Лезгинка на дороге
Рейс на Северный Кавказ
В свой первый дальнобойный рейс я отправился, ещё будучи студентом МАДИ. После окончания института моя инженерная карьера очень тесно переплеталась с практикой за рулём. С тех пор я так и не научился жить без трассы – это неотъемлемая часть моей жизни, работы. В начале прошлого лета мне предложили сходить в рейс на Северный Кавказ. Пунктом назначения была столица Дагестана – город Махачкала. Я согласился, но при одном условии: моим напарником будет коллега, с которым мы знакомы уже почти 20 лет. Заказчик не спорил, тем более, что груз был весьма специфический – полуприцеп-подиум для футбольной команды. Сегодня, по прошествии года, мне захотелось написать об этом необычном рейсе. Кто знает, может быть, мой рассказ окажет кому-то практическую помощь и станет источником небесполезной информации…
Перед отъездом
Известие о моей предстоящей командировке вызвало тревогу у моих родных. Их беспокойство, впрочем, было вполне обоснованным. Несмотря на то что северокавказский регион сегодня находится под жёстким контролем федеральных властей, время от времени здесь происходят всякие происшествия. Но я настроил себя и близких на то, что всё будет хорошо. Забегая вперёд, скажу, что всё закончилось благополучно, но эта поездка останется важной вехой в моей практике.
Началось всё с того, что футбольной команде потребовался полуприцеп. Специального назначения. Чтобы футболисты могли приветствовать зрительскую аудиторию, и на радость болельщикам родилась идея создания специального передвижного подиума. Реализовать эту идею «в металле» взялись инженеры и слесари одной частной московской гоночной команды. В качестве базового шасси был приобретён новенький стандартный бортовой полуприцеп Schmitz.
Когда постройка специального транспортного средства была завершена, моя миссия заключалась в том, чтобы доставить это чудо на колёсах в Махачкалу, причём надо было ещё успеть на празднование Дня города, ведь в рамках этого праздника должно состояться открытие нового стадиона. Наш новоиспечённый полуприцеп мы прицепили к трёхосному капотному тягачу для американского рынка Volvo VNL («ГП», № 12, 2011 г.) и выкатили автопоезд на солнце из тесного тёмного цеха. Я сел на пока ещё свежую по-весеннему траву и, любуясь плодом эксклюзивной ручной работы, немного загрустил. Предстояло осмыслить предстоящий маршрут.
Часы и километры
Вариантов движения из Москвы до Махачкалы довольно много. Согласно оценке специализированных компьютерных программ, большинство из них (программ) ведёт по маршруту через Тамбовскую область, Волгоград и Калмыкию. Таким образом, пролетев около 120 км до начала Тульской области по отличной автодороге М4, сворачиваешь на узкую, сильно колейную дорогу М6, которая к тому же регулярно ремонтируется, вызывая задержки движения, но значительно лучше от этого не становится.
Движение через Волгоград сегодня сильно затруднено, да и существует некоторая статистика вероятности встреч с местным криминалом в этой области. В Калмыкии практически отсутствует придорожная инфраструктура: место, чтобы прилично перекусить и заправиться, придётся поискать. Можно оттянуть встречу с Калмыкией, проследовав примерно 950 км по М4 до Каменск-Шахтинска, повернув после него налево (Москва за спиной) в направлении Астрахани. Но дорога там тоже скверная, хоть и меньше загружена.
Если следовать из столицы по прямой, через Ставрополье и множество наших южных республик, то там неудобство доставит тотальный контроль на каждом посту, что также отнимает время. Разница в километраже между самым коротким и самым длинным вариантами составляет около 270 км, но первые 1100 км до Ростова вообще не предвещают серьёзных затруднений.
Спасибо сочинской Олимпиаде, благо, добираться туда спортсменам и гостям надо было в этом же направлении! Масштабная реконструкция федеральной трассы М4 началась в 2008 году, и её результаты сегодня ощутимы, правда, немного омрачены введением нескольких платных участков, но лучше так в сравнении с тем, что было и что стало.
И вот мы отправились в путь, поворачивать в Тульской области на Тамбов не стали, доехали до окраин Ельца и остановились на ночлег. Утро вечера мудренее!
Второй ходовой день
Посовещавшись с южными дальнобойщиками на стоянке, мы поняли, что не ошиблись, склоняясь к наиболее длинному, но зато самому скоростному маршруту, поскольку документы у нас в порядке, техника тоже, то решили не опасаться проверок и приняли окончательно более длительный вариант. Всё-таки лучше сделать крюк по хорошей дороге, где есть АЗС, мотели и магазины запчастей. А обильное присутствие дорожной полиции кроме негативного фактора всё же вносит некий вклад во всеобщую безопасность…
Воронеж и Ростов пролетели незаметно, пригородный Батайск, пост ДПС в Цукеровой Балке – граница Краснодарского края, вблизи станицы Павловская уходим налево, на автодорогу М29 в направлении городов Тихорецк, Кропоткин. Затем берём курс на Армавир, Невинномысск, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик, Беслан, Назрань, Грозный, Гудермес, Хасавюрт и Махачкалу.
Но сегодня весь этот маршрут пройти не успеем. Дорога в большинстве случаев проходит по окраине, а то и напрямую через большинство перечисленных городов, это характеризуется всплеском интенсивности. Совсем уж глухих «пробок» нет, но средняя скорость движения по городу около 20 км/ч. Дорога преобладает двухполосная, возможностей для обгона немного. Отраден тот факт, что активно ведётся реконструкция и строительство новых дорог, значит, есть надежда в будущем двигаться быстрее.
Вечером второго ходового дня останавливаемся на стоянку на границе Ставропольского края. Состояние покрытия на дороге М29, некоторые участки которой, по местным справкам, носят индекс то Е50, то Е117, вполне удовлетворительное, местами, правильнее сказать, терпимое, но с указателями просто беда. Впрочем, как и везде в России, особенно на второстепенных дорогах...
После того как мы покинули федеральную трассу М4, интенсивность движения существенно снизилась, но это не спасло нас от необходимости выполнять довольно неприятные обгоны грузовых тихоходов. Пока всё шло вполне нормально. ГИБДД поинтересовалась нами лишь единожды, в Богучаре Воронежской области. Проверили документы и отпустили.
День финиша
В этот самый ответственный рабочий день нашего рейса нам предстояло проехать несколько автономных республик и вечером финишировать в Махачкале, причём строго без опозданий. Обязательная процедура – тотальный контроль на блокпосту «Кавказ». В целом и сотрудники ДПС, и воины спецподразделений, охраняющих этот пока неспокойный российский край, настроены адекватно и даже дружелюбно, так что никаких психологических преград. Но очень любопытно сложились наши отношения с дорожной полицией Ингушетии, хотя в целом к ним нет никаких претензий. Остановлюсь на этом эпизоде подробнее. Инспектор на въезде в республику поинтересовался, первый ли раз мы в этих краях, и, получив утвердительный ответ, заявил, что раз такое дело, надо бы приветственный «салямчик»… Мы конечно же сделали вид, что не поняли, о чём он, и нам пожелали счастливого пути. Только через несколько километров нас настиг уже другой наряд ДПС и долго и придирчиво изучал документы и нас, широко и гостеприимно улыбаясь в усы, но при этом почему-то грозя пальцем. Иногда в процессе этой «беседы», инспекторы пытались выдумать мнимые нарушения, но мы жёстко стояли на своём: никого не трогали, нигде не превышали, ничего не нарушали. Естественно, не обнаружив ничего противозаконного (документально мы к этому рейсу тщательно готовились ещё в Москве), нам вновь пожелали счастливого пути и сказали, что надо уважать традиции, загадочно широко улыбнувшись напоследок. Вот так.
Кавказский менталитет
Как уже говорилось, судьба занесла наш экипаж в эти края впервые. И поначалу нас сильно смутило полное отсутствие дорожной культуры, особенно среди владельцев легковых автомобилей. Но при детальном рассмотрении проблемы оказалось всё не так уж и плохо, просто виной тому горячий характер здешних народов, и посему специфический местный менталитет. Это требует от заезжего дальнобойщика повышенного внимания и очень корректного поведения и касается абсолютно всех без исключения северокавказских республик.
Личный автотранспорт местных джигитов укомплектован преимущественно продукцией самого известного российского автозавода, расположенного в Самарской области. Воистину, пока живы местные потребители его техники, автогиганту точно банкротство не грозит! В почёте (ау, маркетологи!) исключительно чёрный и белый цвета. Для поставки в северокавказский регион, думаю, чёрные стёкла и дополнительный клаксон необходимо включить в штатную комплектацию, но, чтобы не вызвать удорожания продукции, сигналы поворота можно смело исключить. Всё равно ими здесь почти никто не пользуется.
Однако – маленькая ремарка! Это отнюдь не признак дорожного бескультурья, просто «поворотники» успешно заменяет звуковой сигнал, и ничего с этим нельзя поделать. Местные жители ездят быстро, постоянно сигналя и обгоняя друг друга. Водитель автопоезда при этом оказывается в довольно странном положении. Длинное и тяжёлое транспортное средство со всех сторон, словно стая птиц, облетает рой белых и чёрных наглухо тонированных «Калин» и «Приор», которые при этом непрерывно сигналят. Нет, они не со зла, это такая своеобразная «дорожная азбука». Горцы водят машину, словно танцуют свой любимый и зажигательный национальный танец и получают от этого немалое удовольствие. К этому надо привыкнуть.
Когда заветная Махачкала показалась на горизонте и финиш казался так близок, я решил «притопить». Мощный двигатель Volvo VNL с удовольствием откликнулся на зов педали акселератора, началась равнина и многополосное шоссе, ведущее на въезд в город: почему не поехать побыстрее! Внезапно справа с второстепенной дороги из населённого пункта со странным названием Ленинкент, режущим ухо, совершенно игнорируя ПДД, выкатилась легковушка. Её водитель явно недооценил, что иной большегруз способен достаточно быстро перемещаться в пространстве. Он осознал свою ошибку, резко взял правее, да и я был готов затормозить.
Столкновения не произошло, с годами у меня выработался навык быть терпеливым и невозмутимым за профессиональным рулём. Через несколько километров он всё равно не выдержал и начал обгон. Когда наши машины поравнялись, он опустил чёрное стекло, посигналил, извинился за свой недавний прокол и посигналил на прощание. Такие вот они, кавказцы…
А через час мы в сопровождении встречающей стороны уже заезжали на территорию конечной точки нашего маршрута.
Возвращение
Важная проблема, которой необходимо уделить внимание в этих краях, – качество топлива и способ его реализации. На некоторых АЗС в Дагестане может не быть кассового аппарата! Чек напишут вручную на клочке бумаги и заверят подписью и печатью. Из заправочного пистолета может пойти вместо прозрачной сине-зелёного оттенка топливной струи мутная жёлтая жидкость. В таком случае от заправки лучше отказаться.
Возвращались домой мы тем же маршрутом. Особо отмечу, неизгладимое впечатление на нас произвели дороги Чеченской Республики! Теперь здесь преобладают многополосные магистрали с разделительными отбойниками, освещением и множеством камер видеофиксации. Учитывая непривычную и раннюю не по сезону для нас растительность, можно вообразить, что следуешь где-то в южной части Европы. Даже там, где ещё не успели завершить реконструкцию, строительство идёт полным ходом. Всего несколько лет назад здесь всё было совсем иначе…
Опять череда постов, вежливый, но требовательный и дотошный контроль, плавно пересекаем границу Ставропольского, затем Краснодарского края, Ростов, Воронеж, Елец. Здесь территория России, более привычна нам, жителям средней полосы. Начало лета, ближе к дому пасмурно, накрапывает дождик, транспорт движется всё плотнее, рейс близится к завершению…
Выводы и пожелания
Адрес получателя или отправителя груза, начинающийся со словосочетания «Чеченская Республика», у многих перевозчиков и водителей вызывает справедливые опасения, поэтому многие отказываются от рейсов в этом направлении. Как нам показалось в этой поездке, сегодня здесь – территория закона. К тому же мы отметили отличные дороги в окрестностях Грозного, неплохие в целом по республике, и никто нас не беспокоил. Многие водители при движении по оживлённой трассе, устав слушать в динамике некорректное общение своих коллег, выключают бортовую Си-Би-радиосвязь, здесь всё же лучше этого никогда не делать, чтобы не упустить важную информацию.
Тем не менее не следует пренебрегать элементарными мерами осторожности и собственной безопасности общего плана. Не следует входить в незапланированные контакты с местным населением, передвигаться лучше только в светлое время суток, а ночевать на охраняемых стоянках.
Выбирая маршруты южной части России, используйте федеральную автотрассу М4 по максимуму. Сегодня она как никогда исправна и комфортна, платные участки не сильно бьют по карману. Осталось лишь несколько недоделанных перегонов, пережить которые надо как плохой сон, немного набравшись терпения. Комфортное передвижение по этой дороге позволит меньше устать, даже если придётся сделать некоторый «крюк». В разумных пределах это не вызовет значительной разницы в расходе топлива, гораздо больший пережог можно получить беспрестанно обгоняя тихоходные дагестанские КАМАЗы на узких дорогах третьей категории.
Уважайте местный менталитет. Помните, что вы имеете дело с древними, мудрыми, воинственными и немного озорными народами. Воспитывались эти люди в совсем других традициях и обычаях, нежели жители Центральной России. Основной мотив любого общения – дипломатия! Здесь отсутствие культуры вождения или речи совсем не значит низкий уровень культуры или недостаток воспитания самих людей. Сдержанность и дружелюбие поможет избежать практически любых проблем.
Ещё одна серьёзная «южная» проблема – качество топлива. Особенно внимательным надо быть зимой. В южных регионах температура редко опускается ниже нуля, и, возвращаясь домой, можно запросто замёрзнуть где-нибудь в Воронежской области. Всегда необходимо осматривать цвет и консистенцию топлива. Есть сомнения – заправку немедленно прекратить!