<<< Назад

Маршрутный рост
Микроавтобусы на рынке России

Андрей Филиппов, фото автора

Эта статья родилась спонтанно. Составляя таблицу «одноклассников» «ГАЗели NEXT», стало понятно, что рынок маршрутных такси сильно изменился в последнее время. Появились новые концепции, новые решения, новые игроки. Неизменным, пожалуй, осталось лишь разнообразие марок фургонов, используемых для переоборудования в автобусы особо малого класса, и количество ведущих бодибилдеров, специализирующихся на пассажирской тематике.

Более глубокий анализ показал, что за прошедший год резко активизировалось направление каркасных микроавтобусов. «СТ Нижегородец» и компания «Интех» предложили своё видение «маршруток» будущего на шасси IVECO Daily. В одном ключе с ними выступил белорусский «Неман», выведя свою модель «каркасника» на российский рынок через дилеров IVECO. Небольшим, но стабильным спросом пользовались каркасные микроавтобусы на базе «ГАЗелей» от компании «ТулаБус». И вот теперь «ГАЗель NEXT».

При всём многообразии

Так что же означает переход от «фургонбуса» к каркасно-панельному микроавтобусу для «ГАЗели NEXT» – взвешенное решение или рискованный эксперимент? Ведь подавляющее большинство бодибилдеров до сих пор не делают ставку на каркасные машины. Разберёмся?

Основным «плюсом» производства «фургонбусов» по отношению к каркасно-панельным автобусам является простота изготовления. Готовый кузов приходит на завод, и уже на месте начинается его «упаковка» пассажирской атрибутикой. В итоге клиент получает легко узнаваемую, дизайнерски гармоничную машину, которая к тому же прошла не только официальные испытания, но и суровое тестирование работой на реальных маршрутах. «Минус» в таких машинах только один – тесный салон.

Самый массовый на нынешний момент «каркасник» – [b]ГАЗ A64R42[/b], он же «ГАЗель NEXT» Салон автобуса отличается от традиционных «фургонбусов» четырёхрядной планировкой

С каркасниками всё сложнее. Здесь от исходника в лучшем случае остаётся лишь передняя маска да капот (и то не всегда), а всё остальное приходится делать заново. На выходе получается странноватого вида автобус на малюсеньких колёсиках, который режет глаза в транспортном потоке и на который непонятно где искать элементы обшивки в случае чего… А «плюс» в виде просторного салона перевозчику вроде как и безразличен – всё равно грузоподъёмность шасси не изменилась, и ещё десяток «человеко-рублей» дополнительно не перевезёшь.

Более того, компоновщики компаний, занимающихся переоборудованием фургонов, достигли совершенства в своём деле. «Перевёртыши», «метроместа», демонтаж сдвижной служебной двери – перечень ухищрений, на который им приходится идти для увеличения «свободного» пола в салоне, довольно обширен. В результате в час пик маршрутка способна увезти чуть ли не «полсотни» пассажиров, из которых половина едет стоя. Какой там «каркасник»?!

Однако я приверженец иной концепции. Наконец-то и к нам пришёл цивилизованный подход к пассажирским перевозкам, когда безопасность и комфорт превалируют над жадностью перевозчика. Новые проекты Горьковского автозавода («ГАЗель NEXT», «ГАЗель Бизнес» и MB Sprinter Classic) изначально не рассчитаны на перевозку стоящих пассажиров. Более того, их салоны спроектированы таким образом, что впихнуть туда лишних пассажиров довольно проблематично из-за узких проходов, хотя высокая крыша совершенно не препятствует ротации пассажиров на остановках.

Городская маршрутка [b]Renault Master[/b] от «СТ Нижегородец» – один из новых «фургонбусов» на нашем рынке «Метроместа» и «перевёртыши» – всё ради вместимости, чтобы освободить побольше места Вот так выглядят самоходные заготовки «ГАЗель Бизнес» под маршрутку, которые присылают на «Луидор» Официально здесь должен ехать 21 человек сидя и 9 стоя – не многовато ли для VW Crafter?

Именно для такого подхода и хороши каркасно-панельные автобусы. Перемещение в них по общим ощущениям ничем не отличается от поездки на полноценном автобусе, а в плане шумового и климатического комфорта они приятнее. Да и скорость передвижения у них сохраняется «маршруточная».

Выходит, «фургонбусы» и «каркасники» просто рассчитаны на разные приоритеты перевозчиков – «срубить бабла» или «удержать клиента».

Выбор с умом

Впрочем, кроме общих предпочтений в маршрутном бизнесе, как и в любом другом, немаловажную роль играет соотношение «цена – качество». Мы собрали основные модели, аналоги «ГАЗель NEXT», и свели их в небольшую таблицу.

Как видим, максимальная пассажировместимость микроавтобусов колеблется в пределах 20–27 человек, а разница в цене идёт на сотни тысяч. Здесь бесполезно давать советы, ибо особенности конкретного маршрута и насыщенность региона сервисными станциями конкретного производителя накладывают весомый отпечаток на требования к машине.

Оригинальный [b]Ford Transit[/b] от «Автодома» с увеличенным остеклением и прислонно-сдвижной дверью

Отметим, что в таблице приведены конфигурации салона с максимальным количеством посадочных мест. В реальности практически на каждую модель производители готовы предложить до десятка различных планировок салона, в основном связанных с вышеупомянутым стремлением освободить как можно больше места для проезда стоя.

Увы, в связи с переходом на новую модель в таблице не представлен бестселлер российского рынка маршруток – микроавтобусы на базе Ford Transit. Из-за низкой стоимости исходного шасси практически каждый бодибилдер считал своим долгом иметь в пассажирской линейке такую модель. С учётом того, что в планах «Форд Соллерс» наладить и собственное производство микроавтобусов, о маршрутках Ford Transit мы ещё не раз услышим. А ещё в таблицу не вошли упоминавшиеся экспериментально-тестовые образцы каркасных автобусов: Feniks FBI83MR от «СТ Нижегородец» и Intech 22501Fox от «Интех». Эти машины уже исправно работают на маршрутах и даже получили положительные отклики от водителей и пассажиров. Однако, во-первых, назвать полномасштабным это производство пока нельзя, а, во-вторых, пассажировместимость данных «каркасников», созданных на шасси IVECO Daily, доходит до 46 человек, и проводить их прямое сравнение с «ГАЗель NEXT» не совсем корректно.

Каркасно-панельные нижегородские [b]Feniks FBI83:[/b] европейский взгляд на маршрутку

С будущим иль без?..

Что же, жизнь не стоит на месте. Те «славные» времена, когда «фургонбусы» получали путём врезания окон и привинчиванием простеньких сидений к полу железной будки, ушли безвозвратно. Теперь создание таких автомобилей – это уже даже не «переоборудование», а полноценное производство, когда от исходника остаётся лишь оболочка, а начинка микроавтобуса не просто изготовляется с нуля, но и полностью интегрируется в конструкцию, попутно усиливая жёсткость кузова (закладные элементы пола и боковин) и увеличивая срок службы отдельных элементов (механизмы привода дверей). В итоге готовые микроавтобусы способны выхаживать без ограничений все гарантийные сроки, а некоторые бренды, к примеру Mercedes-Benz, даже не выделяют «фургонбусы» из общего модельного ряда, предлагая их через свои представительства как собственную заводскую продукцию.

С другой стороны, данное направление практически полностью выбрало все свои резервы как по качеству предлагаемой продукции для эксплуатационников, так и по уровню комфорта для пассажиров. И появление каркасных автобусов, когда пассажирский отсек гораздо просторнее, чем исходный цельнометаллический фургон на том же шасси, стало своего рода шагом на высший уровень.

И, пожалуй, даже символично, что первым, кто поставил каркасные «маршрутки» на поток, стал ГАЗ. Ведь мы помним, с каких машин начинался в России современный маршрутный бизнес, даром что ли для обывателей в России всё, что меньше «пазика», – это «газелька», вне зависимости от логотипа на капоте…

Самые большие «фургонбусы» делают на базе IVECO Daily – это версия [b]Росвэн 3265A6[/b] Более примитивного салона представить сложно, однако он дёшев и вандалоустойчив Высокие спинки, ремни безопасности, «правильная» направленность – «идеальный» вариант в «Луидор 223710» на VW Crafter 50
Сравнительный анализ технических характеристик
городских автобусов особо малого класса
 
ГАЗ A64R42
«Луидор-225000»
«Луидор-223203»
Модель ГАЗ A64R42 «Луидор-225000» «Луидор-223203»
Пассажировместимость, чел./в т. ч. сидя 19/18 15/14 20/20
Длина, мм 6088 5470 6995
Двигатель Cummins ISF2.8s4R129 Cummins ISF2.8s4R129 MB OM646
Мощность, л.с. 120 120 109
Цена, руб. 1 385 000 1 135 000 1 676 000
«Промтех-22437»
«Промтех»
«Нижегородец-FST613-301»
«Нижегородец-2227UT-900»
«Промтех-22437» «Промтех» «Нижегородец-
FST613-301»
«Нижегородец-
2227UT-900»
22/19 30/21 22/19 26/19
6363 7340 6363 7012
Peugeot VW 130 MultiJet Euro 4 IVECO F1C
130 109 130 146
1 790 000 2 010 000 1 843 400 1 950 400
Комментировать ... >>
Loading...