Александр Николаев и его модели и «конверсии» в масштабе 1:43
Обычно коллекционер масштабных моделей имеет неплохие теоретические знания и о настоящих автомобилях, уменьшенные копии которых пополняют его коллекцию. Очень многие поддерживают связи с продавцами магазинов и коммерсантами-одиночками – ведь чем лучше связи, тем интереснее могут быть скидки. А вот контакт с мастерами поддерживают, пожалуй, единицы. Знакомство с такими людьми ценится особенно высоко, ими дорожат и... сохраняют в секрете.
Мастера, не занимающиеся выпуском тиражей, как это делают мелкие и крупные мастерские, способны на очень многое. Например, отреставрировать пострадавшую при пересылке модель, восстановить старый экземпляр, изготовив утраченные детали, собрать сложный «кит» и даже создать великолепную «конверсию» по вашему заказу, дополнив коллекцию очередной модификацией интересующего транспортного средства. С одном из таких мастеров «золотые руки» я познакомлю вас сегодня.
Зарождение интереса
Александр Николаев – автор множества выполненных с нуля моделей автомобилей и интересных «конверсий» в масштабе 1:43. О существовании его работ знают немногие, так как его имя широко неизвестно. Но матёрые коллекционеры знают о его творчестве не понаслышке, а некоторые неоднократно прибегали к его помощи.
Александр родился в Москве в 1960 году. Как и множество мальчишек СССР его интересовала техника. Для спорта он, к сожалению, не годился из-за проблем со зрением и далеко не идеальным здоровьем. Свои идеи и стремления он реализовывал сначала дома в рисунках, а затем в кружке судомоделизма. Именно там ему привили точность в изготовлении каждой детали и внимание к мелочам. Показали, как работать с разными инструментами и материалами и как создавать чертежи.
Повзрослев и получив профессиональное образование, Александр Николаев устроился на работу в одно из закрытых предприятий в Москве, работающих на оборонку. Свободное время он всё больше посвящал коллекционированию моделей автомобилей в масштабе 1:43. Часто посещал московский клуб коллекционеров, а потому круг его знакомых постепенно рос.
Творческая заявка
Вначале коллекция Александра состояла в основном из масштабных моделей, выпускавшихся предприятиями СССР и зарубежными компаниями. Однако общение с коллекционерами в клубе и имеющиеся навыки работы моделирования, полученные в детстве, подвигли его попробовать свои силы в создании собственных моделей.
А. Николаев начал творить с «конверсии», но очень скоро создал модель с нуля. Первой работой стала копия бронеавтомобиля БА-64. Такой выбор был сделан, потому что из всего существовавшего на тот момент ассортимента масштабных моделей мастера больше интересовала военная и гражданская техника, оснащаемая полным приводом на все колёса. К сожалению, проиллюстрировать этот пример невозможно: ни я, ни мои коллеги не располагаем фотографией первой работы Александра.
О модели известно, что её кузов полностью был собран из алюминиевых панелей, склеенных между собой эпоксидной смолой. Коллеги встретили модель хорошими отзывами, однако посоветовали вместо алюминия работать с полистиролом, менее трудоёмко и больше полёта для творчества (имитация клёпок, расшивок и т. п.). Но творческая заявка Александра в среде коллекционеров Москвы не осталась незамеченной, мастер стал получать небольшие заказы, а параллельно реализовывал и собственные проекты, которые расходились «на ура».
Раритеты из прихожей
С течением времени Николаев оставил свою основную работу и полностью переключился на создание масштабных моделей. Он стал одним из самых деятельных членов московского трио мастеров «ААА» (прошу не путать с украинской мастерской ААА, создателем, который был Акимов Анатолий Алексеевич). В московское трио кроме Александра входили мастера Андрей Самолдин и Алексей Грачев (отсюда и три ААА).
После распада трио мастеру пришлось работать самостоятельно. Весной и летом он творил на даче, поздней осенью и зимой – за столиком в коридоре своей малогабаритной квартиры. Покрасочные работы осуществлял на лестничной площадке подъезда.
В результате нелёгкой и кропотливой работы на свет появилось несколько шедевров – масштабные модели техники на базе АМО-Ф-15. Например, почтово-пассажирский автобус или штабной автомобиль, используемый в Красной Армии. Никто из крупных производителей и небольших мастерских не собирался воплощать масштабные модели этих автомобилей, а благодаря Александру, единичные счастливчики имеют сейчас их копии в своей коллекции. То же относится и к копии Jeep Willys 6х6.
Помимо создания интересных моделей, Александр Николаев виртуозно исполнял различные конверсии, благодаря чему множество копий грузовой техники казанского производственного объединения «Элекон» и отдела моделирования производственного объединения «Промтрактор» из Челябинска получили новые кунги и различные надстройки. А для стандартных моделей ГАЗ-66 и УАЗ-452 бортовой, выпускаемых сначала в Екатеринбурге, а затем в Саратове, Николаев создал из полистирола очень качественные тенты.
Внедорожные страсти
Однако особое внимание Александр Николаев по-прежнему уделял копированию различной внедорожной техники, тщательно воссоздавая в масштабе 1:43 множество её различных типов и вариантов как с нуля, так и на базе выпускаемых другими предприятиями масштабных моделей. Например, из копии Toyota BJ, выходящей в первой журнальной серии «Такси мира» от французского издательства Altaya он создал в масштабе 1:43 в единственном экземпляре копию автомобиля Toyota Land Cruiser FJ45 PickUp и несколько копий Toyota Land Cruiser FJ45 Station Wagon.
Из копии автомобиля Mercedes 280 GE, выходившей в журнальной серии, посвящённой автомобилям-участникам ралли-рейдов «Париж–Дакар», растянув исходную модель по базе, ему удалось сделать интересную копию автомобиля Mercedes G-wagen Pickup. Из модели фирмы Welly Cadillac Escalade 2001 года он создал Cadillac Escalade Pick Up. Из Ford F-150 Pick UP 1995 от Yat Ming – очень интересный внедорожник Ford Bronco, прототип которого выпускался с 1992 по 1998 год. Из журнальной модели военного Hummer, он построил гражданский вариант Hummer H1.
Очень много труда Александр Николаев вложил в создание модели Toyota Land Cruiser BJ 1951 года, потому что пришлось полностью с нуля воссоздать кузов и тент копируемого внедорожника, используя от других моделей только мелкую фурнитуру (колёса, бамперы, канистры, элементы салона и др.).
Александр ушёл из жизни совсем недавно – 14 июня 2016 года. Он был на даче, когда его сердце внезапно остановилось. Однозначно, что потенциал этого мастера не был реализован полностью, так как ушёл он из жизни в самый плодотворный период. Жаль, что восстановить полный список его моделей теперь уже невозможно, главное – сохранить память в сердцах родных, друзей, коллег, коллекционеров. Закончилось его творчество, но сотни его редких работ многие годы будут украшать частные коллекции и они ещё хранят тепло его рук.
Выражаю признательность за помощь в создании этого материала и подборку фотографий Андрею Самолдину, Роману Фролову, Павлу Крюкову, Игорю Денисовцу.