Презентация российских микроавтобусов и фургонов на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic в Минске
Малотоннажному подразделению Mercedes-Benz, отвечающему за импорт малотоннажных автомобилей в Россию, есть чем гордиться – с 2013 года, когда совместно с «Группой ГАЗ» в Нижнем Новгороде началось производство модели Sprinter Classic, было реализовано более 17 600 микроавтобусов, цельнометаллических фургонов и различной техники на их базе. Благодаря «трёхлучёвой звезде» на фальшрадиаторной решётке, отработанной конструкции и приемлемой стоимости, Sprinter Classic в 2015 году уверенно занимал 4-ю строчку по продажам в классе. Однако 2016 год показал, что незыблемых позиций в России не бывает даже у великих брендов, и чтобы удержать продажи на прежнем уровне, нужны свежие решения…
Одним из таких решений стала активизация работы с бодибилдерами, ведь чем больше разнообразных «профессий» появится у модели, тем быстрее найдётся на неё профильный покупатель. Именно для этого малотоннажное подразделение Mercedes-Benz запустило программу сертификации кузовопроизводителей Van Partner, позволившую из массы кузовостроителей выделить 11 самых ответственных, готовых отвечать всем требованиям бренда Mercedes-Benz.
Активизировалась и работа с экспортными рынками, на которые поставляется Sprinter Classic: Казахстан, Армения и Белоруссия. Разумеется, в каждой из этих стран есть местные кузовостроители, но некоторые решения, предлагаемые российскими бодибилдерами, делают их модели вполне конкурентоспособными и у наших соседей, а раз так, то почему бы не воспользоваться ситуацией и не представить их на рынке?
Мы побывали на такой презентации в Минске и не пожалели!
«Хуткая дапамога»
Автомобиль «скорой медицинской помощи» на базе Sprinter Classic – совсем не редкость на белорусских дорогах. Тем не менее число модификаций и кузовопроизводителей, занятых изготовлением АСМП меньше не становится, ибо обновление парка «скорых» это практически всегда государственный проект, под который выделяются субсидии, а значит, терять такой сегмент рынка очень невыгодно. Так что неудивительно, что в Минске такие машины представили сразу три компании.
Российский «Луидор» традиционно показал «высший пилотаж», представив машину класса «С», позволяющую использовать её как реанимобиль. Для медицинской техники и препаратов предусмотрены шкафы, антресоль, столешница, в которой установлен умывальник. Система газопроводов подведена к закрытому шкафу с двумя 10-литровыми баллонами, а для подключения оборудования есть преобразователь напряжения 12 / 220 В и две розетки. Для сопровождающего медперсонала установлены два складных кресла (переднее поворотное с подлокотниками), кроме того, есть два места на банкетке вдоль правого борта рядом с тележкой-каталкой со съёмными носилками.
Не ударили в грязь лицом и белорусы, продемонстрировав сразу два АСМП, отвечающих классу «B» и классу «C».
«Скорую» класса «B» демонстрировала компания «Юнисон». Взяв за основу всё тот же Sprinter Classic, они создали хорошую машину для работы линейных бригад. В кузове можно стоять в полный рост, а для сопровождающего персонала предусмотрено вращающееся кресло напротив двери и два полноценных страпонтена вдоль правого борта.
Зато «Автомобильные конструкции», взявшие для своего автомобиля класса «C» Mercedes-Benz Sprinter самого свежего поколения, пошли иным путём и отказались от ставших традиционными стеллажей по левому борту, постаравшись разместить часть оборудования по периметру кузова на съёмных креплениях, а все кресла для персонала поставить лицом по ходу движения. Затрудняемся сказать, какая схема более удобная, но тот факт, что «Автомобильные конструкции» в прошлом году стали лидерами по продажам АСМП в Белоруссии, говорит, что она имеет право на жизнь!
Жизнь для людей
Пассажирская техника занимает в линейке Mercedes-Benz Sprinter значительную долю. Но до недавнего времени практически все микроавтобусы на базе Sprinter Classic ваял «Луидор» и рассказать о какой-либо новинке было довольно сложно, но… В Минске была представлена целая линейка «бусиков» для перевозки пассажиров от других производителей.
«СТ Нижегородец» показал свою разработку в сфере перевозки людей с ограниченными возможностями. Модель «Нижегородец MST423», собранная на базе длинного кузова Sprinter Classic выделяется оригинальным решением в плане компоновки. Сиденья мало того, что сделаны с возможностью подъёма подушки, так ещё и установлены на полозьях, что позволяет варьировать соотношение между инвалидами-колясочниками и другими категориями пассажиров в очень широком диапазоне. Ранее мне не доводилось встречаться с таким подходом к решению этой довольно острой проблемы.
Премьерным стал показ автобуса для перевозки детей от завода «НИАЗ». Машина только-только прошла сертификацию и готовится предстать на суд перевозчиков. Автомобиль выполнен в соответствии с новыми требованиями по перевозке детей, так что все 20 кресел для детей оснащены 4-точечными ремнями безопасности. Два кресла для сопровождающих пока обходятся стандартной 3-точечной фиксацией.
Белорусские бодибилдеры ограничились только стандартными микроавтобусами. Конечно, если можно считать «стандартным» салоны автомобилей, представленных на фото. На самом деле такие комплектации – «фишка» кузовостроителей Белоруссии. В отличие от российских производителей братья-славяне не изготавливают начинку сами, а закупают её на стороне, чаще всего у турецких компаний. В итоге их техника оказывается немного дороже за счёт «штучной» сборки, но выигрывает по гибкости, в плане выполнения желаний клиента. Так что, по словам белорусов, российские заказчики – постоянные гости на их предприятиях.
Опора денежных перевозов…
Спецавтомобили для транспортировки ценностей востребованы всегда. Так что демонстрация такой модификации сама по себе удивления не вызвала. А вот её начинка немного удивила. Дело в том, что все увиденные мною в последнее время инкассаторские броневики имели стандартную планировку салона: 2–3 кресла впереди, 1–3 кресла во втором ряду и либо полностью отделённый небронированный грузовой отсек, либо стеллажи для мешков с наличностью в едином забронированном объёме.
«Гектор Классик» удивил оригинальной компоновкой с разнесёнными практически в разные углы креслами экипажа и здоровенным ящиком на полу. Если бы не здравый смысл, то я бы легко предположил, на чём собираются транспортировать тело Ленина из Мавзолея, если это когда-нибудь случится.
В техническом плане автомобиль менее оригинален. Капсульное бронирование, соответствующее 2 классу для кузова и стёкол, механические ригельные замки и т.п. заметно утяжелили кузов, из-за чего для равномерного распределения дополнительного веса пришлось усилить переднюю поперечную рессору и установить стабилизатор задней оси. В итоге грузоподъёмность «мобильного портмоне» опустилась до 700 кг.
Так как броневик рассчитан на эксплуатацию в крупных городах, где автомобиль должен въезжать на парковки и в здания с низкими потолками, высота автомобиля искусственно снижена до 2365 мм.
НТЦ на колёсах
И в завершение. Самый оригинальный автомобиль презентации – мобильная лаборатория для исследования молочных ферм. Данный комплекс был создан не спонтанно, а по заказу компании «АНКАР-имэк», которая занимается поставкой оборудования для молочного производства и запчастей к нему. Разумеется, никакой научно-исследовательской деятельностью «АНКАР-имэк» не занимается, но проводя замеры проб воздуха, молока и т.п. на совершенно бесплатной основе, она привлекает внимание к своему основному продукту и весьма успешно.
Оставив в стороне интересный маркетинговый ход, получим фургон, разделённый на три отсека: кабину управления, исследовательскую лабораторию и складской бокс. Все они изолированы друг от друга, разве что есть возможность связи с кабиной через сдвижное окошко в перегородке. Отсутствие сквозного прохода связано с тем, что лаборатория требует повышенной стерильности, так что дополнительные источники грязи здесь не нужны. На входе внутрь даже предусмотрен специальный липкий коврик, к которому по задумке должна прилипать пыль и грязь с ботинок, но в реальности липнут даже сами ботинки и полезная вещь всё время норовит сбежать из машины вместе с выходящим из неё.
Внутри лаборатории предусмотрен умывальник, компьютер, пара вращающихся кресел и масса необходимого оборудования для проведения исследований. Хорошее освещение и белый цвет делают внутреннее пространство объёмнее, чем оно есть на самом деле. В крайнем случае, можно выйти на улицу – благо, в наличии раздвижная «маркиза», создающая вполне приемлемый по размерам кусочек тени или защиты от дождя.