XXVI выставка «Олдтаймер-Галерея»
С точки зрения обывателя XXVI «Олдтаймер-Галерея», проходившая в Сокольниках с 8 по 12 марта, из встречи энтузиастов и собирателей превратилась в вернисаж. Всё именно так: здесь встречаются коллекционеры, реставраторы и автофанаты. Однако развалы с литературой, аксессуарами, запчастями, моделями и прочими чугунно-деревянно-плюшевыми игрушками – не только сопутствующий кич. Галерея с картинами позволяет отдохнуть глазу, а прилавки подобрать раритетный сувенир, недоступный даже в интернете.
Солидность выставке раньше придавали традиционные тематические экспозиции. После поднадоевших показов вышколенного гаража ГОН, свежую струю внесла тематическая выставка «Первые моторы России», а также экспозиция Volvo.
У профессионалов-реставраторов миссия «Олдтаймера» сопоставима с экономическим форумом, где на год может решаться не только самозанятость своей мастерской, сколько даже судьба кинематографа! Это непритязательному теле- и кинозрителю СССР можно было скармливать патриотические киноленты, где роль немецких панцеров, крафтфарцойге и прочих вагенов играли советские ГАЗ-51, ЗИЛ-131, БТР-40, БТР-152 и ГАЗ-69, а заменой ленд-лизу служили ЗИЛ-157К и самолёты Як-18. Техническое просвещение XXI века, благодаря Яндексу и Google, стало ближе и доступнее, а блоггеры с лёгкостью заменили рецензентов журнала «Советский экран». Это они привили вкус к настоящему и просмотру добротно снятых кинокартин и вывели на чистую воду фальсификации. Ныне доверие зрителя к сюжету строится уже на аутентичности предметов, а это влияет на кассовые сборы и кинопрокат.
Впрочем, участие реставрационных мастерских является даже не только публичной попыткой напомнить о себе ассистентам и помрежам фильмов. Важным становится вовремя найти применение своим экспонатам в презентациях или статусного нахождения в фешенебельных местах. Тенденция к самопрезентации заставляет автомастерские издавать собственные проспекты для поддержания реноме. Можно, как на Западе, заказать тюнинг американского бизнес-купе 1960-х, купить юркую японскую малолитражку 1970-х или даже изготовление аутентичного микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», благо опыта не занимать.
«Олдтаймер-Галерея», несмотря на свою открытость и доступность, всё же остаётся кулуарным местом, где рабоче-слесарная прямота сплетается с византийской хитрецой. Такова природа узкости круга и тонкости слоя, и сор из этого гаражного кооператива не выносится. Хотя бы потому, что коллекционирование, реставрация и тюнинг не являются предметом широкого обсуждения в ток-шоу. Но нельзя не заметить свежие тенденции.
В лучшие времена «Олдтаймер-Галерея» Ильи Сорокина проходила два раза в год, но региональная конкуренция с областными слётами автомотостарины, экономические и законодательные реалии не позволяют частить и устраивать ретровыставки в каждый демисезон. Реставрационные мастерские стараются монетизировать свою деятельность, а без платёжеспособного клиента это невозможно.
Так хрустальные надежды нулевых годов на развитие постройки хот-родов разбились об углы кризиса. А назревающий запрос на массовый тюнинг 2010-х годов был раскатан бюрократическим катком, когда полицейское начальство, чтя букву закона активно не приветствовало изменения, вносимые в автомобили согласно Одобрению типа транспортного средства. А откуда у «Майбаха» ОТТС, если его сделали во времена рейха, а «Вандерер» только позавчера из болотной мерзлоты выкопали? А коллекционеры – народ дотошный, без бумажки и научной экспертизы экземпляр становится безродным, как дворняга.