100-летие со дня основания белорусской милиции
4 марта белорусская милиция отпраздновала 100-летие со дня основания. В далёком 1917 году после Февральской революции, когда Российскую империю штормило, а криминальная ситуация стала резко ухудшаться, местные власти Минска приняли решение о создании народной милиции, которая, разоружив оставшихся царских городовых, взяла под контроль ключевые объекты города. После распада СССР эта дата стала считаться Днём белорусской милиции.
Впрочем, до нынешнего года этот праздник с размахом не отмечался. Традиционные поздравления, награждения отличившихся, концерты – это да, но вот парады… Однако 100-летний юбилей как ни крути – дата весомая, так что проведение особых торжеств можно было предугадать. По центральному проспекту Минска прошли 17 пеших сводных расчётов милиционеров различных специальностей и проехали 12 расчётов милицейской спецтехники.
Тени прошлого
Думаю, вы уже заметили, что особенностью любых парадов, проводимых и в России, и в Белоруссии в последнее время, стало присутствие в праздничной колонне ретроавтомобилей. Разумеется, они были и в Минске, причём довольно в большом количестве – 6 единиц!
На самом деле гораздо интереснее было не просто увидеть технику прошлого в движении, а взглянуть, чем же её заменили в настоящее время. Так, на смену утилитарному ГАЗ-67 пришёл вполне комфортный и не уступающий ему во внедорожных возможностях УАЗ-3163 Patriot, а многофункциональную «буханку» в канареечной раскраске заменила набирающая популярность «ГАЗель NEXT». Место легковушек, «Москвич-401» и ВАЗ-2106, теперь заняли Ford Mondeo, а ГАЗ-21У «Волга» уступила свою место Chrysler 300С. Даже у мотоцикла К-750 «Днепр» нашёлся свой последователь в виде Yamaha FJR 1300A.
Возможно, организаторы парада и не ставили перед собой цели показать преемственность поколений, но это было хорошо видно…
Техника настоящего
Настоящее разочарование ждало тех, кто мечтал позлорадствовать, глядя на автомобили для перевозки задержанных и автомобили для разгона демонстрантов. В параде они не участвовали, равно как и не были замечены на окрестных улицах. Зато была другая техника, более полезная, возникни чрезвычайная ситуация.
Эффектнее всего выглядели Volkswagen Crafter, переоборудованные компанией «Автомобильные конструкции». Традиционно белорусы не раскрывают ни полное название, ни назначение спецтехники МВД, но судя по двухскатной ошиновке заднего моста, внушительному аварийному люку на крыше и установленных «по кругу» решётках, автомобили предназначены для оперативной работы в зоне массовых беспорядков.
Для тех же нужд создано и ещё одно творение «Автомобильных конструкций» – комплекс «Забор-Барьер» смонтированный на пикапе Ford Ranger Limited. Каждый такой автомобиль везёт на себе трёхсекционный забор общей длиной 5 и высотой 3 м, который в считанные минуты можно развернуть в любом месте, полностью перегородив улицу.
А самым внушительным спецавтомобилем парада стоит признать «МАРС» на шасси Ford F550. Комплекс стоит на вооружении штурмового спецназа и предназначен для быстрого преодоления отрядом высоких препятствий и проникновения на вторые этажи зданий.
На этом фоне техника саперно-пиротехнической службы внутренних войск, хоть и выглядела интересно, но внимания привлекала намного меньше, вероятно, потому, что её изюминка внутри и на показ не выставляется.
А единственное, что действительно выглядело угрожающе – это ВПК 233136 «Лис-БМ» и БТР-80, но… Похоже, белорусы решили учиться на чужих ошибках и принимают превентивные меры против терроризма.
Безусловно, в арсенале МВД Белоруссии гораздо больше техники, чем прошло торжественной колонной. И конечно же не вся она сверкает свежим глянцем и может похвастать новизной, но именно на неприметных «рабочих лошадках» и держится механизм правопорядка как в России, так и в Белоруссии. Так что пусть ультрасовременные многофунциональные комплексы МВД задействуют только на парадах и выставках, а в реальной жизни надобность в них никогда не возникает…