рулевом управлении и так далее.