<<< Назад

Расступись, табун (ГАЗ-A63R42 и ГАЗ-A64R42)

Производитель: Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород)
Модель: ГАЗ-A63R42 и ГАЗ-A64R42
Начало продаж в России: 2014 г.
Цена: ГАЗ-A63R42 – 1 130 000 руб.
ГАЗ-A64R42 – 1 100 000 руб.
Андрей Филиппов, фото автора

«Полный газ! Смелее, смелее, руль вправо, полный газ!! В заносе, в заносе проходим!!!» – эмоциональный голос инструктора разрывает динамик рации. Э-эх, парни, вы, безусловно, профессионалы в экстремальном вождении, но я-то в данный момент управляю не спортивным болидом и даже не банальной легковушкой. Я за рулём микроавтобуса, и по идее у меня за спиной может быть 18 пассажиров, а значит, любой занос для меня – это не проявление мастерства и смелости, а, скорее, полный провал и непрофессионализм…

Впрочем, если всё же послушать инструктора, что я и сделал в дополнительном заезде, когда главные моменты устойчивости и управляемости были выяснены, то автобус на базе «ГАЗель Next» держится в заносе очень неплохо. И при умелом использовании этого качества на нём даже можно проходить повороты «веером», но… на полигоне, только на полигоне. Благо, нам «Группа ГАЗ» предоставила такую возможность, организовав полноценный тест-драйв на гоночном треке «Нижегородское кольцо»…

«До вокзала доеду?»

Автобусы в первую очередь создают для пассажиров. Начнём и мы наше знакомство с этой точки зрения.

Стоя на остановке, вы в жизни не примете этот автобус за «ГАЗель», т. е. вообще никак. Скажу больше – даже те, кто связан с транспортом, причём грузовым, категорически не согласны ставить знак равенства между нынешним аквариумом с колёсиками и прежним броневичком с «бойницами». Они буквально требуют, чтобы я признал, что эта машина другого класса, и больше соответствует термину «автобус», чем «маршрутка». Что ж, пусть будет так – это автобус. Конструкторам ГАЗа соответственно аплодисменты.

Далее, когда распахнется автоматическая дверь с приводом «обкатывающего» типа, пассажиры смогут оценить удобство входа – дотянуться головой до верхней кромки проёма сможет разве что Гулливер, да и к ширине прохода вопросов нет.

Салон «городской» версии легко опознать по поручню под потолком. Он смещён к дверям, и при переходе на компоновку 2+1 его не надо будет переносить Аварийная дверь никаких иных назначений не предполагает «в принципе». Высокий уровень пола и узкий проход возле кормового ряда кресел исключают её «перепрофилирование» Ширина проёма в свету и низкие ступеньки делают вход очень удобным. Обратите внимание на поручень двери – удобное решение с учётом вылета створки

В салоне вас встретит 4-рядная планировка, в которой, ВНИМАНИЕ, ВСЕ кресла стоят лицом «по ходу» движения. Люди со слабым вестибулярным аппаратом, обратите внимание на «ГАЗель Next», здесь не игнорируют ваши проблемы…

Понятие «просторный салон» абстрактно. Поэтому основные внутренние размеры можно посмотреть на схеме. Уточню: высота салона – 1902 мм, расстояние между сиденьями в районе коленей – 275–290 мм, ширина прохода – 366 мм. В модификации ГАЗ-A64R42, предназначенной для работы на городских маршрутах, допускается всего один стоящий пассажир, а в «пригородном» ГАЗ-A63R42 перевозка стоя и вовсе запрещена, цифры более чем приемлемые.

Несмотря на то, что во время тестовых заездов в салоне находилось максимум 6 человек, никаких претензий к плавности хода у меня нет. Я не обнаружил и посторонних шумов или раздражающих вибраций.

Дабы моя елейная песня не навела вас на мысль о пересказывании рекламного буклета, отмечу момент, который мне не понравился. В машине совершенно не предусмотрено место для поклажи. Даже средних размеров дорожный чемодан на колёсиках уже заставит вас напрячься. Понятно, что и у аналогов с этим проблемы, но… факт остаётся фактом, и журналистский командировочный трафик не позволяет молча смириться с этим недостатком.

А так микроавтобус «ГАЗель Next», несомненно, – одно из лучших предложений в классе.

«За проезд передаём…»

А каково же водителю? Да всё так же замечательно!

Рабочее место здесь, как и у всех автобусов с каркасным кузовом на донорском шасси, комбинированное. Панель приборов и органы управления ещё от носителя, а вот всё остальное уже своё. Получилось не сказать что восхитительно, но и задачи такой никто не ставил. Лаконично, функционально и без раздражающих просчётов.

Большой короб под правой частью передней панели – отопитель. Благодаря тому, что дверь не перекрывает его дефлекторы, тепло в салон подаётся равномерно даже на остановках Кресло водителя почему-то только с левым подлокотником. Обидно, ведь слева есть неплохой «подоконник» на крайний случай, а справа – разве что рычаг КП, а это неудобно Количество зеркал – «хорошо», удобство пользования – «отлично», информативность – «отлично». А как удобен нижний треугольник при подъезде к бордюру! Приятное исключение из правил – при большой площади остекления бокового окна я всё равно могу рукой дотянуться до зеркала, чтобы поправить его или протереть Такого решения на отечественных «маршрутках» мы ещё не встречали. Зато проём широкий, а дополнительного места в салоне створка не требует

Единственный спорный вопрос – это отсутствие персональной входной двери у водителя. Но у этой задачки до сих пор нет единственно верного решения, так как мнение водителей на этот счёт разделяются. Попытка внедрить такую опцию на Real ничем не увенчалась, и опытный образец с «личной» дверью водителя так и работает поныне в Муроме в гордом одиночестве. Сто’ит ли тогда «огород городить»?..

Из положительных нюансов отмечу момент, которому не придают значения сторонние люди, но всегда отмечают те, кто работает на маршруте в жёстких рамках графика. После посадки не надо нажимать кнопку закрывания дверей. Как только автобус тронется, дверь закроется автоматически.

Из того, что заставило задуматься, пожалуй, отмечу тот факт, что при открытой служебной двери наблюдение через правое зеркало ведётся сквозь стекло створки. Пока стекло чистое – всё великолепно, я даже восхитился в душе элегантности такого решения. А вот как это будет выглядеть, когда дверь покроется налётом дорожной грязи или каплями дождя – вопрос. Понятно, что посадку – высадку можно контролировать напрямую, благо, дверь всего одна. Но вот бегущего пассажира точно можно не заметить, а это уже чревато неприятностями. Придётся ждать отзывов от реальной эксплуатации.

В остальном микроавтобус «ГАЗель Next» как водителю мне понравился. Агрегатная база уже знакомая. Доступ к основным узлам удобный, даже капот можно открыть, не измазав одежду (ещё один «плюсик»). Межсервисный интервал, как у «европейцев», – 20 000 км. Да и гарантия 2 года или 100 000 км – очень неплохо для наших условий «эксплуатации». Важный момент: для автобусов, не работающих на регулярных пассажирских перевозках (школьники, служебные, заказные и т. п.), предусмотрена увеличенная гарантия 3 года или 100 000 км. Похоже, ГАЗ дорос да дифференцированного подхода к своим клиентам, а это тоже дорогого стоит…

Имитация движения

«А первой перекрёсток всё равно проедет «маршрутка»…» – именно под таким девизом была организована ездовая часть презентации микроавтобуса «ГАЗель Next». Разделение на два этапа, фигурное вождение и имитация движения по маршруту, позволило вжиться сразу в две роли: «наемный наездник» и «водитель-владелец».

Описание начнем, пожалуй, с первого амплуа, так как в настоящее время за рулём «маршруток» таких большинство, и именно с ними вам чаще всего придётся сталкиваться.

В чётком соответствии с ролью с места включаю II передачу и начинаю резвый разгон. Естественно, мокрый снег, плотно укрывший асфальт, заметно притупляет термин «резвый», и первоначально автобус больше буксует, чем набирает скорость, но как только под колёсами появляется твердая опора… Берегись конкуренты, от меня не уйдёшь! Впрочем, полоса разгона заканчивается, так и не успев начаться. И здесь, если ты не успел вовремя сбросить скорость, тебя, несмотря на вывернутые до упора колёса, под стрекот АБС выносит мимо конусов. Круговое движение – тот же эффект на резкое «педалирование» и вращение рулём. Я даже «мастерски» сумел развернуться на 180°. Дважды… Прохождение «змейки» под «полным газом» приводит к тем же последствиям – «ГАЗель Next» начинает «мести хвостом» и на третьем взмахе сносит один или сразу пару конусов. Так что даже точно следуя напутствию «трасса заточена под II передачу», можно бесконечно долго продолжать эпопею с промахами, может, если только не остепениться и не перестать бездумно давить на «газ».

Впрочем, как я и говорил, «веселье» было уже на десерт, а первоначально я ехал совсем в другом стиле вождения, который, похоже, уже въелся в меня навсегда. Отрешившись от раздающей «не автобусные» команды рации, я прошёл дистанцию так, как это сделал бы нормальный водитель автобуса в снегопад.

КП снизу открыта, и защита её не предусмотрена. Впрочем, сначала «вредителю» придётся преодолеть элементы подвески, потом рейку рулевого управления и лишь потом… Впереди независимая подвеска, причём со стабилизатором поперечной устойчивости. То-то на трассе крены незаметны. Под двигателем – пластиковая защита Под капотом всё осталось, как и у «донора» – грузовика «ГАЗель Next». Так что с удобством доступа всё должно быть нормально В корме теперь тоже не будет холодно – вдоль задней стенки установлен ещё один отопитель. Быстрее всего польза от него почувствуется на пригородных перевозках Приятно, что колёсные арки не выступают в салон огромными горбами, заставляя пассажиров прикрывать уши коленями. Да и плоская форма позволит поставить ступни с комфортом Крышка топливного бака «а-ля меценат». Похоже, скоро на лючке появятся неэстетичные дужки и амбарный замок…

Первая передача, и «бусик» легко и непринуждённо набирает скорость по снежной каше. Быстро перебираем передачи и к столбику «Торможение» подкатываем уже на III. Переход на пониженную, добавляем тормоза и… никаких проблем, все конусы на месте, и мы с Next переходим к следующему этапу. Движение по раскатанному кругу в «полпедали». Едва намечающийся снос задней оси легко корректируется рулём и сбросом газа – задний привод, «классические» решения. А вот «змейку» я проходил уже так, как было бы в реальной жизни, когда от необдуманных решений соседей по потоку торможением не уйти – только маневрирование на максимально возможной скорости. Итог: после второго прохода «змейки» даже инструктор со стороны понял, что, несмотря на нетронутые кону-сы, автобус явно передвигается на III передаче.

Что ж, мне очень понравилось! Габариты чувствуются замечательно, манёвренность великолепная, и АБС при торможении реально помогает вписаться в коридор. Теперь это реально «ГАЗель», а не более крупное и неуклюжее рогатое животное.

Увы, имитировать «рублёвые гонки» на заснеженной трассе я не стал, так что повествование будет более скучным. В принципе, к сказанному следует добавить, что при движении на реальном маршруте положительным психологическим фактором, в отличие от «фургонбусов», будет свободное пространство вокруг водителя. Огромное ветровое стекло, остеклённая автоматическая дверь, высокий потолок подсознательно создают иллюзию, что управляешь чем-то бо’льшим, чем компактная «ГАЗель», и ты изначально закладываешь в манёвр дополнительный запас. Думаю, пассажиры это почувствуют, по крайней мере до той поры, пока водитель, наконец, не осознает, что предельные режимы у его автобуса ещё ого-го где…

Прыг-скок, в будущее прыжок

«Позитивно», «очень позитивно», «не к чему придраться» – всё это первые эмоции моих коллег после проведения тест-драйва.

Автобус явно удался, и теперь, единственное, что роднит его с предшественницей, – это имя. Как я уже отмечал во время первого знакомства с семейством «ГАЗель Next», новинке придётся воевать не с конкурентами, а собственным именем, вернее, с теми ассоциациями, которые она вызывает у эксплуатационников и пассажиров. И битва эта не будет лёгкой, ибо предубеждения у нас всегда сильнее доводов разума.

А ещё впереди у газовцев тяжёлый путь «цивилизации» пассажирских перевозок. Уже сейчас многие маршрутчики и пассажиры жалуются на тесный проход при нынешней планировке 2+2 и требуют дополнительную дверь и накопительную площадку. Вот только, когда начинаешь выяснять подробности, то сразу всплывает, что все вопросы по медленной ротации пассажиров, неудобстве перемещения по салону и тесноте внутри него возникают при наличии от 2 до 7 стоящих пассажиров. Полагаю, что если убрать логичное в данном разговоре преуменьшение, то в салоне в момент «сложностей перемещения» на самом деле находилось от 5 до 15 лишних пассажиров (печальный рекорд – 48 пассажиров). А в таком контексте, столь желанная недовольными модернизация приведёт не к повышению скорости ротации на остановках, а к ещё бо’льшему увеличению «перегруза» при сохранившейся тесноте. Искренне надеюсь, что ГАЗ не пойдёт на поводу спорного утверждения «клиент всегда прав» и будет стойко держать свои позиции – 18+1, и ни человеком больше! Ещё бы и ДПС подключилась к решению данной проблемы – совсем бы было здорово.

В остальном же у автобуса «ГАЗель Next», похоже, очень светлое будущее. Уже сейчас идёт разговор о том, что спрос явно опережает предложение и все «бусики» раскупаются буквально с конвейера. При проектной мощности 3000 ед. / год, запросы рынка – 6000 ед. / год, так что даже работа в три смены, семь дней в неделю не спасает. О популярности машины говорит и тот факт, что изготовление 14-местных «маршруток» на базе «ГАЗель Бизнес» (переоборудованием занимается компания «Луидор») с появлением Next упало на 30 %. В общем-то, это как раз неудивительно, поскольку «Next» – это совершенно новое поколение автобусов в отличие от «Бизнеса», который, по сути, всего лишь эволюция той первой безымянной «ГАЗели»…

Кстати, на тесте мы «катались» на машинке с заводским номерам «1323», с учётом того, что серийный выпуск автобусов начался в апреле 2014, – неплохой результат!

Технические характеристики автобусов ГАЗ-A63R42 и ГАЗ-A64R42
Модель ГАЗ-A63R42 ГАЗ-A64R42
Полная масса, кг 4292 4252
Снаряжённая масса, кг 3014 2960
Пассажировместимость, чел./в т. ч. сидя 18/ 18 19/ 18
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 1465/ 2827 1489/ 2763
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISF2.8s4R129
Турбодизельный, I-4
2781
120 при 3200 мин-1
295 при 1600–2700 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад

Механическая
5/1
Подвеска Передняя – независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, со стабилизатором.
Задняя – зависимая, с продольными полуэллиптическими рессорами с дополнительными рессорами и стабилизатором
Тормозная система Гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем и АБС.
Передние тормозные механизмы дисковые, задние – барабанные
Колёсная формула (привод) 4х2 (задний)
Минимальный радиус поворота, м 6,6

Байки для VIP. Шаг в будущее

Эта часть повествования задумывалась как пояснение возможных вариаций салонов. Ну, мало ли, кто-то ещё не определился, на какой маршрут машину поставить. Однако уже в процессе работы стало ясно, что и здесь придётся добавить техническую информацию, которая поможет лучше понять, насколько далеко ушла от прародителей «ГАЗель Next».

Кузов нового автобуса каркасный, что в будущем позволит создавать различные конфигурации. Сам каркас из стальных труб с катафорезным грунтованием, боковины кузова и капот из оцинкованной стали, крыша, задняя стенка и передние крылья из высокопрочного пластика. Похоже, кузов сможет пережить шасси…

Кроме того, на автобусе применена модернизированная коробка передач с увеличенной шириной зубчатых венцов, подшипниками повышенной грузоподъёмности, фланцевым соединением карданной передачи. В итоге КП способна передавать крутящий момент до 330 Н∙м.

21-местный «школьник» «Промтех-22438S» поражает 5-рядной планировкой салона (3+2) и большими полками для ранцев Междугородник «Промтех-224380» на базе ГАЗ-A60R42 рассчитан на перевозку всего15 пассажиров, но в комфортабельных креслах «Промтех-224380», но только 12-местный. Автобус с салоном повышенной комфортности изготовлен для аэропорта Стригино

Не остались без внимания и другие агрегаты:
– у мотора изменены камера сгорания, турбокомпрессор и перепрошит блок управления двигателем под городскую езду;
– у заднего моста увеличена несущая способность и усилены тормоза.

Продолжать можно и дальше, но суть, я думаю, и так понятна – даже исходное шасси подверглось доработке.

И в завершение ещё один важный момент. Непосредственно на заводе ГАЗ изготовляются только пригородная (ГАЗ-A63R42) и городская (ГАЗ-A64R42) модификации автобусов. А все нестандартные версии, «школьники», «туристы» и т. п. производит нижегородский «Промтех», входящий в ГК «Самотлор-НН», и маркируются они совершенно иначе…

Комментировать ... >>
Loading...