Седельный тягач Scania R 620 LA4X2HNA
Производитель: | Scania Sweden |
---|---|
Модель: | Scania R 620 LA4X2HNA |
Начало продаж в России: | 2014 г. |
Цена: | от 6 300 000 руб. |
Чёрный глянец решётки радиатора, внушительное число 620 с приставкой V, обилие светодиодной оптики и почти незаметный аэродинамический обвес. Передо мной эксклюзивный экземпляр тягача Scania R 620 Blue Stream цвета ярко-синий металлик.
Сегодня сделаю исключение – не буду искать ему полуприцеп. Зачем? Разве вызывает сомнение энерговооружённость восьмицилиндрового V-образника, рабочим объёмом 16 литров и «табуном» в 620 «рысаков»? Тем более я всё ещё под впечатлениями от недавней поездки на Нюрбургринг, где наблюдал гонки и не только гонки эксклюзивных, но по-своему, грузовиков. Нет, сегодня буду наслаждаться вождением этой мощной роскоши и без всяких полуприцепов.
Жаркие дни за рулём
Лето пришло в Подмосковье ближе к августу и сразу принялось жарить. Пара недель – и пожухла трава, завяли недавно посаженные коммунальщиками молодые деревца, которые ещё не успели прижиться, а всё, что связано с камнем, раскалилось до весьма высоких некомфортных для обитания человека температур. Я не случайно сейчас немного углубился в метеорологию. Любой водитель знает, как нестабилен седельный тягач на мокрой и скользкой дороге, если он не обременён полуприцепом. Недостаток сцепного веса задней оси так и норовит отправить в занос «одинокую голову». И сегодняшние природные катаклизмы мне на пользу: сильно разогретый асфальт и резина держат дорогу вполне достойно, но ведь и я не на «Нордшляйфе» гоночного кольца «Нюрбургринга», и тягач мой не для гонок, а для перевозки грузов. А что нам нужно для их (грузов) успешной перевозки? Правильно, надёжная агрегатная база, прочная и грузоподъёмная ходовая часть, но об этом позже, ведь не менее важно и рабочее место, которое в дальнобойном тягаче совмещает ещё и функции жилища.
Бортовая телематика
Задача конструкторов была сделать управление автопоездом настолько комфортным и даже немного расслабленным, чтобы максимально снизить утомляемость и напряжение. Помогает в этом водителю не только широкий спектр бортовых электронных систем, но и самая современная телематика. С помощью удалённого мониторинга производится не только диагностика всех систем автомобиля в режиме реального времени, с помощью GPS отслеживается продольный профиль дороги, вплоть до того, чтобы автомобиль сам рассчитал разгонную и тормозную динамику конкретно для данного уклона.
«Fahrenhaus»
Мой английский оставляет желать лучшего, но я неплохо говорю по-немецки. Поэтому в зарубежных командировках, если я не в Германии, бывает трудно. Но только не в Швеции! Многие скандинавские слова совпадают с немецкими или напоминают этот язык, да и сами шведы часто владеют немецким языком, и так мы находим общий языковый знаменатель. Термин «Fahrenhaus», поставленный в заголовок подраздела, переводится с немецкого как кабина, но дословно, исходя из словообразования – «дом для движения». Этого достаточно, чтобы сказать всё о кабине и рабочем месте Scania R 620 Blue Stream цвета ярко-синий металлик. Опытные дальнобойщики негласно давно записали в лидеры европейской «большой семёрки» по удобству и внутреннему пространству кабины Scania. Даже если речь идёт о бюджетных «Гриффинах» или низких кабинах самосвалов и автовозов. Это не реклама, но я бессилен в поиске критических замечаний, тем более что, отперев кабину на 36-градусной жаре, я получил порцию блаженного холодного воздуха из климатической установки, едва успев пустить двигатель. Внутри конечно же всё знакомо и уже немного старомодно, ведь это не принципиально новая модель, а эксклюзивное исполнение серийного автомобиля. Такой и должна быть настоящая классика: всё на самом высоком уровне, но без вскриков и пятен.
Самая высокая кабина TopLine премиум-класса (серия R) задирает планку показателей комфорта до непостижимых высот и ей соответствует. Достаточно лишь взглянуть на сиденья: такое ощущение, что они спроектированы не для простых работяг-дальнобойщиков, а для амбициозных персон, которые время от времени сами не прочь «прохватить» за рулём. Это касается не только сидений – все материалы ладно пригнаны и приятны на ощупь. Дальше сложно даже перечислить весь список дополнительного оборудования. Холодильник, две полноценных спальных полки, «мокрый» автономный отопитель, центральный замок с выносным пультом, пакет для спального места, электростеклоподъёмники, люк с электроприводом, специальное тонированное ветровое стекло, аудиосистема с управлением на рулевом колесе, которое, естественно, обтянуто кожей, системы климат-контроля, поддержки водителя, управления парком. Это далеко не полный список, я же испытатель, а не менеджер по продажам. Сравнивая с множеством других автомобилей Scania, за рулём которых мне удалось побывать, могу лишь добавить, что стало ещё просторнее и роскошнее, а серьёзных претензий к эргономике у меня и раньше в отношении этой шведской марки и не было.
А если поднять кабину
Сделать это придётся вручную. Специалисты Scania уверены в том, что при надлежащем обслуживании в пути этим неблагодарным делом заниматься не придётся, и не предлагают электропривод даже в качестве опции. Вообще, прежде чем пристально изучать матчасть визуально, довольно много можно узнать, рассмотрев заводские таблички Scania. Судите сами. Первая буква индекса обозначает тип кабины – P, G, R. Следующие три цифры – это округлённая мощность двигателя в лошадиных силах. Затем буквы функционального назначения модели: L – магистральная, С – строительная техника. Затем идёт обозначение колёсной формулы. Следующий буквенный символ обозначает расчётные условия работы техники: М – нормальные, Н – тяжёлые, Е – особо тяжёлые. Далее идёт маркировка высоты шасси. Сверху вниз последовательно: H, N, L, E. Завершает маркировку индекс конструкции подвесок: А – передняя рессорная, задняя на пневматике; В – все оси на пневматике; Z – все оси рессорные. А теперь попробуем приложить индекс сегодняшнего тестового автомобиля Scania R 620 LA4X2HNA. И вот что получается. Этот тягач с самой высокой кабиной мощностью 620 лошадиных сил предназначен для магистрального использования в тяжёлых условиях, с передней рессорной и задней пневматической подвесками. Хотя, конечно, и так понятно, что наш франтоватый двухосник совсем не «строитель», он, скорее, локомотив курьерского поезда!
Теперь осмотрим всё это «хозяйство». Важнейшее отличие Scania от большинства конкурентов – полностью самостоятельная агрегатная база. Не бывает здесь, например, коробок передач и ведущих мостов сторонних производителей, а двигатели – предмет особой гордости конструкторов Scania. Им удалось спроектировать целую линейку моторов для использования на автомобилях, в промышленности и на водном транспорте. При этом двигатели имеют очень высокий процент унификации, что упрощает их обслуживание и ремонт. Взять хотя бы конструкцию двигателя с раздельными головками цилиндров. Даже с неисправной прокладкой одной из ГБЦ можно продолжить движение, а её (головки блока цилиндров) ремонт менее трудоёмок. Ещё важным преимуществом такой схемы является модульные решения по запасным частям: одинаковая головка цилиндров используется на двигателях разного рабочего объёма и с разным числом и компоновкой цилиндров. Из других особенностей двигателя следует отметить отключаемый воздушный компрессор: вместо срабатывания клапана сброса избыточного давления он просто выключается.
Обновлённую КП Opticruise тоже постиг ряд невидимых глазу изменений. Самое главное – уменьшен заправочный объём трансмиссионного масла. Это снижает внутренние потери, отчего улучшается выбег и экономится топливо. Чтобы понижение уровня масла не ухудшило смазку деталей и не подняло температуру масла, картер КП был переработан: появились рёбра, которые выполняют две функции. Первая – стабилизация уровня масла при движении по уклону, вторая – дополнительное охлаждение.
Задний мост крепится к раме не при помощи системы реактивных тяг или Н-образной балки, а на интегральных кронштейнах по двухбаллонной схеме. Это принципиально отличает тягачи Scania от других европейских марок. Отсутствие каких-либо резинометаллических соединений при таких массах пойдёт на пользу надёжности.
Водитель Scania Blue Stream, находясь даже в достаточно далёком рейсе, не сильно озаботится проблемой заправки топливом. Он может взять на борт запас 1100 л, и ограничить его (шофёра) могут только таможенные правила при въезде в некоторые страны. А так, заправившись на родной базе, можно преодолеть примерно 3800 км. Для наглядности – это два челночных рейса из Москвы в Санкт-Петербург, кругорейс по маршруту Москва – Сочи или, например, Москва – Челябинск.
Назад в дальнобойщики
Что до ощущений за рулём – опять ассоциации с легковым авто премиум-класса. Это удобный и быстрый автомобиль с мощным мотором, «автоматом», отличным обзором и шумоизоляцией, на котором даже прохожие невольно задерживают взгляд. Вдоволь налюбовался и я этим тягачом, после чего вернул его обратно законному владельцу. С предательскими мыслями в моей голове: «Почему я сегодня уже почти оставил дальнобойное ремесло, может быть, и мне посчастливилось бы работать на этой машине…»
Головная оптика и аэродинамический обтекатель
Scania здесь демонстрирует здоровый традиционализм. На некоторых версиях производитель до сих пор не отказался от стеклянных рифлёных рассеивателей. На этом тягаче наряду с обильным применением светодиодов вы не найдёте линз и газоразрядных ламп. На мой взгляд, чрезвычайно ответственный подход, так как сомнительные эксперименты со световыми приборами могут серьёзно осложнить жизнь водителя магистрального автопоезда, особенно в России, где освещённых участков загородных дорог совсем не много. А сама форма козырька это не только аэродинамика, обтекатель отвечает за интенсивность светового потока от солнца в разных частях кабины, чтобы не навредить здоровью водителя.
Полная масса, кг | 20 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 40 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг | 8500/ 11 500 |
Двигатель:
|
DС16 102 620 (Euro 5) Дизельный, V-8 16,0 620/1900 мин-1 2300/1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
GRS905R Автоматизированная 12/2 |
Передаточное число моста | 2,92 |
Подвеска | Спереди – рессорная, сзади – пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая |
Колёсная формула | 4x2 |
Размер шин | Передние – 385/65 R22,5; задние – 315/60 R22,5 |
Заключение
Вспомнились два прошлогодних теста Griffin и Streamline. Там, вспоминая предыдущий тест-драйв, я констатировал упрямый факт, что потолок кабины становится выше, а моторный тоннель – наоборот. Но тягач линейки Streamline, который близок к сегодняшней версии Blue Stream, показался мне уже перенасыщенным инновациями для российского автопарка, где методы ведения бизнеса и автодороги далеки от совершенства. Да и водители не без греха, чтобы без опасений доверить им столь дорогую технику. И вот сегодня передо мной товарная версия ещё более навороченной машины, заказанной реально существующим российским перевозчиком. «Тепличных» условий эксплуатации современных автопоездов по-прежнему нет в нашей стране, но это не помешало сделать выбор. В пользу Blue Stream…