Дарт Вейдер строительной площадки
Renault Trucks K 440 8x4R собранный в Калуге
Примерно год назад мой коллега Даниил Минаев, тестируя новейшую строительную серию грузовиков Renault в окрестностях Барселоны, высказал мысль, что в Россию эти машины, скорее всего, доберутся с мотором 440 л.с. и с механической коробкой передач. И как в воду глядел! Собранный в России Renault Trucks серии K оказался именно в такой комплектации.
Обычно на выставках и презентациях производитель старается показать товар лицом и демонстрирует наиболее укомплектованные машины, с самыми мощными в гамме моторами, новейшими агрегатами, окрашенные яркими и дорогими эмалями. Грузовики, которые мы потом видим на наших дорогах, обычно выглядят более приземлённо, зато они больше соответствуют отечественным условиям эксплуатации.
Вот и на выставке Comtrans`2013, на премьере новой строительной серии K, я думал о том, в какой комплектации он в конечном итоге попадёт на наши стройплощадки? Что окажется выставочной мишурой, а что останется включённым в российскую конфигурацию?
Очное знакомство
И вот передо мной собранный на калужском заводе ЗАО «Вольво Восток» Renault K 440 8x4R с самосвальной надстройкой БЦМ-270 «Истра» Красногорского машиностроительного завода «Бецема». Самое время разобраться с вопросами, мучившими меня почти полтора года.
Несмотря на кабину, окрашенную в самый нейтральный цвет – белый, – автомобиль по-прежнему выглядит агрессивно. Эдакий герой «Звёздных войн», нечаянно оказавшийся на строительной площадке. Не могу сказать, что я поклонник нового дизайна грузовиков Renault, но их внешность точно никого не оставляет равнодушным, и это, наверное, главное!
С практической точки зрения можно отметить у грузовика очень большой угол въезда, говорят, лучший среди машин такого класса – 32°. Для этого передний защитный поддон радиатора имеет снизу соответствующую форму. Бросаются в глаза ощутимо скошенные «скулы» кабины и углы бампера – меньше стало выпирающих элементов, и при маневрировании в узком пространстве водители ещё не раз скажут за это «спасибо» конструкторам.
В рекламных проспектах утверждается, что бампер у машины полностью металлический, состоящий из трёх независимых секций. Секции, действительно, присутствуют, а вот на счёт полностью цельнометаллического я бы поспорил – в бампере есть внушительных размеров пластмассовые вставки, особенно вокруг импровизированной решётки радиатора. И пластик там довольно хлипкий на вид.
Что ещё поразило внешне? Высота машины! На площадке рядом с Renault K стояли самосвалы MAN TGS 41.480 8х8 на 24’’ резине (полноприводные на больших колёсах), так вот Renault K 440 8x4 на 22,5’’ резине и без передних ведущих мостов был чуть ли не выше их (по факту высота Renault K по кабине – 3500 мм). Соответственно в кабину Renault ведёт трап аж из четырёх ступеней (высота пола кабины над уровнем дороги 1725 мм – выше среднего человеческого роста!).
Есть у Renault K очень полезное решение – сбоку на кабине, со стороны водителя, пристроена довольно широкая площадка для ног, а на крыше установлен дополнительный поручень. По задумке конструкторов, это позволяет, не спускаясь на землю, заглянуть внутрь кузова машины или перебраться на лесенку для обслуживания кузова, например, чтобы раскатать или свернуть полог, прикрывающий платформу. Я проверил: площадкой, действительно, удобно пользоваться!
Кабину грузовика Renault трудно перепутать с какой-либо другой машиной. Всё какое-то гранёное, угловатое… но вполне симпатичное. Из необычного отмечу большой (7 дюймов) и яркий дисплей на комбинации приборов прямо перед глазами водителя. Он не только отражает работу машины в данный момент (указывает на выбранную передачу, включённый моторный тормоз или моментальный расход топлива), но и выдаёт весьма полезные подсказки. Так, при попытке тронуться на ровной площадке на пустой машине на III передаче я не ощутил каких-либо проблем в поведении машины, а на дисплее тут же появилась надпись, что отмечена небольшая пробуксовка сцепления и лучше трогаться с более низкой ступени.
Непривычным по отношению к грузовикам других марок является и электронный парковочный тормоз, выполненный в виде огромной клавиши на панели приборов. Он может работать как в автоматическом режиме (ставить и снимать машину с «ручника» во время остановки), так и в обычном ручном режиме. Причём, я заметил, водители-перегонщики предпочитают именно ручной режим, видимо, в их понимании так надёжнее.
Понравился многофункциональный руль, кнопками на котором можно управлять круиз-контролем, ограничителем скорости или навигацией по меню дисплея.
В меру энергонасыщенный с двигателем DTI 13 (это меньшей мощности из доступных версий для грузовика 8х4) и 14-ступенчатой механической коробкой передач (хотя коробка Optidriver с автоматизированным сцеплением для них считается базовой) российский Renault K произвёл на меня впечатление очень сбалансированного грузовика. В его стандартную комплектацию включены механизмы блокировки межколёсного и межосевых дифференциалов, а также система помощи водителю при трогании на подъёме, не позволяющая автомобилю скатываться назад.
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 2х8000 |
Максимальная нагрузка на заднюю тележку, кг | 32 000 |
Допустимая полная масса, кг | 42 000 |
Двигатель:
|
Renault Dxi 13 Euro 5, турбодизель, I-6, 24 клапана, верхнее расположение распределительного вала, ГРМ в задней части двигателя 440 (324) при 1400–1900 мин-1 2200 при 1050–1400 мин-1 |
Коробка передач | B14 MTО 2514, механическая, 12 передних передач и 2 медленных и 4 задних передачи (13,16-0,8) |
Рабочий тормоз | Двухконтурная система тормозов с барабанными тормозными механизмами |
Сцепление | Однодисковое сцепление диаметром 430 мм |
Подвеска передних мостов | 3-листовые параболические рессоры |
Подвеска задней тележки | 11-листовые полуэллиптические рессоры |
Кабина | DAY CAB : дневная кабина, стандартная крыша |
Шины | 315/80 R22,5 |
Ведущие мосты на машине двухступенчатые, для улучшения тягово-сцепных свойств в условиях технологических дорог или стройплощадок. Дорожный просвет не менее 320 мм, а при применении колёс 24’’ этот показатель подрастёт ещё на 60 мм, благо, применение большой резины предусмотрено конструкцией. В Европе для этой машины доступны дисковые тормозные механизмы, но у грузовика, собранного в России, я отметил сохранение барабанных тормозных механизмов на всех колёсах, причём задние сделаны ещё и в пылезащищенном исполнении.
В целом у автомобиля прекрасная эргономика и обзорность с места водителя, в том числе и через зеркала заднего вида. Его манёвренность выше всяких похвал – радиус разворота всего 9 м. Не машина, а загляденье. Знаю, что в Европе на самосвалах Renault K работают даже женщины-водители.
Бодибилдер
По задумке создателей, самосвал БЦМ-270 «Истра» – это «первая ласточка» большого семействасамосвалов на шасси Renault K в рамках альянса двух производителей. Кроме четырёхосного начался выпуск трёхосного самосвала БЦМ-128 на шасси Renault K 430 с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Все они будут оснащены унифицированными самосвальными платформами серии «Истра» (об этих кузовах мы подробно писали в «ГП» № 7, 2011 г.), сваренными из высокопрочных сталей Hardox и Domex, со встроенным подогревом кузова. И это несмотря на то, что сами шасси соответствуют экологическим требованиям Euro 5 и температура их выхлопа значительно ниже, чем у грузовиков Euro 3. Самосвалы будут оснащать импортной гидравлической системой, в данном случае итальянской Binotto.
К изготовителю самосвальной надстройки «Бецема» есть лишь одно существенное замечание. Стремясь выполнить требования российских стандартов, на заводе так установили задний противоподкатный брус, что теперь он существенно ограничивает задний угол съезда самосвала. И это на фоне рекордного переднего угла въезда. Понятно, что иначе по закону его не установишь, но эксплуатационникам от этого нелегче… паркетный самосвал какой-то получается.
Выход видится лишь один – сделать этот брус подъёмным: съехал с дороги с твёрдым покрытием – поднял его, выехал на асфальт – опустил. А так его эксплуатанты просто демонтируют, и машина останется без одного из важнейших элементов пассивной безопасности. Не для самого грузовика, а для тех легковушек, которые окажутся на одной дороге с ним.