«Мосгортранс» в центре скандала
Кто рекрутирует в Узбекистане водителей автобусов для Москвы?
Агентство по вопросам внешней трудовой миграции в Узбекистане в субботу 13 мая вывесило на своей странице в Фейсбуке объявление о наборе персонала.
Неполный текст выглядит так:
«...на данное время есть следующие вакансии:
ВАКАНСИИ НА ВОДИТЕЙ МАРШРУТНЫХ АВТОБУСОВ (1000 ЧЕЛОВЕК)
Агентством по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда Республики Узбекистан в рамках Соглашения между РФ и Узбекистаном об организованном наборе в сотрудничестве с Ассоциацией по правовому содействию трудовым мигрантам осуществляется набор граждан Узбекистана, желающих осуществлять трудовую деятельность в кампании МОСГОРТРАНС по профессии водителя маршрутных автобусов в городе Москва (вакансии – на 1000 человек). Требуется квалификация – водитель категории «Д».
Испытательный срок – 3 месяцев.
Заработная плата – от 43 тысяча рублей до 60 тысяч рублей.
Работа двух сменная, 1-я смена с 04.00 по 14.00 часов (два дня работы и два дня отдыха) и 2-я смена с 14.00 по 02.00 часов (выходные - суббота и воскресение).
Социальный пакет – оплата проживания, бензина, проезда до места работы.
Имеются требования работодателя к кандидату:
– возраст 18-50 лет,
– основное образование – среднее,
– дополнительное образование – автошкола, российское водительское удостоверение категории «Д»,
– опыт работы – от 1 года в густонаселенных пунктах по сспециальности...»

Такие же сообщения были опубликованы в сети ВК и телеграме. Правдоподобности добавляет упоминание о категории D. Действительно, с 1 июля 2017 года перевозку пассажиров на территории России смогут осуществлять только граждане, имеющие водительское удостоверение российского образца.
Также удивили стаж работы (без опыта работы в северной климатической зоне!), весьма неплохие оклады и странное желание «Мосгортранса» облагодетельствовать "ВОДИТЕЙ" (так в объявлении!) отдельной республики работой, которую посчитали бы престижной жители не только соседних областей но и Подмосковья.
Естественно, что эта новость моментально разнеслась по соцсетям и вызвала недоумение.
Организаций, подобной Foreign Employment Migration Agency не так много, но ранее она не встречалась в рекрутинге гастарбайтеров. Буквально сразу же после размещения сообщения на странице в фейсбуке она начала распространять фактически свои же новости, которые были опубликованы не только в узбекских СМИ.

Метод рекрутинга и проведение найма тоже оставлял много вопросов. Сайт http://www.migration.uz, указанный компанией как домашний, закрыт и предлагалось обратиться по телефонам или непосредственно в офис.
По словам некоей Нигиша Ниги, на соискание работы выдаётся анкета, которую некоторые соискатели с ходу не могут заполнить, а следом идут непрофильные (по её мнению) экзаменационные задания, которые несложно провалить даже ботаникам и любителям статистики Африки. Например, Нигиша упоминает в фейсбуке такие: "Сколько население было в Африке в 2012 году по статистике? ", "Сколько видов дерева существуют в Африке?".


Интриги добавляла информация на сайте РБК. Там сразу попытались внести ясность, обратившись к руководителю информационной службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан Азизу Фаезову. Но он лишь подтвердил информацию о наборе водителей для «Мосгортранса».
Новость была настолько острой, что ГУП «Мосгортранс» был вынужден через РИА «Новости» распространить сообщение, что «ГУП "Мосгортранс" не объявляло набор водителей в Узбекистане. Сегодня 50% водителей компании – жители столичного мегаполиса, еще около 40% ‒ представители субъектов РФ».
Более того, пресс-служба предприятия в ответ к РБК отмечало: «Число водителей-москвичей и жителей регионов постоянно растет, вместе с этим доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое ‒ с 23% до 10%».
На данный момент не совсем понятно, что стоит за новостью о рекрутинге: реальный набор или обычные протоколы о намерении, которые никто не собирается исполнять напрямую. В этом есть свой резон. Пока со слов Foreign Employment Migration Agency известно, что во время государственного визита Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в Российскую Федерацию 4-5 апреля 2017 года был подписан ряд межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Среди них действительно есть и «Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Вполне вероятно, что поиск соискателей на должность водителя, является всего лишь попыткой создания портфеля для изучения условий и предложения работодателей. Но вот вопрос: почему тогда «Мосгортранс» не в курсе?