Опубликовано: ГП 07-2014
Наследие Мариуса Берлие

Экспозиция музея Berliet

Александр Трохачёв, фото автора

Недалеко от Лиона, в междуречье Роны и Соны, на юго-востоке Франции, есть богатая старинная усадьба. На первый взгляд она ничем не примечательна, но именно здесь сосредоточена бесценная коллекция коммерческого транспорта французского производства. Её основу составляют грузовики, в числе которых немало моделей, сохранившихся в единственном экземпляре. Это неповторимый музей Berliet.

Основатель компании Berliet Мариус Берлие, дважды кавалер Ордена Почётного легиона

Попасть сюда непросто, потому что это не музей в классическом понимании, а, скорее, частная коллекция, гараж и реставрационные мастерские в одном флаконе. Владеет этим хозяйством прямой наследник Мариуса Берлие – его второй сын Поль 1918 года рождения (контроль над компанией к нему перешёл в 1950 году). Несмотря на преклонный возраст, он любит лично проводить экскурсии и рассказывать о семейном бизнесе. Так было и на этот раз, когда доступ к сокровищам был открыт благодаря содействию руководства Renault Trucks – бренда, вобравшего славные традиции Berlie после покупки компании в 1978-м (см. «Век французского грузовика» и «Родовое дерево о двух стволах»).

Здания музея как такового нет – вместо него на ровной площадке смонтированы металлические конструкции с покатой крышей. По внешнему виду ни дать ни взять – авиационные ангары периода холодной войны. Но внутри – прямо-таки пещера Али-Бабы с несметными сокровищами. Бо’льшая часть грузовиков и автобусов выстроена рядами, некоторые экземпляры сгруппированы по темам. Вот в ярких красных «мундирах» стоят автомобили брандсмейстеров. Неподалеку – светло-бежевые грузовики, прошедшие по пескам пустыни Сахара. Есть коммунальные труженики, автобусы и образцы, заложившие основу французской легенды.

Возле каждого экспоната стоит пластиковая табличка с названием модели и годом выпуска. Никаких цепей, ограждений и запретов для гостей: разрешается смотреть, трогать, фотографировать и вести видео-съёмку. Но два-три часа на изучение пласта глубиной в 80 лет – очень мало, особенно если учесть, что ряд грузовиков и автобусов сохранился в единственном экземпляре. Получить дополнительную информацию можно в буклетах и монографиях, которые продаются прямо здесь. В дни приёма посетителей работает и лавка с сувенирной продукцией: открытками, календарями, уменьшенными копиями для стендовых коллекционеров. Кстати, в холле семейного особняка установлен легковой автомобиль, на котором сам Мариус Берлие долгие годы отправлялся на работу.

Все музейные экспонаты хранятся в огромном разборном ангаре, разделённом на секции съёмными перегородками. Освещение помещения преимущественно естественное – через окна в крыше

Поль Берлие может часами рассказывать о своём отце и деле всей его жизни, но никому не навязывает семейные подробности. Он делает акцент на начале увлечения, переросшего в бизнес, а далее охотно отвечает на вопросы. И никакой опеки: гостям позволительно бродить по огромной территории и самостоятельно соприкоснуться с историей. Вообще в привилегированном положении только члены клуба любителей марки Foundation Berliet (Фонд Берлие), председателем которого является Поль Берлие собственной персоной. Задача организации – не только пестовать свою марку, но и беречь всё, что связано с историей французского автомобилестроения.

В экспозиции доминируют разнокалиберные Berliet, но есть и много машин других марок. Среди них львиную долю составляет коммерческий транспорт Renault Trucks, есть и экзотические по нынешним временам машины марок Aries, Cotin, Citroёn, Delahaye, Dewald, De-Dion Bouton, Laffly, Panhard-Levassor, Simca-Unic, Somua. Возможно, какие-то бренды я пропустил. Несколько экземпляров ещё не попало в реставрацию и экспонируются в ржавом виде, какие-то находятся на стадии реанимации, но абсолютное большинство уже предстаёт во всем блеске, жаль только, что недоступном для всех. Хотя подлинную историю Berliet от широких масс никто не скрывает. И в ней, кстати, есть страницы, связанные с Россией.

Кольцо, пронзённое направленной сверху вниз стрелой, – фирменный товарный знак Berliet, когда-то очень узнаваемый и известный поклонникам автомобильной истории не меньше, чем эмблема Iron Mark на грузовиках и автобусах Volvo
Кольцо, пронзённое направленной сверху вниз стрелой, – фирменный товарный знак Berliet, когда-то очень узнаваемый и известный поклонникам автомобильной истории не меньше, чем эмблема Iron Mark на грузовиках и автобусах Volvo

Марке Berliet восемь десятилетий, она прекратила своё существование как действующий коммерческий бренд в 1980 году. К счастью, дело талантливого француза не пропало: гены Berliet живут в современной продукции Renault Trucks.

…Шел 1866 год, когда в семье мелкого предпринимателя Берлие на свет появился малыш, которому дали имя Мариус. Место рождения, индустриальный город Лион, и специфика заработков родных предопределили его судьбу. С юных лет он увлекался механикой и с 15 лет помогал отцу поддерживать и развивать бизнес. Таланты Мариуса нашли реальное воплощение: в 1894 году он создал небольшой двигатель, а через год – свой первый автомобиль с одноцилиндровым мотором. В 1897-м был построен второй, уже с двухцилиндровым двигателем, и пошло-поехало.

В 1899-м мастерская Berliet ютилась на площади 90 м2, в 1900-м она увеличилась в пять раз, до 450 м2, а через два года благодаря покупке завода своих знакомых Мориса Одибера и Эмиля Лавиротта в его распоряжении было уже 5000 «квадратов». В то время завод выпускал легковые автомобили Berliet, пользовавшиеся популярностью не только в Европе, но и в царской России.

Фаэтон [b]Berliet Victoria 15 CV[/b] сконструировали в 1897 г. У него левостороннее расположение руля, допотопные фонари освещения и рессорная подвеска. С высоты сегодняшнего дня вроде ничего революционного, но для конца XIX столетия – вполне

В 1905-м была продана лицензия американской компании ALCO на двигатели мощностью 22, 40 и 60 л.с. для трёх автомобилей. Но стартовали и массовые продажи машин. В 1910 году увидел свет первый грузовик Berliet М с кабиной над двигателем, а в 1912-м половина всех продаж уже приходилась на экспорт. В том же году немецкая команда приняла участие в ралли Монако на гоночном автомобиле, построенном на шасси Berliet. В 1913-м объём выпуска французских машин на заводе Монплезир достигло 3500 ед. в год. К слову, в переводе с французского Monplaisir означает «моё удовольствие». Мариус так и работал – себе в удовольствие.

С началом Первой мировой войны предприятия Берлие перешли на выпуск миномётных мин в количестве 6000 шт. в день. На поток встали армейские грузовики Berliet CBA (в 1916-м их собирали по 40 ед. в сутки) и танки Renault (в 1918-м объём суточного производства составлял по 1050 ед.).

Двухместная модель [b]Berliet n’2[/b] появилась в позапрошлом веке. Год её постройки – 1897-й. Она имела двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, тогда как построенный ранее первый автомобиль Мариуса был с одноцилиндровым мотором. Вскоре после этого, в 1900 г., г-н Берлие приобрёл завод по выпуску двигателей и сам стал производить силовые агрегаты объёмом свыше 11 л и мощностью до 80 л.с. для легковых машин. Уже в 1906-м лицензия на их изготовление была продана паровозостроительной компании American Locomotive Company (ALCO), которая с 1909 г. ввела изображение паровоза в эмблему

В начале Второй мировой почти все заводы Berlie оказались в зоне оккупации. В свободном секторе осталось только головное предприятие в Лионе. Там выпуск грузовиков продолжался до апреля 1944 г., в общей сложности было изготовлено 24 тыс. ед. Но уже 1 мая того же года во время массированной бомбардировки авиацией союзных войск завод был разрушен. В том же 1944-м главу компании и четверых его сыновей арестовали и осудили по обвинению в пособничестве фашистам. Основатель компании Мариус Берлие умер в 1949 году в возрасте 83 лет, и через месяц после кончины он был реабилитирован по всем статьям обвинения.

В 1950-м за ворота завода выезжали 17 грузовиков, а в 1974-м – уже 120. Экспортные поставки с конца 1950-х осуществляли в Алжир, Марокко, Китай, Польшу и Кубу. В 1975 году численность персонала предприятий Berliet достигла 24 тыс. человек. Но закат индвидуальной эпохи Berliet был близок: в 1978-м компанию приобрела Renault. Впрочем, это уже другая история.

Модель [b]Type H[/b] поступила в торговую сеть в 1906 г. В ней было много технических решений ещё каретной эпохи – чего стоят деревянные обода и спицы колёс. Привод задних колёс цепной, рабочий тормоз механический, шины литые. Всё отвечает инженерной культуре первого десятилетия ХХ в.
В истории французского автостроителя тысячи модификаций грузовиков, шасси, полубронированных машин, бронеавтомобилей, спецтехники. Но особую гордость доставляет сохранившийся паровой грузовик [b]Purrey B[/b], собранный мастерами более 105 лет назад, в далёком 1909 г.
[b]Berliet M 1910 г.[/b] полной массой 3,5 т с кабиной над двигателем и грузовой платформой с высокими бортами. В своё время он пользовался огромной популярностью у себя на родине и за её пределами, в соседних странах. Его приводил в движение мотор объёмом 4,5 л и мощностью 22 л.с.
Двухэтажный городской автобус [b]Berliet CAT 1913 г.[/b] – классика жанра начала прошлого столетия: деревянные спицы колёс, литые шины, большие окна. Ведущая на открытую верхнюю палубу закрученная спиралью винтовая лестница с металлическим поручнем соответствует критериям пассажирского транспорта той поры
Передвижная голубятня на платформе [b]Berliet Cab[/b] с классическим задним приводом была построена в 1911 г. В годы Первой мировой войны её использовали как эффективную альтернативу неустойчивой и подверженной прослушиванию неприятелем радиосвязи. Задние колёса имели узкие резиновые бандажи, а передние – более широкие. Другие модификации данной модели представляли собой штабные и санитарные автомобили
Передвижная голубятня на платформе Berliet Cab с классическим задним приводом была построена в 1911 г. В годы Первой мировой войны её использовали как эффективную альтернативу неустойчивой и подверженной прослушиванию неприятелем радиосвязи. Задние колёса имели узкие резиновые бандажи, а передние – более широкие. Другие модификации данной модели представляли собой штабные и санитарные автомобили
В 1915 г. на свет появился грузовик, оборудованный не традиционными колёсами с резиновыми шинами на сборных дисках, а с литыми металлическими катками для уменьшения давления на грунт и повышения проходимости на рыхлом снегу и по грязи
Фирменная продукция начиналась с легковых автомобилей с откидным верхом. Стоимость машин была не по карману большинству граждан, но и ажиотажного спроса как-то не наблюдалось
Из песни слов не выбросишь: в годы Первой мировой войны предприимчивый Мариус Берлие в погоне за прибылью организовал на своём предприятии поточную сборку лёгких танков [b]Renault FT17[/b]. Его знаменитый «хвостовой отросток» давал немало поводов для порой пикантных шуток, а на самом деле с его помощью преодолевали окопы и траншеи. Удивительно, как удалось сохранить полнокомплектный экземпляр в стране, по территории которой прокатилась и Вторая мировая. Ведь оккупационные войска могли реквизировать и переплавить… если бы нашли
Ржавый остов массовой модели грузовика [b]СВА Benne[/b] образца 1918 г. французы не торопятся возрождать. Для возвращения этого работяги к жизни требуется собрать все детали и материалы, сверить документацию, изучить чертежи, при необходимости изготовить на заказ недостающие детали и только потом приниматься за благородное дело
Грузовой автомобиль [b]Berliet CBA9 1920 г.[/b] выпуска имел наборные диски и поднимающийся бортовой деревянный кузов с задней разгрузкой
В 1920-е и 1930-е годы модель [b]Berliet CBA9 (1920 г.)[/b] была самой массовой и продержалась в серии до 1932 г. Эти автомобили выпускали как с бензиновыми двигателями, так и с газогенераторными установками. На раму монтировали бортовые и фургонные кузова, пожарный насос для подачи воды в местах тушения возгораний и пожаров, другие надстройки
[b]Berliet CBA G[/b] образца 1928 г. с открытой грузовой платформой – представитель наиболее тиражируемой плеяды коммерческого транспорта начала ХХ века. В различных модификациях данную модель изготовляли во Франции с 1914-го по 1932-й г. включительно
Пионер среди массовых серийных грузовиков Berliet с дизельным двигателем – модель [b]GDHL 1932 г.[/b] Она была одной из самых распространённых и востребованных, чему в немалой степени способствовало её удачное участие в автопробеге через пустыню Сахара
Самая известная и наиболее мощная модель французской марки – [b]Berliet T100[/b] образца 1957 г. Трёхосный (6х4) монстр габаритной длиной 13,4 м, шириной 5,5 м и высотой 4,5 м неспроста в пустынной окраске: его целенаправленно создали для освоения труднопроходимых районов Северной Африки. В частности, ему надлежало перевозить по зыбучим пескам нефтяные вышки, платформы, гидравлические буры и другое специальное оборудование. Отсюда и широкие пневматические шины с крупными шашками в рисунке протектора: они оказывали давление на грунт не больше, чем ступня верблюда. Число 700 на передке означает мощность мотора – 700 л.с. Но первоначально она была меньше: в носовой части устанавливали 30-литровый Cummins V12 с отдачей в 600 «сил», и весил подобный «толкач» ни много ни мало – 2,5 т. Всего было построено пять таких грузовиков. До наших дней «дожил» только один, выставленный в музее Berliet.<br />Обилие фар головного света на Berliet T100 сделано не для красоты, а для обеспечения хорошего освещения пути перед машиной. Угловые штанги с красными шарами на крыльях призваны обозначать габариты транспортного средства и помочь водителю при маневрировании. «По штату» каждому тяжеловозу полагался сервисный 5-тонный грузовик Berliet Gazelle, который перевозил полноразмерное запасное колесо, специальный домкрат, профессиональный инструмент и набор самых «ломких» запчастей
Шедевр дизайнерской и конструкторской мысли – «носатый» [b]Berliet Typ GLR 8R[/b] – появился на дорогах в 1959 г. Долгие годы на его шасси ставили снегоочистительные и бульдозерные отвалы, щётки, поливо-моечное и другое навесное оборудование. Облюбовали его и военные, подтверждением чему – оригинальный оливковый цвет кабины, кузова и тента
Односкатные задние шины, полный привод, квадратная кабина, плоское ветровое стекло из двух взаимозаменяемых половинок и угловатые формы капота модели [b]Berliet GBC-8KT (6х6)[/b] были продиктованы соображениями простоты и практичности. За характерный профиль кабины французские военные этот грузовик иногда называли «кобурой»
[b]Berliet GLR[/b] (на фото слева) удачно вписался в когорту спецтранспорта на платформе грузовиков французского производства. У него было много общего с автомобилями, оборудованными обычной бортовой платформой. На фото справа тяжёлый французский грузовик [b]Latil Н12В10 (4х2)[/b] поступал во французские пожарные бригады со сдвоенной кабиной и двигателями максимальной мощностью 120, 130 и 150 л.с. Широкий бампер и крылья снабжены площадками для ног брандсмейстеров
1962 год ознаменовался появлением четырёхосного [b]Berliet T12[/b] со всеми ведущими колёсами. Формула 8х8 была выбрана неспроста: седельному тягачу массой 31 т предстояло буксировать низкорамные платформы с тяжёлой военной техникой массой 50 т. В частности, Т12 должен был возить на платформе АМХ – основной боевой танк Франции того времени. Прямоугольная форма двухрядной кабины шириной 3250 мм выбрана для обеспечения максимального полезного пространства внутри. Полная масса автопоезда составляла 125 т. Моторный отсек был занят 550-сильным 29,6-литровым дизельным двигателем V12 с турбонаддувом. В паре с ним работала гидромеханическая трансмиссия Clark. Однако усилия конструкторов оказались напрасными: в серию танковозный тягач так и не пошёл
Седельный тягач [b]Berliet TF (8x4)[/b] в составе ракетного автопоезда VTE увидел свет в 1968 г. Он был создан по заказу военного ведомства Франции, имел два ведущих задних моста с двускатной ошиновкой, две управляемые передние оси, бескапотную кабину с обратным наклоном ветрового стекла. Сцепка использовалась для транспортировки баллистических ракет к местам установки на боевое дежурство в подземные пусковые шахты
Характерный дизайн передних крыльев, кромки капота и утопленные в бампер круглые фары были присущи модели [b]Berliet L64-8R[/b], изготовленной в 1973 г. Автомобиль имел два ведущих моста, и в описании значилась колёсная формула 4х4
Карьерный самосвал грузоподъёмностью 60 т получил соответствующее обозначение: [b]Berliet T60[/b]. Он являл собой вершину модельного ряда двухосных «карьерников», способных перевозить породу массой от 22 до 60 т. Именно этот экземпляр с 35-кубовой самосвальной платформой появился в серии под занавес 60-х годов ХХ века и отличался обилием узлов и агрегатов производства США. В частности, его комплектовали 12-цилиндровым дизельным двигателем GM с потенциалом 644 л.с. Но главное – Т60 эксплуатировался в СССР. После того как в 1969 г. один «супертяж» успешно отработал в открытом руднике Гайского горнообогатительного комбината Оренбургской области, было приобретено ещё 29 таких машин
На протяжении всей 80-летней истории марки грузовое шасси Berliet использовали для постройки автобусов. Первые модели пассажирского транспорта и их ближайшие потомки имели капотную компоновку, а позже появились и «безносые» однообъёмники
Бензиновые, а позже дизельные двигатели Berliet начала прошлого века были простыми по конструкции
Бензиновые, а позже дизельные двигатели Berliet начала прошлого века были простыми по конструкции
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен