Бессмертная душа грузовика (ЗИС-151)
Рано утром в субботу я отправился на юго-восток Подмосковья, в направлении той самой знаменитой Мещёры, воспетой писателем Паустовским. Мой коллега рассказал мне, что в небольшом частном хозяйстве до сих пор трудится ветеран ЗИС-151. И это оказалось чистой правдой. Когда после ретротеста ЗИСа мы возвращались домой, встретили самосвал на шасси …ГАЗ-51. Абсолютно исправный, готовый в любой момент доставить сыпучий груз на вашу дачку… Мистика, да и только!
Мистическая череда событий того дня была предрешена. Сколько я ни тестировал старые машины, ни одна из их историй не повторяется. Роднит автомобильные биографии разве что типовая молодость в советских автохозяйствах или гаражах редких в ту пору частных собственников автотранспорта. Но даже здесь судьба этого «151-го» ЗИСа нетипична.
Военный, пожарник, водовоз
Он родился под именем АРС-12Д в 1956 году. Так конструкторы назвали авторазливочную станцию химических войск на шасси ЗИС-151. И служить бы ему в армии в химзащите, но волею судьбы он был направлен на альтернативную службу – в пожарную часть на торфоразработках. Работать на таком грузовике было престижно даже в большом городе, что уж тут говорить о завистливых взглядах сельских пацанов, особенно когда огромный, как тогда казалось, грузовик, уверенно штурмует болото всеми своими тремя ведущими осями. Тушение торфяников и лесных пожаров стало на долгие десятилетия основной работой этого ЗИСа. После выхода на пенсию (был выкуплен в 1990-е годы) нервную пожарную службу он сменил на профессию водовоза, но, как известно, пожарные, не бывают бывшими. В краю торфяных болот регулярно требуется помощь этого старенького ЗИСа, только теперь уже на добровольных началах. Не обошлись без этого трудяги и летом 2003-го, и в 2010-м, когда в Подмосковье месяцами бушевали страшные лесные пожары. Тут впору уже медаль геройскую вешать, прямо на радиаторную решётку. Жаль, что у автомобилей так не принято. Если только небольшую звёздочку на аллигаторный капот, памятующий об очередной сотне тысяч без капитального ремонта…
Аура и энергетика
Мы приехали к Нему в начале зимы. Полив огородов, доставка воды и наполнение декоративных водоёмов завершились с дачным сезоном. Впереди у автомобиля-ветерана долгая зимняя спячка. Весной обещаны смазка и обслуживание, может быть, и покраска кабины. Ходовая часть, двигатель, трансмиссия и тормоза ремонта не требуют. А мы своим визитом разбудили автомобиль, нарушили его сон.
«С какой целью?» – подумал ЗИС. – Может, очередные охотники за черметом? Тогда мне точно конец. Может коллекционеры-реставраторы, но в каком качестве я им нужен? Слышал, что у них бывают и автомобили-доноры… Нет, надо затаиться и не дать себя завести, в конце концов, мне и здесь неплохо, пусть и без полированных крыльев, свежеокрашенных бортов и тёплого бокса…»
Возможно, именно так думал бы старый грузовик, если допустить, что у него была своя жизнь и есть душа.
Отчего поначалу он выглядел довольно жалко и, без сомнений, просил пощадить. Тогда я открыл капот и стал внушать ему, что мы не варвары, а если и будем снимать детали, то только на фотокамеру. Не более того. Ещё, может быть, чуть-чуть прокатимся. И тогда Он согласился. Аккумулятор оказался слабоват, но трактор подал дружеский трос, и клубы белого дыма повалили из выхлопной трубы уже метров через десять буксировки.
Чудо происходило на моих глазах. По мере нашего знакомства, которое продолжалось около трёх часов, ЗИС буквально преобразился. Из брошенного у забора бедолаги, которого мы обнаружили утром, в обед он превратился в лихого и бывалого героя многочисленных шофёрских баек, пусть и потрёпанного жизнью, но не утратившего боевой дух. Вот это да! Рыжий налёт ржавчины ему не помеха, если учесть толщину стали, теперь настало самое время рассмотреть деталировку.
Старый конь борозды не портит
Именно такие ассоциации приходят, когда рассматриваешь узлы и агрегаты «151-го». Двигатель – нижнеклапанная рядная «шестёрка» работает на холостом ходу почти бесшумно, в то же время издавая приятный ласкающий слух низкочастотный гул, от этого создаётся впечатление монументальности, прочности и долговечности. В конструкции нет ничего одноразового и быстросъёмного: из расходных материалов изредка лишь требуется заменить свечи и высоковольтные провода. Масляный фильтр – центробежного типа, воздухоочиститель инерционно-масляный. Его периодически перебирают, промывают и заполняют свежим маслом. В ходовой части обилие точек смазки, пневматические тормоза работают надёжно, но регулярно требуется сливать конденсат из ресиверов и подводить тормозные колодки в барабанных механизмах. При надлежащем (читай, ежедневном) должном уходе всё это хозяйство способно работать очень долго, что оно и делает уже почти 60 лет.
Артефакт
Рассматривая изобилие карданных передач (задние мосты не «проходные», поэтому в трансмиссии трудятся пять карданных валов и 10 крестовин), я обнаружил интересный артефакт – дисковый механизм трансмиссионного тормоза, причём вентилируемый! Что это? Новодел, приспособленный от списанного современного авто или опередившее время решение? Изучив литературу, я нашёл соответствующий чертёж дискового трансмиссионного тормоза (стояночная тормозная система). Такое решение сохранилось и на последующих моделях ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, но из-за возросшей мощности, грузоподъёмности и полной массы на ЗИЛ-130 вернулись к привычному барабану, так как такая конструкция более эффективна при одинаковых радиусах приложения приводных сил.
ЗиС-151 в цифрах
Пять карданных валов с десятью крестовинами передавали крутящий момент на ведущие колёса. Расход топлива – около 47 л на 100 км на шоссейных дорогах, а по бездорожью – 55 л/100 км. При мощности двигателя всего 92 л.с. максимальная скорость ЗИС-151 составляла 55 км/ч. Глубина преодолеваемого брода – до 0,8 м, максимальная крутизна преодолеваемого подъёма – 28°, допустимый боковой крен – 25°, угол въезда – 50°, угол съезда – 32°. Грузоподъёмность – 4500 кг на шоссе и 2500 кг на просёлке, ЗИС-151 мог буксировать прицеп общей массой до 3600 кг.
Взгляд из кабины
Удивляться в тот день мне пришлось много раз. Очередным откровением стал тот факт, что мне удалось удобно расположиться за рулём, чего я никак не ожидал от этой кабины. В этом вопросе я, честно говоря, очень привередлив. А тут и слегка вытянутые руки за огромной баранкой, и ноги в коленях сильно сгибать не пришлось. В грузовиках, да и легковушках полувековой давности не часто можно устроиться так удобно. Обзорность из крохотных окошек высокой кабины, как и ожидалось, неважнецкая, но так ли она принципиальна в поле или на лесной дорожке? Под аллигаторным капотом всего 92 «лошадки», а крутящий момент 343 Н∙м, но зато с самых низов позволяют уверенно двигаться по заснеженному полю и раскисшей просеке. На полу в кабине целый «кустарник» из четырёх рычагов: коробка передач, «раздатка», блокировка, стояночный тормоз. Всё включается чётко, даже ходы не слишком велики, но напольные педали конечно же «ватные». Скорость 30 км / ч при движении по снежному полю кажется высокой, это ощущение дополняют постоянные подскоки и прыжки негружёной машины даже на больших ухабах. Максимум, согласно паспортным данным, можно разогнаться до 55 км / ч. Быстрее на этой машине, честно говоря, и не хочется, её основная ценность как раз в том, чтобы двигаться «по местности», а не дорогам, и с этой задачей наш «151-й» ЗИС справляется играючи! Иногда ещё и прихватив с собой три-четыре кубометра воды в собственной цистерне, но это летом.
Добротность и доброта
Именно так можно охарактеризовать общие впечатления от общения с этим всё ещё бодрым и крепким стариком – ЗИС-151. Он не быстр, но основателен, прочен и надёжен. И когда сидишь на толстенной и мягкой чёрной подушке сиденья, а за окном неспешно меняется предновогодний зимний сельский пейзаж, исправен двигатель, из печки дует теплом и чуть-чуть подвывает трансмиссия, начинаешь всерьёз верить, что у этого автомобиля есть душа. Добрая, широкая и открытая…
Колёсная формула | 6х6 |
Полная масса, кг | 8500 |
Снаряжённая масса шасси, кг | 5580 |
Грузоподъёмность шасси, кг | 4500 (2500 на грунте) |
Минимальный дорожный просвет, мм | 260 |
Двигатель | ЗИС-121, карбюраторный, 6 цилиндров в ряд |
Рабочий объём, cм3 | 5555 |
Мощность, л.с. | 92 при 2600 мин-1 |
Крутящий момент, Н∙м | 340 при 1200 мин-1 |
Коробка передач | Механическая, 5/1 |
Радиус поворота, м | 11,2 |
Сцепление | Сухое, двухдисковое |
Тормозная система | Пневматическая |
Тормозные механизмы всех колёс | Барабанные |
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 42 |
Вместимость топливного бака, л | 2х150 |
Подвеска | Передняя на продольных рессорах, задняя – балансирная |
Шины | Модель: И-94, размер: 8,25-20 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
ЗиС-151. Краткая биографическая справка
В 1944 году на московском заводе имени Сталина была спроектирована модификация грузовика ЗИС-150 с приводом на все колёса. Она носила индекс ЗИС-150П. По своей сути эта двухосная машина отличалась от базовой лишь наличием привода на переднюю ось, имела те же размеры, но была тяжелее. Серийное производство ЗИС-150П так и не началось, а конструкторы стали проектировать трёхосную машину. Первые опытные образцы трёхосного ЗИС-151 построили в 1946 году, а в серию он пошёл в апреле 1948 года. Для нужд Красной Армии был создан ряд модификаций. Среди них был ЗИС-151А, оборудованный лебёдкой, помогавшей при самовытаскивании автомобиля из грязи, и седельный тягач ЗИС-1215 для буксировки полуприцепов с ракетными установками. В 1955 году появился ЗИС-151Г с односкатной ошиновкой всех колёс и централизованной системой давления воздуха в шинах. 18 сентября 1958 года с конвейера сошёл последний ЗИС-151, и в тот же день завод перешёл на выпуск новых грузовиков повышенной проходимости ЗИЛ-157.
В народном хозяйстве СССР на шасси ЗИС-151 было построено множество спецмашин: от автоцистерн и топливозаправщиков до балластных тягачей и экскаваторов. В городе Серове Свердловской области на базе этого грузовика функционировал передвижной… родильный дом. Известно также, что часть машин через торговое объединение «Технопромимпорт» была поставлена и на внешний рынок.
Наш тестовый автомобиль в справочниках описывается так: автомобильная разливочная станция АРС-12Д предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения и техники. На вооружение авторазливочная станция химических войск АРС-12Д была принята в 1955 году.