Седельный тягач Scania R580LA 4х2 MNA (typ R4X20, cab CR19T Streamline)
Производитель: | Scania Sweden AB |
---|---|
Модель: | Scania R580LA 4х2 MNA |
Начало продаж в России: | 2010 г. |
Если задать банальный вопрос: «Что нужно современному магистральному тягачу?», то он будет звучать риторически, ведь, пытаясь ответить на него всерьёз, можно просто зайти в тупик. Сначала возникнет ещё масса вопросов о среде эксплуатации, характере груза, климате и т. д. Венчать вереницу условий будет экономическая эффективность – главная составляющая бизнеса грузоперевозок. А вот у шведской Scania есть несколько вариантов ответа и никакой риторики.
Вместо того чтобы запутывать клиента в сетях опций, комплектаций, исполнений и модификаций, Scania предлагает несколько серий грузовиков с направленными пакетами опций для решения определённых транспортных задач. Один из таких проектов – хорошо знакомый нашим перевозчикам Griffin, о котором мы рассказывали на страницах нашего журнала («ГП», № 9, 2010 г., «ГП», № 5, 2013 г.). Сегодня мне представилась возможность испытать на дорогах Швеции автопоезд с кабиной линейки Streamline серии R, а началом отсчёта истории этого проекта является 1991 год.
Streamline 22 года спустя
Для ознакомления в демо-центре Scania журналистам выкатили тягач первого поколения этой линейки. Всего какие-то двадцать с небольшим лет изменили облик магистрального тягача до неузнаваемости. Нет, он не отталкивает, их всё ещё много на дорогах, но они иные. В самом деле непонятно, как угловатые формы сочетаются с аэродинамикой и экономией топлива, но факт есть факт. Впрочем, самое весомое доказательство эффективности – показания одометра в районе 1 700 000 км у этого экземпляра…
Аэродинамика и экономичность
Тягачи Scania Streamline G и R создавали для эксплуатации в режиме абсолютного преобладания дальнемагистральных перевозок. А раз так, то основное внимание уделено аэродинамике, снижению лобового сопротивления и, как следствие, увеличению средней скорости и топливной экономичности. Конечно же одними спойлерами и подбором передаточных отношений трансмиссии тут не ограничились. Заявленная экономия по сравнению с предыдущими моделями – до 8%, при этом выполняются строгие нормы Euro 6, что свидетельствует о серьёзной доводке силового агрегата. Ну а как на ходу?
Когда квалифицированному водителю достаётся управлять удачным, совершенным автомобилем, то через некоторое время, называемое неизбежным периодом адаптации, они сливаются воедино – «этот стон у них песней зовётся». Но шутки в сторону, вроде очередная версия плавно и непрерывно обновляющейся привычной «Скамейки», но эту «песню» интуитивно хочется петь. По-новому? Давайте присмотримся к деталям.
Угловатые очертания не менявшейся несколько лет приборной панели сегодня выглядят немного старомодно, но по-прежнему восхищаюсь отличным обзором, почти вертикальными стойками и отсутствием ощущения скученности, связанного с близким расположением ветрового стекла. Когда на конференции спросили, не собирается ли Scania менять кабину и когда, ответ был хоть и немного неожиданным, но вполне логичным. «Менять ради того, чтобы менять? За многие годы существования нынешней кабины её конструкцию удалось приблизить к совершенству. Даже для того чтобы вписать в существующий каркас силовые агрегаты Euro 6, которые, как известно, требуют значительного пространства для компонентов системы охлаждения, не пришлось его перекраивать. По аналогии, как менялась автоматизированная трансмиссия Opticruise, от трёхпедального узла к сегодняшней двухпедальной схеме с множеством дополнительных функций и адаптивным алгоритмом управления, кабина плавно совершенствуется, полностью соответствуя всем современным требованиям безопасности, комфорта, эргономики», – рассказали представители Scania.
В общем, они правы. Претензий к кабине у меня нет. Невольно вспомнив недавний тест Griffin, удовлетворённо отметил, что потолок стал выше, а моторный тоннель – наоборот. Подрос в размерах и центральный дисплей бортового компьютера. Отдельно отмечу шумоизоляцию. При движении V-образный двигатель на высших передачах сам по себе тихий, но материалы создают ещё больший акустический комфорт. Но, что интересно, при желании чуткое ухо водителя может уловить звук шин и гул главной передачи. Получилась так называемая «раскладка по нотам». В общем, никаких серьёзных неудобств и досадных промахов. Просто более дорогая комплектация хорошо знакомого автомобиля.
Экстерьер и интерьер Streamline
- На заводе тягач комплектуют полным комплектом воздушных дефлекторов и спойлеров, а закруглённые углы кабины проработаны так, чтобы предотвратить налипание грязи на дверных ручках.
- Противосолнечный козырёк специальной формы со встроенными светодиодными габаритными огнями и дополнительными поворотными фарами.
- Специальные сиденья Scania Premium.
- Выдвижная кровать с толстым пружинным матрасом.
- Интерьер в спальной зоне выполнен в более тёмных тонах для комфортного сна.
- Специальная панель приборов и накладки на пороги.
Водительские ресурсы
Основная идея Streamline – извлечение водительских ресурсов для повышения эффективности перевозок. Сейчас всё объясню. Само собой разумеется, что никто при проектировании этой линейки тягачей не ставил задачи высосать всю без остатка возможную работоспособность человека за рулём, чтобы потом он пал ниц, едва захлопнув дверь кабины. Тем более, в человеколюбивой Европе. Задача конструкторов была как раз в обратном: сделать управление автопоездом настолько комфортным и именно, подчеркну, расслабленным, чтобы снизить утомляемость и напряжение. Естественно, что тогда на другой чаше весов оказывается меньшее число ошибок человека-оператора, и далее, «как по маслу», безопасность, экономичность, общий экономический эффект перевозок.
Помогает в этом водителю не только широкий спектр бортовых электронных систем, о которых уже писали не раз, но и хитрая телематика. Теперь с помощью удалённого мониторинга производится не только диагностика всех систем автомобиля в режиме реального времени, но и с помощью GPS отслеживается даже продольный профиль дороги, чтобы автомобиль сам (!) рассчитал разгонную и тормозную динамику конкретно для данного уклона.
Как расшифровывается маркировочное обозначение автомобилей SCANIA
Первая буква индекса обозначает тип кабины – P, G, R. Далее три цифры – это округлённая мощность двигателя в лошадиных силах. Следующие буквы – назначение модели: L – магистральное, С – строительная техника. Затем идёт обозначение колёсной формулы. Следующий буквенный символ в корне заинтересует российского перевозчика. Он обозначает расчётные условия работы техники: М – нормальные, Н – тяжёлые, Е – особо тяжёлые. Далее идёт маркировка высоты шасси. Сверху вниз последовательно: H, N, L, E. Завершает маркировку индекс конструкции подвесок: А – передняя рессорная, задняя на пневматике; В – все оси на пневматике; Z – все оси рессорные.
Вот только водители с непривычки пугаются и берут по старинке управление в свои руки. Для этого разработана специальная программа их переподготовки. Здесь Scania, проанализировав ситуацию с составом сегодняшних кадров профессиональных водителей, предложила свой оригинальный подход. Как известно, контингент водителей тяжёлых грузовиков – это люди преимущественно среднего возраста, имеющие только специальное (не высшее) образование. Для педагогов это наиболее сложная группа с точки зрения способности к обучению. Вот и придумали специалисты учебного центра вместо объёмной 35-часовой программы заниматься обучением водителей всего... по 7 часов один раз в год. И так в течение пяти лет. Такая методика сбережёт карман владельца техники, улучшит восприятие водителем информации, которой он не будет перегружен. А ежегодное закрепление и повторение полученных навыков снижает вероятность возврата к неправильным приёмам пилотирования. Интересно, насколько эта практика приживётся у нас, с повсеместной огромной текучкой кадров…
Внешняя скоростная характеристика двигателя DС16 102 580
Технические ресурсы и особенности
Конечно же использовать для повышения экономического эффекта перевозок только ресурсы водителя неправильно и несправедливо. Конструкторам пришлось серьёзно позаниматься и технической частью.
Принципиальное отличие Scania от большинства конкурентов – полностью самостоятельная агрегатная база. Не бывает здесь, например, КП производства ZF, мостов Albion, двигателей Cummins и т. п. Все узлы на Scania разрабатывают сами. Хоть это и затратно, но у всего есть свои достоинства и недостатки. Взять хотя бы конструкцию двигателя с раздельными головками цилиндров. С одной стороны, это повышает надёжность и ремонтопригодность. Даже с пробитой прокладкой на одной из ГБЦ можно продолжить движение, а её ремонт менее трудоёмок.
Ещё важным преимуществом такой схемы являются модульные решения по запасным частям: одинаковая головка цилиндров используется на двигателях разного рабочего объёма и с разным числом и компоновкой цилиндров. Самый известный недостаток такой схемы – проблемы с конструкцией и компоновкой моторного компрессионного замедлителя. Однако за время тест-драйва я не преминул им воспользоваться и остался доволен. Особенно понравилась чёткая взаимосвязь между выбором положения рычага и нарастающим замедлением, чего особенно не хватало четвёртому поколению Mercedes-Benz Actros. Тестовый 580-сильный автопоезд был полностью загружен (полная масса 40 т), и, работая лишь моторным замедлителем, я задействовал рабочую тормозную систему только для полной остановки на парковке или перед светофором.
Из других особенностей силовой линии новой линейки Scania Streamline следует отметить отключаемый воздушный компрессор (вместо срабатывания клапана сброса избыточного давления он просто выключается) и пониженный уровень масла в коробке передач для снижения внутренних потерь. Чтобы понижение уровня масло не ухудшило смазку деталей и не подняло температуру масла, картер КП был переработан: появились рёбра, которые выполняют две функции. Первая – стабилизация уровня масла при движении по уклону, вторая – охлаждение. Жизнеспособность такой модернизации проверялась испытаниями на 16%-ном уклоне и дальнейшей опытной эксплуатацией в Норвегии и Бразилии.
Полная масса, кг | 19 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 40 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 7500/ 11 500 |
Двигатель:
|
Scania DС16 102 580 турбодизель, V-8 15 607 580 при 1900 мин-1 2950 при 1000–1350 мин-1 |
Коробка передач:
|
GRSO905R Автоматизированная 12/2 |
Передаточное число моста | 3,23 |
Подвеска | Спереди рессорная, сзади пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая |
Колёсная формула | 4х2 |
Размерность шин | 315/80 R22,5 |
«Все эти игры не для нас»
Так видит свой подход к потребителю один из крупнейших европейских производителей грузовой и автобусной техники. Если принципиально следовать всем рекомендациям, то эксплуатация грузовиков линейки Streamline может сэкономить до 8% дорогостоящего топлива, а в масштабах даже среднего автопарка это совсем не малые цифры. Но сегодняшние российские дороги и методы ведения бизнеса далеки от того совершенства, которое могут подарить такие «тепличные» условия эксплуатации современных автопоездов. Поэтому пока мой выбор – линейка Griffin. Но это вовсе не означает, что навсегда, я не исключаю вероятность завтра выбрать Streamline.
|
|
|