Автобус для перевозки детей МАЗ-257S30
Первый в СНГ специализированный автобус для перевозки детей МАЗ-257S30 вышел из стадии «опытно-экспериментальной разработки».
Мы неспроста назвали новый «школьник» Минского автозавода первым в СНГ. До недавнего времени все подобные машины создавались на базе уже существующих моделей путём внесения в конструкцию необходимых изменений.
Собственно, по такой же схеме производили и предшественника новинки – МАЗ-241S30. Однако крупный заказ на две сотни «школьников» для Белоруссии позволил провести полный анализ всех «плюсов» и «минусов» такого подхода, и в итоге из цехов МАЗа выкатился автобус, созданный по иной концепции.
Ещё на стадии проектирования МАЗ-257 был заложен именно как автобус для перевозки детей. Узкие оконные форточки, под потолком сетчатые полки для ранцев, сиденья с четырёхточечными ремнями, расположенные лицом по ходу движения, и два «перевертыша» для сопровождающих – всё, как и должно быть в правильном «школьнике».
Впрочем, в остальном это классический кузов вагонной компоновки, водружённый на рамное шасси. При габаритах 8720х2550х3150 мм и колёсной базе 4800 мм у машины переднее расположение двигателя и коробки передач – в данный момент это Cummins китайского производства и 6-ступенчатая МКП ZF. Ведущий мост задний.
Две служебные одностворчатые двери с приводом обкатывающего типа расположены в традиционных для данной компоновки местах. Общая пассажировместимость совпадает с количеством посадочных мест – 31 человек. Перевозка пассажиров стоя, разумеется, запрещена.
Одна из особенностей МАЗ-257S30 – увеличенный до 200 мм клиренс и неплохая для автобуса геометрическая проходимость: угол въезда – 16°, угол съезда – 10°. Данные параметры – следствие пожеланий водителей школьных автобусов, которым зимой приходится преодолевать снежные перемёты, а в сезон дождей периодически плескаться в грязи.
Несмотря на то, что заводчане по-прежнему ни слова не говорят о планах дальнейшего развития, в итоговом виде МАЗ-257S30 выглядит как задел на семейство автобусов для сельской местности с неразвитой сетью дорог с качественным покрытием. Другими словами – это потенциальный конкурент российскому ПАЗ-3204, коих в прошлом году в России было продано без малого 979 ед. (2-е место, 39,3% прирост к 2015 г.). Похоже, белорусы знают, куда целиться. Так что нише снятого с производства несколько лет назад МАЗ-256 теперь недолго оставаться пустой…