День открытых дверей на закрытом заводе
Минский завод колёсных тягачей празднует своё 60-летие. Его продукцию знает всё мужское население России – ещё бы, ведь именно на шасси МЗКТ возят ядерный щит нашей страны. Но это знание однобоко, ибо товарная линейка завода намного шире, чем выпуск многоосных армейских ракетоносцев. Да и о самом заводе информации крайне мало – предприятие долгое время не афишировало активно своё существование, по принципу «кому надо – тот найдёт». И вот – свершилось! В честь юбилея завода на его территорию пригласили СМИ, а через пару дней устроили День открытых дверей для всех желающих. Праздник же!!!
В итоге посещение самого закрытого автомобильного завода оказалось открытым на 100%. Никаких запретов на съёмку, никаких ограничений по длине любопытного носа, никаких увиливаний от вопросов – впору ставить МЗКТ в пример по общению руководства завода со СМИ. Что ж, мероприятие удалось на славу, давненько я не получал такого удовольствия. С грустью подумал, что мне в кои-то веки не хватило времени посмотреть и отснять всё, что готовы были показать заводчане. Вот ещё бы часиков двенадцать...
Коротко и ясно
Начнём с того, что традиционная пресс-конференция была проведена прямо-таки в новаторском стиле. Генеральный директор ОАО «МЗКТ» В.М. Вовк буквально в двух словах обрисовал текущие достижения и планы предприятия, а затем предложил продолжить общение в формате «вопрос–ответ» прямо во время экскурсии, резонно предположив, что многие вопросы снимутся сами собой по мере знакомства с заводом, так оно и оказалось. Вывод: оказывается, руководитель завода при общении с прессой бывает ещё и грамотным стратегом, а не всегда только «главным сказочником».
Впечатлил и проход по цехам. Грязь, следы масла, громоздящиеся штабеля полуржавых, побитых жизнью ящиков с деталями – это явно не о МЗКТ. Чистые, светлые помещения, аккуратная покраска – может, и не Япония, но с привычным стереотипом об отечественных заводах явно не вяжется.
А ещё здесь недавно закончилось полное перевооружение станочного парка. Теперь внутри всё выглядит как угодно, но только не как машиностроительный завод с угрюмыми мужиками в грязных робах, что-то ковыряющих у причудливого вида агрегатов. Стройные ряды новейших немецких и китайских станков известных производителей. Вот немецкий обрабатывающий центр Deckel Maho DMC100H Duo Block; вертикальный токарный станок Hyundai LV 1100RM стоимостью 421 000 евро; шеренга обрабатывающих центров Doosan NHP8000 с ценником $698 000.
Я не оговорился, именно с ценником – это ещё одно нововведение завода. На каждом станке указана его стоимость. Казалось бы такая странная мера, а в разы улучшила отношение рабочих к технике – уж очень «нулей» много…
Рассказывать о заводе можно долго, и, возможно, мы ещё сделаем отдельный обзор именно о его цехах, станках и испытательном центре. Пока же вернёмся к продукции, тем более, что многим, в том числе и мне, видеть её приходилось, а вот за рулём оказаться как-то не довелось. А для автомобильного журналиста полноценный тест-драйв всегда стоит на первом месте. Тем более что даже в этой номинации МЗКТ зарекомендовал себя замечательно.
Под седлом
На тест-драйв было заявлено аж 6 машин: балластно-седельный тягач МЗКТ 741600-011 (8х8), самосвал МЗКТ 750500-011 (6х4), специальное шасси МЗКТ 79292 (10х10), специальное шасси МЗКТ 7930 (8х8), бортовой автомобиль с кормовым манипулятором МЗКТ 7301 (8х8) и армейский грузовик МЗКТ 5002 (4х4). Кроме того, условно-тестовым оказался ВПК 233136 «Лис», известный в России под именем «Тигр». На машине готовы были покатать кого угодно, но вот за руль напичканного оборудованием на $6 000 000 внедорожника прессу пустить не решились. На этом фоне два статичных экспоната: МЗКТ 6001 (6х6) и автобус «Неман 520121», были уже практически незаметны, хотя первый, благодаря люку в крыше, использовался как вышка для видеосъёмки, а второй занимался трансфером прессы на полигон.
При таком многообразии пришлось умерить аппетит и ввести для себя ограничения. Первым делом я уселся в кабину седельного тягача МЗКТ 741600-011 – того самого, что экспонировался на выставке СТТ-2014. Всё же машина в дорожном габарите, а начинать знакомство с техникой, позиционирующейся в народе как «о-го-го!», лучше с привычных размеров. Тем более что этот автомобиль ориентирован и на гражданских покупателей.
Первое, что ощущаешь, усевшись за руль, – это высоту кабины над землёй. Посадка в стиле «высоко сижу – далеко гляжу» лично мне очень импонирует. Тем более водитель такого тягача «пробежки» по трапу выполняет довольно редко, а видимость на дорогу улучшается в разы.
Особенность машины – применение гидромеханической 6-ступенчатой трансмиссии МЗКТ 651620 СОБСТВЕННОЙ разработки. Да-да, МЗКТ по-прежнему не только производит собственные АКП, но и разрабатывает новые модели.
Кстати, в полном соответствии с задачами – транспортировка грузов при полной массе автопоезда – 90 000 кг, машина оснащена 600-сильным двигателем Cummins и имеет колёсную формулу 8х8.
Однако вопреки предвкушениям от езды на «грузовом гоночном болиде» реальность оказывается более приземлённой. Передаточные отношения подобраны таким образом, чтобы тянуть груз, невзирая ни на какие уклоны и т. п. вещи. Соответственно разгон «никакой», зато, по словам испытателей, наличие полуприцепа с балластом тягач совершенно не замечает.
А вот с подвеской на «голове» просто беда. Машину ощутимо потряхивает даже на мелких выбоинах, а на действительно разбитых участках приходится практически до нуля сбрасывать скорость. На вопрос, «как же вы перегоняли её в Москву?» испытатели дипломатично ответили: «на автовозе»… Возможно, конечно, при полной загрузке плавность хода значительно улучшится, но, судя по хитрому выражению лиц представителей завода, – скорее всего, будет проведена доработка подвески. И надеюсь, что ещё и шумоизоляции добавят, так как в настоящий момент разговаривать внутри можно только на повышенных тонах.
Дымилась, падая, ракета, а от неё бежал расчёт…
Специальное шасси МЗКТ 7930 используется для установки таких ракетных систем, как ОТРК «Искандер-М». Поэтому не прокатиться на этой машине я просто не мог.
Фэйс-контроль на допуск подозрительного типа в костюме к управлению столь негабаритной техникой я прошёл благодаря рекомендации водителя МЗКТ 741600-011 – он кивнул «можно», и меня запустили, нет, не в кабину, а, судя по размерам, в рубку МЗКТ 7930.
Левое стекло откинуто для проветривания, правое залито грязью при прохождении брода, правое зеркало вообще завёрнуто ветками к корпусу машины.
«Настроимся?» – «Зачем?» – профессиональный испытатель вроде бы даже удивился: «Заводи и поехали». Под скептический взгляд настраиваю под себя кресло, завожу двигатель и плавно трогаюсь, благо, на этой машине стоит «автомат» Allisson и осваиваться с «механикой» не надо.
«Газу, газу! Смелее!» – подначивает испытатель. Говорю, что сначала прочувствую габариты, а потом уже «газу…», и в тот же момент ситуация меняется... Видимо, наконец-то причислив меня к адекватным водителям, мне начинают давать уже действительно полезные советы: «Подвеска энергоёмкая – ям не бойся», «Машина любит скорость – на газ жми смело». «Перед ямой газ сбрасывай, а как только колесо пошло вниз, сразу газ в пол!»
Пока осваиваю азы, машину раскачивает, открытое окно в металлической рамке со всей силы колотит по двери, слишком близко придвинутый руль постоянно тычет в живот (вот почему здесь сиденье изначально стояло так далеко, хотя водитель моего роста), и по кабине нас кидает взад-вперёд – некомфортно. Но постоянная смена автомобилей на тестах даёт о себе знать, и организм быстро адаптируется к нюансам управления ракетоносцем.
«Газ в пол» – сброс, яма – опять «газ в пол», и так постоянно. Вот почему на ходу рёв двигателя со стороны слышится волнами. И вот уже стрелка спидометра начинает колебаться между отметками 45–60 км/ч, а «7930», лихо разметая лужи, плывёт над трассой танкового полигона, и разговор от советов переходит к обсуждению особенностей управления и различий между разными моделями ракетоносцев в целом.
Если понять алгоритм работы с газом – плавность хода просто отменная. Как говорят испытатели: «Для МЗКТ максимальная скорость единая – 70 км/ч вне зависимости от дороги». Очень похоже на правду.
Немного похуже с манёвренностью, если этот термин вообще уместен для автомобиля длиной 12,7 м и шириной 3 м. Впрочем, благодаря некоторым особенностям МЗКТ 7930, если перед вами не вековой дуб, то вы развернётесь практически на любой поляне. Да и к ширине привыкаешь практически мгновенно, так что рассказа о сломанном мимоходом ельнике не будет, и в целом быть водителем ракетоносца, конечно, ответственно, но не так уж и сложно, как кажется со стороны.
А вообще – ВОСТОРГ!!!
Мы с Мухтаром на границе
Премьерный показ МЗКТ 5002 состоялся ещё в прошлом году. Было выпущено шесть экземпляров, которые активно участвовали в испытаниях, в том числе и непосредственно в войсках. По итогам этих испытаний военные порекомендовали внести ряд изменений, направленных, по сути, на уменьшение габаритных размеров, что для пограничных патрулей весьма актуально.
Итог перед вами, и оказался он весьма спорным. Кабина теперь разделена на две части моторным тоннелем, а перелезать через него неудобно из-за пониженной крыши. По той же причине рослым бойцам и офицерам в кабине ездить не рекомендую. Предельный рост – 178 см. Если вы выше – берегите голову, а если нет… Если нет, то «Добро пожаловать», что я и сделал.
За рулём устраиваешься быстро, массы регулировок на полчаса настройки здесь просто нет. Несмотря на неуловимую схожесть с ГАЗ-66, в кабине всё гораздо современнее, а главное – удобнее. Рычаг КП не надо нашаривать за спиной, а посадку можно без скидок назвать комфортной.
Стартует «5002» легко и скорость набирает быстро. Передачи подобраны правильно, с перекрытием, так что на пересечённой местности вопросов не возникает. Поддерживать на той же трассе, где я тестировал МЗКТ 7930, аналогичную ему скорость, естественно, не получается – слишком короткая база, но свои 50 км/ч машина держит уверенно. Вообще, подвеска и здесь порадовала – и мягко, и пробоев нет. Да и на перегибах машина не кренится и не заставляет сидящих в кузове в ужасе хвататься за дуги.
Резюме: автомобиль получился компактным, вёртким и динамичным. Вопрос же с кабиной на заводе решили просто – кабины обоих размеров взаимозаменяемые. Какую надо, такую и поставим.
И заводская проходная
Сказать, что завод жив – не сказать ничего. Предприятие процветает как в прямом (зелени на территории предостаточно), так и в переносном смысле.
К однозначным достижениям стоит отнести уже упоминавшееся перевооружение станочного парка. Более того, практически исчезла текучка кадров, рабочие тоже оценили перемены к лучшему и стали ответственнее подходить к своим обязанностям.
Немаловажным стоит признать сильнейшее конструкторское бюро, позволяющее поставлять конкурентоспособную продукцию, в казалось бы, совершенно противоположные отрасли промышленности.
А ещё с апреля 2014 года в состав ОАО «МЗКТ» входит ОАО «Лидские автобусы «Нёман», о котором мы неоднократно писали на страницах журнала и которое наконец-то вывело на российский рынок свою модель «Неман 420224» на шасси IVECO Daily 65C.
Ну и конечно же главным козырем МЗКТ является уникальное ракетоносное шасси, воссоздать которое, несмотря на громогласные заявления, не смог ни один российский завод. Кстати, сейчас активно ведётся речь о покупке либо доли, либо, если повезёт, всего завода российским инвестором – имя, правда, не называется, но, хмм… кто бы это мог быть?..
Не поверите, но я даже не знаю, что написать такого негативного – прямо какой-то завод «европейского» класса получается…
Так что своё 60-летие МЗКТ встретил не просто на коне, а ещё и в полном обмундировании. Теперь, полагаю, мы ещё не раз вернёмся к этому предприятию – благо, поводов предостаточно.