Ввод в эксплуатацию второй Минской кольцевой автодороги (МКАД-2)
Бесспорно, что ситуация с заторами на дорогах в соседней Белоруссии куда лучше, чем в России. Тем не менее, глядя на то, во что у нас сейчас выливается борьба с пробками, белорусы решили работать на опережение. 22 декабря 2016 года дорожные компании холдинга «Белавтодор» завершили работы по строительству второй Минской кольцевой автодороги. Важность данного события для Республики Беларусь подчёркивает тот факт, что в торжественной церемонии запуска МКАД-2 участие принял даже Президент страны Александр Лукашенко.
Спросите, а причём здесь мы? Огромный поток грузо- и пассажирских перевозок в Европу по-прежнему проходит через эту западную для нас республику. И как бы там ни было, любое улучшение транспортной ситуации у соседей автоматически сказывается и на России. Так что попробуем разобраться, какая выгода для транспортных компаний от появления МКАД-2 и есть ли она вообще?
Создаем. Работаем. Стоим. Для жизни, для людей!
Протяжённость новой трассы, получившей обозначение М14, – 159 км. Две полосы движения в каждом направлении, разделительный газон в 2,7 м и расчётная интенсивность 11 300–24 300 автомобилей / сут. – озвученные показатели вполне «европейские», ведь трасса соответствует категории I-6. Впрочем, МКАД-2 новая не на 100% – 72 км были совмещены с уже существующими дорогами и просто реконструированы, а вот 88 км, действительно, построены заново. М14 получила 11 новых развязок, 3 транспортных тоннеля и 5 подземных пешеходных переходов.
Строительство новых отрезков было разбито на две части. Первый участок: трасса М3 Минск – Витебск, трасса М6 / Е28 Минск – Гродно – граница Польши (протяжённость 46 км) – был открыт 22 декабря 2015 года. Второй: трасса М6 / Е28 Минск – Гродно – граница Польши, трасса М1 / Е30 Брест «Козловичи» – Минск – граница России (протяжённость 41,4 км) – введён в эксплуатацию 22 декабря 2016 года.
Технология строительства не из разряда КАМАЗ – лопата. Общая высота покрытия 42 см – щебёночно-песчано-гравийная смесь, на ней 140-миллиметровый слой тощего бетона, затем «защитный» асфальтобенный слой, на нём 240-миллиметровый слой тяжёлого бетона. Интересный момент – покрытие кладётся единой лентой, а затем нарезается на куски – чтобы бетон не «гулял» от перепада температур. Расчётные цифры эксплуатации: через 5 лет первая замена герметика в стыках, через 20 лет первый капремонт.
Забавно, но первоначально планировалось не застраивать МКАД-2 объектами придорожной инфраструктуры, ссылаясь на то, что каждые 40–50 км есть хорошие населенные пункты, районные центры, где водители смогут найти всё необходимое. Эта «инновация» даже получила одобрение у руководства страны! К счастью, нашлись светлые головы, сумевшие доказать всю абсурдность такого подхода, и теперь план развития придорожного сервиса выглядит не так уж и плохо: 13 мест отдыха, 10 кафе, 17 заправок (а в них и магазин, и кафе, и мини-сервис), 13 полновесных СТО. Кроме того, 2 агроусадьбы и 8 больших инвестплощадок, где могут быть построены хоть гипермаркеты, хоть логистические центры с заводами.
Впрочем, всё это бумажные цифры, а что же представляет собой М14 в реальности?
Беларусь – страна, в которой хочется жить!
Свой путь я начал с вновь построенного участка: трасса М3 Минск – Витебск, трасса М6 / Е28 Минск – Гродно – граница Польши.
Всё, как и обозначено в праздничных реляциях, посвящённых открытию движения по МКАД-2. Прекрасная четырёхполосная дорога, очищенная от снега, хотя накануне был небольшой снегопад, информационные указатели, знаки, разметка – всё в идеальном состоянии. А главное – очень малый дорожный трафик! Нет, и фуры, и легковушки есть, но их настолько мало, что с учётом повышенного скоростного лимита (легковые – 120 км / ч, грузовые – 100 км / ч) весь участок проходится на одном дыхании, с массой положительных эмоций.
Впрочем, эйфории предаваться не стоит, ибо влетев на всех парах на развязку Минск – Гродно, вы вдруг осознаете, что перед вами временный знак ограничения скорости 70 км / ч и… КАТОК. Хотя, нет – преувеличиваю, сначала идёт 150-метровый участок с пробитой в первой полосе колеёй до асфальта и предупреждающими знаками вдоль неё, а только потом укатанный до состояния катка, снег. Благо, я был не на фуре и не на автобусе, и меня смутил указатель перед развилкой, где путь прямо, по которому мне предстояло ехать, не был никак обозначен – скорость я сбросил заранее. В противном случае можно запросто пополнить сводки ДПС.
«Ну, мало ли, бывает!» – решил я и продолжил знакомство со вторым новеньким участком М14: трасса М6 / Е28мМинск – Гродно – граница Польши, трасса М1 / Е30 Брест «Козловичи» – Минск – граница России. Пять километров, потом 10, затем 15 – никаких изменений в покрытии на протяжении… 40 км. То есть СОРОК километров утрамбованного снега на четырёхполосной дороге, заявленной как вторая Минская кольцевая автодорога! Мягко говоря, – это «жесть»…
Я уже не удивлялся совершенно пустой трассе, и очень скоро редкие встречные машины был готов приветствовать как братьев-первопроходцев! А три фуры, встреченные мною на всём протяжении этой «магистрали», я причислил к разряду либо заблудившихся, либо великих экономистов, ибо иной причины сокращать здесь путь зимой я не вижу.
Добравшись, наконец, до участка трассы М1 / Е30, который на отрезке Дзержинск – Национальный аэропорт «Минск», включен в состав М14, я будто попал в другой мир – чистый асфальт, привычный дорожный трафик и какая-никакая дорожная инфраструктура.
Кстати, с последней на МКАД-2 просто беда – ни АЗС, ни площадок отдыха, ни тем более кафе или мотелей нет в принципе. Да, стоят щиты с надписями «Инвестиционная площадка», но ни на одной из них нет и намёка на развёрнутые работы, а значит, и первые объекты здесь появятся ох, как не скоро.
Единственный нереконструированный и оставшийся двухполосным участок М14 – дорога Р80 протяжённостью всего 15 км. Трафика здесь большого нет, разметка отличная, и в связи с тем, что на этом отрезке находится Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи», дорога всегда находится в идеальном состоянии. Так что никаких вопросов с проездом не предвидится, а единственный населённый пункт воспринимается как экзотика – в другие М14 просто не заходит.
За будущее независимой Белоруссии
Так для кого же всё-таки реально подойдет МКАД-2 или данная магистраль заполнится транспортом только в далёком будущем? Транзит восток – запад давным-давно не касается Минска, он проходит по трассе М1, объездной кусок которой как раз и вошёл в состав М14. Выходит, кольцевую построили только ради трафика из стран Балтии, но тогда, может, стоило обойтись полукольцом?
На самом деле, кольцо несколько упростило сообщение между областями Витебской, Гродненской и Могилёвской, особенно, если нет нужды заезжать в Минск. Кроме того, теперь есть альтернативный путь из Бреста в Витебск, он длиннее на 40 км, зато на нём меньше платных дорог.
Кстати, это, пожалуй, единственный бесспорный «плюс» новой дороги – бесплатный проезд по ней для всех грузовиков и автобусов. Но, сколько продлится «халява», и не войдёт ли МКАД-2 в перечень платных автодорог РБ, как только дальнобойщики обживут её, вам сейчас не скажет никто.
Кроме того, предстоит огромная работа по приведению инфраструктуры М14 в состояние, соответствующее высокому званию МКАД-2 (хотя бы в плане полноценных комплексов АЗС), ну и нормализации её круглогодичного обслуживания, включая и зимний период.
Пока же смело могу рекомендовать для использования 70-километровый участок от развязки «Национальный аэропорт «Минск» до развязки «Минск – Гродно», и так же смело советую воздержаться от проезда по второй половине кольца. А придёт лето – повторим наш рейд!